Транспорт будущего

Когда американцы впервые увидели со спутников огромное сооружение - то ли корабль, то ли самолет, несущийся по Каспийскому морю, - они были шокированы и назвали его "каспийским монстром". Это был новый, созданный в Советском Союзе тип летательного аппарата - экраноплан (WIG - Wing-in - ground craft). Он сочетает в себе достоинства морских и речных судов, назем-ных машин и летательных аппаратов. Летая на небольшой высоте, экраноплан использует для увеличения подъемной силы создаваемую под крылом надду-вом двигателей воздушную подушку...

Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.

Когда американцы впервые  увидели со спутников огромное сооружение - то ли корабль, то ли самолет, несущийся по Каспийскому морю, - они были шокированы и назвали его "каспийским монстром". Это был новый, созданный в Советском Союзе тип летательного аппарата - экраноплан (WIG - Wing-in - ground craft). Он сочетает в себе достоинства морских и речных судов, назем-ных машин и летательных аппаратов. Летая на небольшой высоте, экраноплан использует для увеличения подъемной силы создаваемую под крылом надду-вом двигателей воздушную подушку.

Экранопланы относятся к безаэродромной авиации, поскольку для взлета и посадки им нужна не специально подготовленная взлетная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория, ровный участок суши или даже  болото. Кроме того, они обладают большой автономностью использования, то есть возможностью продолжительной (до нескольких суток) эксплуатации вне ос-новного пункта  базирования.

"Эффект экрана" был известен  давно. Он доставлял немало неприятно-стей авиаторам при взлетах и посадках, пока его не "укротили". Но "приручить" это малоизученное физическое явление, позволяющее строить необычные транспортные конструкции, смогли только российские ученые. У американцев, несмотря на выложенные федералами, Пентагоном и частными фирмами мил-лиардные средства, реальных практических результатов в создании экранопла-нов достичь  пока не удалось. Примерно такая же ситуация в Германии и Китае.

В нашей стране в течение 1960-2000 гг. были успешно проведены научно-исследовательские работы, созданы новые конструкционные материалы с хо-рошими прочностными, пластическими характеристиками и высокой  корро-зийной стойкостью и построена целая плеяда оригинальных машин от мала до велика: "Стриж", "Амфистар", "Волга". Прошли опытную эксплуатацию и при-няты на вооружение десантный экраноплан "Орленок" и ракетоносец "Лунь", а также разработанный на его базе экраноплан "Спасатель" для спасения экипа-жей тонущих кораблей.

Но кончилась "холодная война" и экранопланы  оказались не у дел. Они, несмотря на предпринимаемые усилия, до последнего времени так и не смогли найти свою нишу. Проблема в том, что эти летательные аппараты из-за  малых высот и больших скоростей полета, а некоторые и из-за внушительных разме-ров сложно эксплуатировать над обжитыми и густонаселенными районами, а также эффективно применять над промышленно используемыми реками, озе-рами и прибрежными морскими зонами.

Но есть в России и территории, над которыми экранопланы могут эффек-тивно применяться. Это малонаселенные регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Использование экранопланов над тайгой и практически безлюдными равнинными просторами тундры не менее эффективно, чем над водными про-странствами, для которых они проектировались изначально. И сегодня уже об-суждается вопрос об их серийном производстве.

Использование  экранопланов этих регионах обеспечит более дешевые  грузопассажирские перевозки как в зимнее, так и в летнее время, не требуя до-рогостоящих, специально  подготовленных взлетно-посадочных полос и хоро-шо оснащенных наземных служб.

Экранопланы небольшой грузоподъемности: "Стриж" - взлетная масса 1,6 т, "Волга" - 2 т и "Амфистар" - 3 т - смогут активно дополнять традиционные летательные аппараты на внутрирегиональных маршрутах. В зависимости от компоновки скорость таких экранопланов будет достигать 200 км/ч.

Большегрузные экранопланы типа "Орленок" (взлетная масса 120 т) и "Лунь"   (350 т) с возможностью движения со скоростями до 500-600 км/ч мог-ли бы выступать (в специальном исполнении) в качестве перевозчиков сырья (рудовозов, танкеров и т.п.) как внутри регионов, так и в качестве дополнения к имеющимся транспортным трассам (Северный морской путь, БАМ).

Сверхтяжелые экранопланы типа "Каспийского монстра"  со взлетной массой более 500 т могут быть круглосуточно задействованы в качестве кон-тейнеровозов на трассах Запад - Восток - Запад, обеспечивая скоростные  пере-возки грузов по трассам, почти в трое меньшим, чем Северный морской путь, и вдвое, чем БАМ.

Помимо северных проблем экранопланы имеют неплохие перспективы применения и в космической деятельности в качестве разгонно-принимающей ступени многоразовых воздушно-космических самолетов, с которыми специа-листы связывают наибольшие надежды на значительное удешевление космиче-ских запусков. Работы по созданию таких самолетов ведутся сегодня в США, Франции, Японии. Уникальный технологический и экспериментальный задел есть и у России. Многие используемые при разработке такой многоразовой транспортной космической системы (МТКС) идеи уже  опробованы и нашли подтверждение. Имеется и соответствующая промышленная  база.

Схема работы системы такова. Экранолет с космическим самолетом от-ходит от находящейся на берегу технической позиции, разгоняется до заданной скорости и взлетает с водной поверхности. На высоте 8-12 км дается  команда на включение двигателей космического самолета, который отделяется от экра-нолета и продолжает набирать скорость и высоту. Он доставляет  полезную на-грузку на орбиту, а затем возвращается к Земле и совершает посадку на летя-щий экранолет,  предварительно уравняв с ним скорость. Применение экрано-лета в качестве разгонной ступени, помимо других преимуществ, (старта из приэкваториальных районов, широкого диапазона  возможных наклонений  ор-бит и т.д.), позволяет увеличить массу  выводимой в космос полезной нагрузки почти в два раза.

По оценке экспертов как сама МТКС с использованием экранолетов-разгонщиков - -приемщиков, так и ее  инфраструктура могут быть созданы  за 8-9 лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена