Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Уходящий 2010-й год для российского телевидения был непростым и временами неожиданным. Каналы находились в броуновском движении, экспериментировали, стараясь добиться большей любви у зрителей – как высокопоставленных, так и рядовых.
Первый экспериментальный
Лавры главного телеэкспериментатора года, пожалуй, стоит присудить гендиректору Первого канала Константину Эрнсту. Ему удалось удивлять общественность в самых разных жанрах.
В начале года разразился громкий скандал вокруг многосерийного проекта «Школа». Первый канал позиционировал его как «радикальный сериал для подростков». Педагогов и законодателей шокировали нравы, царящие в обыкновенной школе по версии режиссера Гай Германики.
Сериал стал поводом для многочисленных дискуссий о школьном образовании в России. А создатели «Школы» удостоились премии «ТЭФИ».
Первый канал выступил и пионером вертикального программирования, которое давно практикуется на западном ТВ. В частности, свежеснятые сериалы «Гаражи», «Голоса», «Банды» и «Побег» ставились на «первой кнопке» в прайм-тайм лишь раз в неделю, а не ежедневно как это бывает при программировании горизонтальном. Правда, судя по рейтингам, зритель оказался не готов к эксперименту.
Заслуживают внимания и усилия канала по созданию нового телевизионного юмора. Если такие программы как «Большая разница» и «Прожекторпэрисхилтон» значительно укрепили позиции, то новая передача писателя-сатирика Андрея Кнышева ««Дуплькич, или рычание ягнят» еще не нашла своего зрителя.
Новые старые каналы
Аудиторию познакомили с каналом «Россия-2», который раньше звался «Спортом». Прежний проект в качестве нишевого, чисто спортивного канала, оказался слишком малорейтинговым.
В итоге руководство ВГТРК перепрофилировало шестую «кнопку», разбавив спортивные программы новостными, развлекательными и познавательными. Получился «винегрет», в котором, впрочем, есть и интересные передачи. Например, «Вести.ru» или «В мире животных» с Николаем Дроздовым.
Другим «новым старым» каналом стала «Карусель» - совместное детище Первого канала и ВГТРК. Его слепили из «Теленяни» и «Бибигона». Извечные соперники наконец-то поняли, что Боливар, то есть зритель, слишком малочислен для двух детских проектов и его (зрителя) лучше аккумулировать в одном месте. На радость рекламодателю.
Искали себя и другие каналы. Например, «Культура», которая с 1-го января стала именоваться «Россией К». Новый руководитель Сергей Шумаков попытался уйти от формата «гетто для интеллигенции», придав телекомпании больше динамизма и злободневности. Отчасти это ему удалось. Во всяком случае, две новые программы явно украсили «Россию К» - дискуссионный «Пресс-клуб ХХI» и цикл еженедельных лекций Academia, в котором сеют разумное, доброе, вечное яркие представители отечественной науки и педагогики.
Интеллигенты тут не ходят
Попытался обрести свое лицо и питерский Пятый канал. Он запустил ряд интересных авторских программ: от «Суда истории» с Николаем Сванидзе, Леонидом Млечиным и Сергеем Кургиняном до «Картины маслом» Дмитрия Быкова и «Программы передач» со Светланой Сорокиной и Андреем Максимовым. Физиономия получилась довольно самобытная, но команда Александра Роднянского (куратора проекта) была, тем не менее, сменена, а гендиректором назначен бывший замруководителя дирекции информационных программ Первого канала Алексей Бродский.
Похоже, интеллигентность на ТВ позволительна только на «России К». Во всяком случае, один из ведущих, Дмитрий Быков откликнулся на это в стихах так: «Но Эрнст дотянулся на Пятый канал и с помощью Божьей его доконал. Там юмор и песни о старом, а я там не нужен задаром».
Судя по всему, Пятый канал ждет переформатирование.
От Лужкова к Собянину
Зато этот год принес немало дивидентов НТВ, где тоже кипела творческая лаборатория. На заказ. Многосерийный фильм «Глухарь» о циничном, но веселом милицейском следователе стал самым рейтинговым сериалом года.
Плодотворно канал трудился и на ниве документалки, явив граду и миру несколько разоблачительных фильмов о Юрии Лужкове и Елене Батуриной («Дело в кепке» и «Дорогая Елена Николаевна»), а также отметившись в информационной атаке на Александра Лукашенко («Крестный батька»).
При этом выпуск ток-шоу «НТВшники», на котором обсуждались причины увольнения некогда всесильного мэра Москвы, стал одним из самых демократичных и плюралистических на ТВ. Благо, как выразился гендиректор НТВ Владимир Кулистиков, наша общественность – «это пушечное мясо для наших ток-шоу».
В связи с отставкой Лужкова и назначением Собянина ТВ Центр, будучи каналом столичного правительства, находится в состоянии косметического ремонта. В частности, воспользовавшись политическим моментом, на канале избавились от многолетнего enfant terrible ТВ Центра – Андрея Караулова с его программой «Момент истины». А старую мэрскую программу «Лицом к городу» сменила новая - «Наш город». В целом же третья «кнопка» серьезных «тектонических» потрясений не испытала.
ТЭФИ почти не видна
Чего нельзя сказать о телеакадемии, которую в этом году сотрясали скандалы. Один из них был связан с режиссером документального фильма «Подстрочник» Олегом Дорманом. Он публично отказался от специального «Орфея» за свой фильм. Второй спровоцировал сам президент телеакадемии Михаил Швыдкой, «забывший» вручить почетный приз ТЭФИ-2010 Манане Асламазян. Он сделал это значительно позже, когда в ее защиту выступили практически все телеакадемики.
Перенос следующей торжественной церемонии аж на 2012 год (который объясняется экономическими причинами) и вовсе ставит крест на призрачной надежде вернуть в лоно академии некогда отколовшихся ее членов – НТВ, ТНТ и ВГТРК.
Парфенова услышали
Зато все представители телесообщества явили редкое единодушие, присудив первую премию имени Влада Листьева Леониду Парфенову. После чего лауреат разразился пятиминутной речью, раскритиковав современное телевидение. В частности, журналист назвал освещение деятельности власти «дорогим покойником – о ней только хорошо или ничего». Коллеги сделали вид, что ничего не произошло.
Впрочем, кое-какие выводы из этого сделаны.
Во всяком случае, погромы в Москве освещались федеральными каналами на редкость оперативно и полно. В отличие от «черного октября» 1993 года, когда были отключены основные каналы, принадлежащие государству, и зрители наблюдали за расстрелом Белого дома в прямом эфире по частному ТВ-6.
Извлекли урок и после взрывов в московском метро 29 марта этого года. Тогда о случившейся трагедии россияне оперативно узнали не от российских телекомпаний, а от канала EuroNews и из Интернета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции