В Театре Наций применили метод Гренхольма

Weekend: 16-18 апреля 2010 года (77)
Спектакль Метод Гренхольма в Театре Наций
В Театре Наций состоялась премьера спектакля, который, по всей вероятности, будет иметь успех у публики. Слагаемые успеха вроде бы всем известны: хорошая пьеса и хорошая игра артистов — вот этот нехитрый рецепт, однако которым редко пользуются, потому что на деле все оказывается не так просто.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера»,  специально для РИА «Новости».

В Театре Наций состоялась премьера спектакля, который, по всей вероятности, будет иметь успех у публики. Слагаемые успеха вроде бы всем известны: хорошая пьеса и хорошая игра артистов —  вот этот нехитрый рецепт, однако которым редко пользуются, потому что на деле все оказывается  не так просто. Все трудней и трудней найти современную пьесу. По многим причинам. Нужно вырвать из потока текст, попадающий в нерв современной жизни.  Поскольку зачастую авторами пишутся не пьесы, а монологи  про не состоявшуюся жизнь. Поскольку все трудней режиссеру объединить общей задачей этического, эстетического порядка  актеров вокруг литературного материала, особенно когда актеры приглашены на постановку из разных театров.

Несомненная удача последней работы Театра Наций — открытие именно для русской публики каталонского драматурга из Испании Жорди Гальсерана и его пьесы «Метод Гренхольма» (собеседование). Открытие же этого автора в Европе уже состоялось. Сам Гальсеран счел важным премьеру в Москве и прибыл в Первопрестольную.

Второе слагаемое успеха — игра наших артистов, которые соскучились по работе. В частности, Игорь Гордин и Сергей Чонишвили  — известные артисты, которым вроде бы грех жаловаться на простои, оба востребованы. Однако быть занятым, еще не означает быть удовлетворенным. Такие пьесы как «Метод Гренхольма» дают актеру нечто большее, чем хорошие роли: дается шанс на социальное соучастие. Пьеса стреляет в нашу реальность, в наш контекст, быть может, куда острее, чем на Западе, поскольку там капитализм заставил людей отстаивать свои права перед работодателем. В России прав тот, у кого больше прав. Но и хозяин на Западе не сидел, сложа руки, и развил изощренные формы манипуляций человека человеком. Именно этого, кстати сказать, боялся А.П. Чехов применительно к России и высказывал опасения о том, что развитие капитализма предложит и утонченные формы эксплуатации.

У Гальсерана сюжетом становится обычная процедура — устройство на работу. Претенденты должны пройти в крупной корпорации собеседование. Их четверо. Все они проходят эту процедуру в третий раз. Момент истины, кого же одного из них предпочтут, вот-вот наступит.

Эта драматургия, которую можно назвать офисной (в Театре им. А.С. Пушкина, в Филиале, идет спектакль с таким названием «Офис»), на Западе составляет целое направление. Драматурги используют достижения социологов и вводят их методы в плоть художественного текста, как правило, иронизируя, над обществом западного стандарта, унификацией личности эпохи развитого капитализма.

В пьесе Гальсера, написанной в этой же традиции, в заголовок декларативно вынесен именно социологический авторский метод, так сказать нанотехнология в сфере психологии управления.

Как найти совершенного кандидата? Каким должен быть этот идеальный раб корпорации? И какими способами выявляются достоинства будущего хищника, который принесет офису в зубах прибыль? До какой степени соискатель готов переступать в деловой игре, чтобы убедить всевидящее око корпорации, что уж в реальной-то жизни кандидат за ценой не постоит? Чтобы все продать, надо показать, что ты все свое, интимное, сокровенное, тайное, готов выставить на продажу.

В сущности, вывод прост: чтобы стать этим идеальным кандидатом с внушительной зарплатой, надо сделать самую малость — отказаться от человеческого в себе. К примеру, у одной из претенденток умер отец, а по условиям деловой игры тот, кто покинет офис до окончания эксперимента, выбывает. Если  кто-то из трех оставшихся проявит сочувствие, тому не место в корпорации. Правда, первое испытание четыре соискателя проходят на доверие друг другу. Они должны выяснить, кто же из них — засланный казачок. И четверо, кто только что вошел в зал для собеседования, опрометчиво казавшиеся милыми обыкновенными людьми, начинают на ваших глазах топтать и рвать на части, потому что последовала команда «фас». Они проявляют хватку, которая и не снилась изощренному следователю КГБ, чтобы докопаться, кто же из них собственно агент фирмы. Сергей Чонишвили (Фэрран), Игорь Гордин (Энрик), Виктория Толстоганова (Мэрсэ), а также молодой актер Максим Линников (Карлес) — все они азартно вгрызаются в поставленную задачу. Ведь на кон поставлен выбор того, кто не пощадит мать и отца на пути выбивания прибылей из стада, идущего на заклание в супермаркеты.   Тут нельзя ошибиться, тут надо найти совершенного нечеловека.

Вот Энрик Игоря Гордина входит на собеседование как опытный клерк, который достигает успеха услужливым вниманием, прикидывается этаким маленьким человеком офисного царства. Такой будет открывать двери начальству, подавать пальто, и если надо, то почистит боссу ботинки. Он даже готов проявить внешнее сочувствие к Мэрсэ, которая решает пожертвовать будущей работой ради исполнения дочернего долга и готова покинуть офис.

Не сдается, чтобы показать, что  готов на все, только Фэрран Сергея Чонишвили. Этот делал карьеру, уже давно осознав, что там, где деньги, не до лирики. Ему кажется, что в своем цинизме он добрался до дна, но на то и существует бездна, что без дна. Он такой бескомпромиссный антигерой, цепной пес, готовый разорвать кого угодно, ради поставленной цели, однако, не предполагает, что «метод Гренхольма»   выявит в нем слабости — читай скудные островки человечности. В жертву принесено почти все — личная жизнь, убеждения, отношения с людьми. Остается только  одно, что дает ему силу жить: осознание своей циничной исключительности. Метод покажет, что и в этом он заблуждался на свой счет. Его обманут по всем статьям. Он не только не выиграет, но будет раздавлен деловой игрой корпорации.

Выяснится, что это тестирование, если перевести на наш русский язык, — игра в наперстки. Все три кандидата — подстава, они психологи корпорации. Высокие технологии в психологии, ими применяемые, есть изощренный садизм, за которым есть нечто большее, чем просто тест на аморальность. Им мало кандидата измочалить, им надо его пережевать и выплюнуть. Он должен уйти из этого офисного храма  с осознанием своей полной ничтожности и  священного трепета перед зданием корпорации. Правда, Чонишвили в финале ставит свой человеческий акцент. Он повержен, но понимает, что ниточка, связывающая его с простой ежедневной жизнью в лице женщины, еще остается. Актер не свершает приговора над персонажем, а оставляет своему Фэррану шанс на то, чтобы быть человеком.

Спектакль решен в том самом офисном стиле (художник Никола Тороманов): длинный стол для собеседования, прозрачные автоматически открывающиеся двери, и так же автоматически регулируемый в помещении свет. Слева расположена комнатка, как мы узнаем впоследствии, садистов - психологов. На стене справа часы с указанием времени разных точек земного шара, такие можно увидеть везде от офисов в Москве до биржи в Нью-Йорке. Такой вот почти нейтральный стиль, пожалуй, за одним исключением:  над самой комнатой для деловых игр водружен объект, отсылающий нас к работе Дэмиена Херста — акулы в формалине, одного из самых дорогих произведений современного искусства.

Возможно, создатель спектакля болгарский режиссер Явор Гырдев полон скепсиса и по отношению к современному искусству, которое оказывается в капкане потребительского общества, и сам художник со своим произведением является товаром для купли – продажи корпораций.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.