Рейтинг@Mail.ru
Новая повестка для диалоговой площадки СНГ - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая повестка для диалоговой площадки СНГ

© РИА НовостиНовая повестка для диалоговой площадки СНГ
Новая повестка для диалоговой площадки СНГ
Читать ria.ru в
Главы государств СНГ выступили с обращением к народам Содружества в связи с 65-летней годовщиной Великой Победы. Понятно, что смысл этого обращения станет основным стержнем предстоящего 8 мая неформального саммита.

Жибек Сыздыкова, руководитель Центра Кавказа и Центральной Азии при МГУ, член Экспертного совета РИА Новости.

Главы государств СНГ   выступили с обращением к народам Содружества в связи с 65-летней годовщиной Великой Победы. Понятно, что смысл этого обращения станет основным стержнем  предстоящего 8 мая неформального саммита.

На момент встречи существуют актуальные проблемы, которые, вероятнее всего,  будут в той или иной мере  обсуждены в Москве. Среди них такие, как  деятельность ОБСЕ в контексте председательства Астаны, продвижение российской инициативы по евробезопасности, ситуация в Кыргызстане после апрельских событий,  состояние двусторонних отношений, общее взаимодействие на ближайшую перспективу.

На протяжении всего периода существования СНГ стало приемлемой, а в каком-то смысле и главной в своем роде площадкой для  диалога между государствами-участниками на различных уровнях.  Сегодня практически во всех странах Содружества понимают необходимость  активизировать    производственно-технологические связи,  развивать инвестиционное сотрудничество, создавать финансово-промышленные группы.  Имеется высокая заинтересованность в реализации масштабных инфраструктурных, энергетических и транспортных проектов. Одним словом, востребованность взаимодействия очень высока. Проблема, как и несколько лет назад, в отсутствии продуманных и просчитанных межстрановых механизмов.  Однако с учетом  происходящих  событий в мировом сообществе в целом реальная интеграция на постсоветском пространстве жизненно необходима.

Во всяком случае, оптимизм внушает то обстоятельство, что Содружество располагает огромным потенциалом, будь-то трудовые ресурсы или же ресурсы природного, экономического и культурного характера.

Принято считать, что ядром интеграционных процессов на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество. Эффективность ЕврАзЭС во многом обусловлена тем, что эта организация построена на апробированных в мировой практике принципах, включая учет экономического веса партнеров при формировании бюджета, жесткую финансовую дисциплину, четкий механизм исполнения решений. Внутри шестерки три наиболее продвинутые в деле интеграции государства –  Россия, Белоруссия и  Казахстан взяли курс на формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Не все на этом пути пока складывается гладко. Год назад  событием казалось решение «тройки» о вступлении  в ВТО единой таможенной территорией. Теперь же ситуация другая, и вступать во Всемирную торговую организацию  Россия будет отдельно от партнеров. Многие эксперты в этой связи поставили под сомнение перспективы ТС. Между тем  на днях поступила новость - президент Дмитрий Медведев подписал закон "О ратификации соглашения о секретариате комиссии Таможенного союза". Фактически дано «добро» на деятельность рабочих органов ТС.  Это еще раз подтверждает, что различия в подходах участников СНГ к многостороннему сотрудничеству обусловили практику разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве Содружества. И эта модель работает, хотя и не без сбоев.

Не менее актуальной остается совместная внешнеполитическая деятельность. Среди вопросов, которые стоят перед Казахстаном  как председателем ОБСЕ и Россией как сопредседателем Минской группы ОБСЕ, особое место занимает проблема Нагорного Карабаха. Есть надежда, что Астана и Москва именно в нынешнем году сделают прорыв  в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. Хотя совершенно понятно, что достижение соглашения возможно лишь тогда, когда общества обеих стран будут готовы принять его базовые принципы.

Собравшимся на саммит в Москву главам государств невозможно будет обойти вниманием и ситуацию в Киргизии. К сожалению, все еще нельзя  с уверенностью сказать, что  в этой стране действительно обеспечена стабильность. Точнее это можно назвать лишь хрупким согласием. Здесь есть несколько серьезных аспектов. Если отъезд экс-президента  Бакиева через Казахстан в Белоруссию произошел без особых происшествий,  то ходатайство Киргизии о его выдаче может сопровождаться серьезными политическими трениями. Временное правительство,  возглавляемое Розой Отунбаевой,  намерено привлечь Бакиева к суду в целях легитимизации  своей власти в стране.

Но это не единственная сложность для новых руководителей. Проект Конституции, предложенный Временным правительством, предусматривает изменение политической системы, включая переход к парламентаризму и многопартийной системе. Все бы хорошо, но говорить о создании  многопартийной системы по западному образцу явно преждевременно. Большинство партий, зарегистрированных в Киргизии, представлены, как правило, кланами, неформальными объединениями и отдельными лидерами. К тому же остается разделение по региональному признаку «север-юг». Временному правительству, может быть, следовало бы сделать несколько продуманных шагов по предотвращению тенденции к разделению страны.

Поэтому очень нужен реалистичный взгляд на события в Киргизии. Поэтому так важна роль СНГ  в Киргизии, в центральноазиатском регионе, как, впрочем, и в других постсоветских регионах. На этом фоне  остается актуальным предложение России странам НАТО, Евросоюза, ОДКБ, СНГ и ОБСЕ заключить новый Договор о европейской безопасности. РФ предлагает создать такой механизм поддержания мира, чтобы ни одно государство или международная организация не имели монополии на эту деятельность. И это, без сомнения, важная составляющая для будущего постсоветского пространства. Особенно имея в виду, что не до конца еще скоординированы интересы всех членов Содружества в политико-экономической сфере, не говоря уже о военной.

Никто не рассчитывает, что годами накопленные проблемы может решить один неформальный саммит. Но также не стоит ставить под сомнение, что СНГ в своем коллективном формате позволяет его участникам согласовывать  подходы к различным актуальным проблемам. И действовать дальше.

Мнение автора может не совпадать  с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала