Политический обозреватель РИА Новости Юрий Филиппов.
Цены на московские квартиры бьют рекорд за рекордом. Стоимость жилья в России росла, опережая инфляцию, с того самого момента, как здесь появился жилищный рынок, но в последнее время цены сделали особенно впечатляющий рывок вверх. Причем Москва намного опережает всех ближайших конкурентов, подтверждая репутацию одного из самых дорогих городов мира.
В 2005 году средняя цена московской квартиры поднялась приблизительно на 40 процентов, с начала этого года - еще на столько же и составляет сегодня около трех с половиной тысяч долларов за квадратный метр. Для города, где средняя заработная плата лишь совсем недавно подошла к отметке в 24 тысячи рублей (приблизительно 900 долларов, вдвое выше, чем в среднем по России) это запредельно дорого. Даже если предположить, что цены вдруг замрут на месте, то и тогда обычный москвич заработает за год только на четыре метра жилой площади, да и то при невыполнимом условии, что откажется от всех других расходов.
Вызвана ли эта ситуация сознательной политикой? В этом сейчас пытаются разобраться Генеральная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), подозревающие московских застройщиков в ценовом сговоре. По подсчетам чиновников ФАС, средняя цена московской квартиры должна находиться на уровне 1300 долларов за квадратный метр, что позволит и покрыть издержки, и получить прибыль.
Строители и риэлторы оправдываются, рассказывают что-то про дороговизну московской земли, про колоссальные затраты на чудесные новинки современной канализации и других инженерных систем, которые делаются в московских элитных новостройках исключительно по евростандарту. Генеральный директор «МИЭЛЬ-Брокеридж» Наталья Кирпиченко и вовсе осмеяла чиновников из ФАС, заявив, что московский рынок «потенциально готов к средней стоимости жилья даже на уровне шесть - шесть с половиной тысяч долларов за квадратный метр».
И это, скорее всего, правда. Дело в том, что состоятельным людям в Москве и в России почти некуда больше вкладывать свои свободные средства. Банковскую систему страны периодически лихорадит, не до конца прошел шок от национального дефолта 1998 года, когда были заморожены вклады населения в иностранной валюте, российский рынок ценных бумаг никак не выйдет из младенчества. Постоянно дорожающие московские квартиры в этих условиях - фантастически привлекательный инвестиционный инструмент, сравнимый по доходности разве что с нефтяными фьючерсами.
В начале этого года глава столичного строительного комплекса Владимир Ресин заявил, что в самое ближайшее время темпы роста цен на столичную недвижимость упадут в четыре раза и придут в соответствие с темпами инфляции в стране. Очевидно, что это была всего лишь неудачная попытка психологической атаки на игроков жилищного рынка. Однако эти «крепкие орешки» делают ставку на совсем другую психологию. Во всяком случае, сегодня Ресин признает, что ошибался. «Цены на жилье просто бешеные. Они не подкреплены никакими вложениями, - заявил он на пресс-конференции в начале августа. - В Москву ринулась вся Россия за покупкой квартир и создала здесь ажиотаж».
Действительно, московский жилищный рынок взвинчен до предела. Спрос как минимум вдвое превышает предложение, новые квартиры мгновенно раскупаются уже на стадии закладки фундамента. При этом жилье в Москве, особенно на первичном рынке, покупают в основном приезжие. Считается, что на их долю приходится более двух третей всех покупок. Тридцать процентов сделок совершается в сугубо инвестиционных целях - квартиры могут продаваться, перепродаваться, несколько раз переходить из рук в руки, но в них так никто и не поселяется.
Для более точного описания ситуации правильнее было бы сказать, что в Москву за квартирами ринулась не только «вся Россия», но и «вся постсоветская Евразия», во всяком случае, ее состоятельная часть. И не только с рублями, эмиссию которых российские власти в состоянии контролировать (отсюда и заявление о том, что темпы роста цен на недвижимость должны сообразоваться с темпами инфляции), но также с долларами, евро, английскими фунтами, швейцарскими франками, с деловой хваткой и предпринимательской жилкой, а самое главное - с непоколебимым желанием владеть недвижимостью в российской столице.
Эта массовая миграция миллионеров и миллиардеров (по достаточно скромным подсчетам, таковых в 10-миллионной Москве уже около 80 тысяч, не считая приезжих) вызывает у рядовых москвичей чувство, похожее на смесь гордости с ревностью. С одной стороны, еженедельный рост цен на московскую недвижимость увеличивает стоимость капитала каждого местного квартировладельца. С другой стороны, подавляющее большинство этих бывших и нынешних рабочих, служащих, интеллигентов, военных - всех тех, кто еще в советское время бесплатно получил свою московскую квартиру от государства, а потом ее приватизировал, - прекрасно понимает: их собственное московское новоселье в безвозвратном прошлом, руку на пульсе городской жизни держат совсем другие люди.
Разумеется, «новые» москвичи пока не до конца оттеснили «старых», однако отток последних из столицы уже чувствуется. Не только пенсионерам, но и относительно молодым людям оказывается выгодно продать или сдать в аренду свою московскую квартиру и поселиться где-нибудь в пригороде, где и жизнь, и жилье намного дешевле. Там же, вероятно, придется искать и работу. Кстати, очень многие рабочие места (счет идет как минимум на сотни тысяч), появившиеся в Москве за последние несколько лет, например, в торговле или строительстве, и не требуют отдельной квартиры в качестве своего обязательного дополнения. Миллионам приезжих из Азербайджана, Молдавии, Украины торговцев или гастарбайтеров достаточно кровати в общежитии или на съемной квартире. Собственного жилья в российской столице у них не будет никогда, даже если они осядут здесь на долгие годы. Разумеется, существуют исключения, кое-где в Москве появляются национальные кварталы, но это всего лишь исключения.
Между тем, городские власти не теряют оптимизма. Ажиотажный спрос создает условия, в которых остается только, как говорит московский мэр Юрий Лужков, «строить, строить и строить». До конца года в Москве планируется возвести 4,7 миллионов квадратных метров жилья - почти 80 тысяч новых квартир, если исходить из стандартной площади в 60 квадратных метров. Не все они пойдут на продажу - свыше трети планируется распределить по социальным программам. От них московские власти не намерены отказываться даже в условиях ажиотажного коммерческого спроса на московские квартиры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции