Жибек Сыздыкова, руководитель Центра Кавказа и Центральной Азии при МГУ, член Экспертного совета РИА Новости.
Главы государств СНГ выступили с обращением к народам Содружества в связи с 65-летней годовщиной Великой Победы. Понятно, что смысл этого обращения станет основным стержнем предстоящего 8 мая неформального саммита.
На момент встречи существуют актуальные проблемы, которые, вероятнее всего, будут в той или иной мере обсуждены в Москве. Среди них такие, как деятельность ОБСЕ в контексте председательства Астаны, продвижение российской инициативы по евробезопасности, ситуация в Кыргызстане после апрельских событий, состояние двусторонних отношений, общее взаимодействие на ближайшую перспективу.
На протяжении всего периода существования СНГ стало приемлемой, а в каком-то смысле и главной в своем роде площадкой для диалога между государствами-участниками на различных уровнях. Сегодня практически во всех странах Содружества понимают необходимость активизировать производственно-технологические связи, развивать инвестиционное сотрудничество, создавать финансово-промышленные группы. Имеется высокая заинтересованность в реализации масштабных инфраструктурных, энергетических и транспортных проектов. Одним словом, востребованность взаимодействия очень высока. Проблема, как и несколько лет назад, в отсутствии продуманных и просчитанных межстрановых механизмов. Однако с учетом происходящих событий в мировом сообществе в целом реальная интеграция на постсоветском пространстве жизненно необходима.
Во всяком случае, оптимизм внушает то обстоятельство, что Содружество располагает огромным потенциалом, будь-то трудовые ресурсы или же ресурсы природного, экономического и культурного характера.
Принято считать, что ядром интеграционных процессов на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество. Эффективность ЕврАзЭС во многом обусловлена тем, что эта организация построена на апробированных в мировой практике принципах, включая учет экономического веса партнеров при формировании бюджета, жесткую финансовую дисциплину, четкий механизм исполнения решений. Внутри шестерки три наиболее продвинутые в деле интеграции государства – Россия, Белоруссия и Казахстан взяли курс на формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Не все на этом пути пока складывается гладко. Год назад событием казалось решение «тройки» о вступлении в ВТО единой таможенной территорией. Теперь же ситуация другая, и вступать во Всемирную торговую организацию Россия будет отдельно от партнеров. Многие эксперты в этой связи поставили под сомнение перспективы ТС. Между тем на днях поступила новость - президент Дмитрий Медведев подписал закон "О ратификации соглашения о секретариате комиссии Таможенного союза". Фактически дано «добро» на деятельность рабочих органов ТС. Это еще раз подтверждает, что различия в подходах участников СНГ к многостороннему сотрудничеству обусловили практику разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве Содружества. И эта модель работает, хотя и не без сбоев.
Не менее актуальной остается совместная внешнеполитическая деятельность. Среди вопросов, которые стоят перед Казахстаном как председателем ОБСЕ и Россией как сопредседателем Минской группы ОБСЕ, особое место занимает проблема Нагорного Карабаха. Есть надежда, что Астана и Москва именно в нынешнем году сделают прорыв в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. Хотя совершенно понятно, что достижение соглашения возможно лишь тогда, когда общества обеих стран будут готовы принять его базовые принципы.
Собравшимся на саммит в Москву главам государств невозможно будет обойти вниманием и ситуацию в Киргизии. К сожалению, все еще нельзя с уверенностью сказать, что в этой стране действительно обеспечена стабильность. Точнее это можно назвать лишь хрупким согласием. Здесь есть несколько серьезных аспектов. Если отъезд экс-президента Бакиева через Казахстан в Белоруссию произошел без особых происшествий, то ходатайство Киргизии о его выдаче может сопровождаться серьезными политическими трениями. Временное правительство, возглавляемое Розой Отунбаевой, намерено привлечь Бакиева к суду в целях легитимизации своей власти в стране.
Но это не единственная сложность для новых руководителей. Проект Конституции, предложенный Временным правительством, предусматривает изменение политической системы, включая переход к парламентаризму и многопартийной системе. Все бы хорошо, но говорить о создании многопартийной системы по западному образцу явно преждевременно. Большинство партий, зарегистрированных в Киргизии, представлены, как правило, кланами, неформальными объединениями и отдельными лидерами. К тому же остается разделение по региональному признаку «север-юг». Временному правительству, может быть, следовало бы сделать несколько продуманных шагов по предотвращению тенденции к разделению страны.
Поэтому очень нужен реалистичный взгляд на события в Киргизии. Поэтому так важна роль СНГ в Киргизии, в центральноазиатском регионе, как, впрочем, и в других постсоветских регионах. На этом фоне остается актуальным предложение России странам НАТО, Евросоюза, ОДКБ, СНГ и ОБСЕ заключить новый Договор о европейской безопасности. РФ предлагает создать такой механизм поддержания мира, чтобы ни одно государство или международная организация не имели монополии на эту деятельность. И это, без сомнения, важная составляющая для будущего постсоветского пространства. Особенно имея в виду, что не до конца еще скоординированы интересы всех членов Содружества в политико-экономической сфере, не говоря уже о военной.
Никто не рассчитывает, что годами накопленные проблемы может решить один неформальный саммит. Но также не стоит ставить под сомнение, что СНГ в своем коллективном формате позволяет его участникам согласовывать подходы к различным актуальным проблемам. И действовать дальше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции