Россия избавляется от "плавучих чернобылей"

...В результате России досталась в наследство огромная проблема по очистке своих территориальных вод и земли от всего этого «неликвидного радиоактивного богатства», которое в народе называют «плавучим Чернобылем». Ибо авария с любой из подобных атомных лодок, выведенных из боевого состава и, к примеру, утонувшей с невыгруженным ядерным топливом, может привести к серьезной экологической катастрофе...

Военный обозреватель РИА Новости Виктор Литовкин.

Сначала несколько цифр.

В годы «холодной войны» в Советском Союзе было  построено больше всех в мире кораблей и судов с ядерной энергетической установкой. Около 250 атомных подводных лодок, 5 надводных кораблей, и среди них несколько тяжелых ракетных атомных крейсеров класса «Адмирал Ушаков». Восемь ледоколов, самый знаменитый из которых  - атомный ледокол «Ленин», и один лихтеровоз «Севморпуть».

Но не было создано никакой инфраструктуры для разделки этих плавсредств после истечения их «технического возраста», а, кроме того, системы хранения и утилизации отработанного ядерного топлива и других радиоактивных отходов. Как жидких, так и твердых.

В результате России досталась в наследство огромная проблема по очистке своих территориальных вод и земли от всего этого «неликвидного радиоактивного богатства», которое в народе называют «плавучим Чернобылем». Ибо авария с любой из подобных атомных лодок, выведенных из боевого состава и, к примеру, утонувшей с невыгруженным ядерным топливом, может привести к серьезной экологической катастрофе.

Общая активность отработанного ядерного топлива атомных подлодок составляет около 25 миллионов кюри. Суммарный вес всех подлежащих сегодня утилизации радиоактивных конструкционных материалов превышает 150 тысяч тонн. Общий вес подлежащего разделке металла атомных субмарин – около 1,5 миллиона тонн. А для вывоза ядерного топлива на предприятие по его переработке «Маяк» - оно расположено на Южном Урале - с Северного и Тихоокеанского флота требуется сто рейсов специального «атомного поезда». Ежегодно он может совершать только 10 -15 подобных рейсов.

И еще одна обязательная для понимания масштаба проблемы цифра – на всю эту утилизацию, а так же на реабилитацию загрязненных территорий  требуется четыре миллиарда долларов США.

Решением всей проблемы утилизации атомных подводных лодок и атомных надводных кораблей Россия занимается уже не один год. Тратит на эти цели около двух миллиардов бюджетных рублей ежегодно (около 70 млн. долларов). Большую помощь оказывают ей по программе «Совместного уменьшения угрозы» и Соединенные Штаты. До 2001 года выделяли около 40 млн. долларов в год. Сейчас, когда выведенные из строя стратегические атомные подводные лодки уже практически утилизированы, эта помощь уменьшилась до 20 млн. долларов. Но увеличилась помощь других стран по программе «Глобального партнерства». В 2004 году она равнялась 74 млн. долларов. Благодаря этой комплексной работе к сегодняшнему дню удалось утилизировать 133 атомных подлодок. Из них 90 субмарин на Северном флоте и 43 – на Тихом океане.

Тем не менее, как считает заместитель руководителя Росатома Сергей Антипов, главный в нашей стране специалист по утилизации лодок, хотя к 2012 году проблема разделки  оставшихся не утилизированными субмарин будет решена, остаются вопросы вывоза отработанного топлива с береговых баз, реабилитация загрязненных территорий и так далее. И эти задачи не будут решены еще долго.

Дело тут не только в нехватке выделенных странами-донорами средств. Хотя нельзя сказать, чтобы их хватало. После канадского Кананаскиса, где была утверждена программа «Глобального партнерства», к примеру, «восьмерка» обещала предоставить на эти цели 2 млрд. долларов. А выделено на сегодняшний день (заключено рабочих контрактов) только на 438,5  млн. Поступило на объекты по утилизации АПЛ только 313,48 млн. При том, что сама Россия каждый год увеличивает свой вклад в эту работу и уже затратила на нее, как минимум, 400 млн. долларов, в том числе после Кананаскиса 290 млн. долларов. И к 2012 году планирует довести свой вклад в «Глобальное партнерство» по этому направлению до 850 млн.

Но самая большая «загвоздка» – огромные объемы работ, которые еще предстоит сделать. И необходимость тщательно обеспечить безопасность этих работ.

Сейчас, например, на Кольском полуострове, в Сайда-губе с помощью Германии создается береговой пункт долговременного хранения реакторных отсеков. Он должен быть готов не позднее 2010 года. Здесь, на открытой площадке будут храниться, теряя свою радиоактивность, 120 отсеков с атомными реакторами субмарин. А предстоит еще построить специальный причал для дока, в котором можно будет отправлять эти отсеки с завода «Нерпа», что под Мурманском, где проходит утилизация подлодок, на площадку длительного хранения. Нужны еще железнодорожные тележки, на которых будут перевозиться отсеки – они весят 1600 тонн. Требуется  возвести помещение для ремонта реакторных отсеков, покраски их антикоррозийным составом, собрать домики для обслуживающего персонала…

Работа идет ударными темпами. Немцы затратили половину выделенной суммы в 300 млн. евро, и уже летом нынешнего года будет открыта первая площадка на 40 отсеков. Но "Росатом" попросил немецких коллег расширить зону хранения, создать площади еще под 30 отсеков, чтобы в Сайда-губе можно было разместить не 120, а 150 отсеков. Предложение принято, и, значит, дело немного затянется.

Большую помощь оказывают Северо-западу России по утилизации подлодок и безопасному хранению отработанного ядерного топлива Великобритания и Норвегия. На их деньги разделаны две субмарины 949-го проекта класса «Гранит» и две – 671-го проекта класса «Щука». Очищается от «грязи» губа Андреева, где находится одно из самых больших в мире хранилищ для более 20 тысяч отработанных тепловыделяющих сборок атомных реакторов. Начинает подключаться к делу и Италия. Она выделяет 360 млн. евро на строительство комплекса по обращению и хранению радиоактивных отходов в губе Андреева, специальных контейнеров для вывоза топлива из поселка Гремиха, что расположен в 350 километрах от входа в Кольский залив.

Когда-то в этом поселке была большая база атомных подводных лодок, которая оставила около 800 облученных тепловыделяющих сборок общим весом радиоактивного вещества в полторы тонны. А сухопутной дороги от Гремихи до Мурманска нет. Только по воздуху или морем. Что, естественно, сильно осложняет перевозку сборок для отправки их железной дорогой на завод «Маяк».

Путь от пунктов отстоя лодок к заводам по их разделке – еще одна проблема, которая мешает ускоренной утилизации списанных субмарин. Если на Севере он не превышает 500 км, то на Дальнем Востоке от полуострова Камчатка, где хранятся эти лодки, до заводов в Приморье, где их разделывают, дорога уже в 2500 км. И не вдоль берега, как за Полярным кругом, а в открытом море. Только «перевозка» лодки там стоит не меньше одного млн. долларов.
Вот почему Восток слегка отстает от Севера по выполнению планов утилизации подлодок. Если в Заполярье осталось только 30 неразделанных субмарин из  120, то на Востоке – 34 из 77 выведенных из эксплуатации  лодок.
Помочь ускорить здесь работу обязался Токио. В 90-е годы он помог с созданием судна для хранения и переработки жидких радиоактивных отходов и профинансировал утилизацию одной подлодки в 2004 году. А после визита в Японию Владимира Путина правительство Страны Восходящего Солнца «взяло шефство» над утилизацией еще пяти  российских субмарин.  Хотя на островах раздаются голоса, что деньги японских налогоплательщиков идут не только на избавление России от старых, угрожающих океану, его рыбным запасам экологической катастрофой субмарин, но и на создание новых, более современных боевых кораблей. Что, конечно же, абсолютная ложь. Но доказать это всегда предельно трудно.

Тем не менее, как заявил «РИА Новости» Сергей Антипов, несмотря на все сложности, Россия добросовестно выполняет взятые на себя обязательства. И в тот день, когда выйдет в свет этот материал, может случиться так, что еще одним «плавучим Чернобылем» в нашей стране станет  меньше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена