Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Кирсан Илюмжинов официально объявил о своем уходе с поста президента Калмыкии. «Ни я не просился остаться, ни меня не просили. Никаких надрывов не было. Заявлений от меня не требуется. 24 октября истекает срок - и все», – объяснил он свое решение.
Заявление это, как и само явление – знаковое. Отставка Илюмжинова обозначила веху в неторопливом «губернаторском пасьянсе», который раскладывает президент Дмитрий Медведев с конца прошлого года, когда он высказал мнение, что главам субъектов Федерации, как правило, не следует засиживаться на своих должностях больше трех сроков.
После этого началось медленное, но верное вытеснение ветеранов с губернаторских постов. Ушли на пенсию столь заметные фигуры, как президент Татарстана Минтимер Шаймиев, его башкирский коллега Муртаза Рахимов и глава Ростовской области Владимир Чуб, до тех пор казавшиеся неприкасаемыми и непотопляемыми. Ушли тихо, без скандала, добровольно – согласно официальным сообщениям.
Кроме них на заслуженный отдых отправились еще семеро аксакалов, занимавших свои посты с начала 90-х годов прошлого века. Заодно были заменены несколько не столь «долгоиграющих» глав регионов. Обновления кадров на местном уровне, ранее выглядевшие как разовые разрозненные акции, приобрели характер процесса, тенденции.
Уход Илюмжинова занимает особое место в этом процессе. Его еще можно назвать ветераном – как-никак 17 лет на посту, но уж никак не аксакалом. Ему всего 48 лет, на покой уходить рано. Даже напротив – его ровесники только приходят на смену долгожителям среди глав регионов. Всем назначенцам медведевского периода от 45 до 55 лет. Если рассуждать теоретически, то Илюмжинов мог бы быть в их рядах.
Но это невозможно себе представить. На самом деле экспертов, наблюдателей и политологов занимает совсем другой вопрос: как он сумел так долго продержаться в президентах Калмыкии? В российской политике такие экстравагантные личности нередко встречались на заре ельцинской эпохи. В основном среди народных депутатов РФ, затем – в Госдуме первого и второго созыва, когда парламент еще был местом для дискуссий. Затем они исчезли и оттуда, даже из фракции ЛДПР.
Илюмжинов и вышел из той среды. Он начинал свой путь в политике именно народным депутатом. Кроме того, был крупным бизнесменом, называл себя миллиардером. В любом случае, он был самым богатым человеком в Калмыкии. Благодаря этому в 1993 году был избран президентом этой республики.
Илюмжинов ездил по Калмыкии на «мерседесе» и обещал избирателям счастье, процветание и светлое будущее. Однако реальным его экономическим достижением можно назвать только проведение шахматной Олимпиады в Элисте и строительство олимпийской деревни, которой президент республики, с присущим ему юмором, дал название Нью-Васюки. В честь этого был открыт памятник Остапу Бендеру.
Политические оппоненты даже сравнивали Илюмжинова с этим персонажем Ильфа и Петрова. Но глава Калмыкии куда больше преуспел на шахматном поприще, став в 2005 году президентом ФИДЕ, международной шахматной федерации.
Экстравагантные поступки Илюмжинов начал совершать с самого начала своего президентства. В разгар трагических событий октября 1993 года он лично явился в Белый дом, прямо под пули, пытался остановить штурм, предлагал свое посредничество между Ельциным и руководством Верховного Совета. Понятно, что этого предложения никто не услышал. Безусловно, нельзя не отметить его личную храбрость, но такая лихость граничила с авантюризмом.
Между тем у себя в республике он правил весьма авторитарно, не допускал никакой оппозиции. В 1998 году была убита Лариса Юдина, главный редактор газеты «Советская Калмыкия», которая особенно сильно критиковала президента. По обвинению в этом убийстве был осужден советник главы республики, но сам он категорически отрицал какую-либо причастность к преступлению.
В 1994 году Илюмжинов отменил Конституцию Калмыкии и заменил ее так называемым «Степным уложением». И хотя не был замечен в сепаратизме (да и куда бы он мог отделиться?), Конституционный суд неоднократно отменял республиканские законы, противоречившие федеральным.
Тем временем президент оригинальничал как мог: то приглашал к себе Далай-ламу, обещая выстроить ему резиденцию, то официально заявлял, что он не предпринимает ни одного шага без советов астрологов. Наконец, совсем недавно, в прямом эфире Первого канала телевидения, Илюмжинов рассказал – на полном серьезе – что он встречался с инопланетянами.
Столь эксцентричная фигура никак не вписывалась в вертикаль власти, выстроенную в России за восемь путинских лет. Тем не менее, Илюмжинов оставался на посту, в 2005 году он был переназначен, пошел на свой четвертый срок и казался вечным.
В чем был секрет его долголетия? Среди экспертов бытует версия, что Илюмжинова долгое время было некем заменить. Ни один выходец из Калмыкии не желал возвращаться в качестве президента в один из беднейших субъектов Российской Федерации. Теперь, очевидно, нашли преемника. Как пишут СМИ, региональное отделение «Единой России» выдвинуло целых семь кандидатур.
Впрочем, не исключено, что сам Кирсан Илюмжинов решил сосредоточиться на посту президента ФИДЕ. Специалисты считают, что у него хорошие шансы на переизбрание, а Россия официально поддерживает его кандидатуру.
После отставки президента Калмыкии во главе субъектов федерации останутся еще пять долгожителей, занимающих свои должности от 17 до 19 лет: мэр Москвы Юрий Лужков, президент Чувашии Николай Федоров и губернаторы Белгородской, Омской и Томской областей Евгений Савченко, Леонид Полежаев и Виктор Кресс. Есть основания полагать, что к концу года их останется еще меньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции