все новости

Стартует рискованная экранизация Гоголя - "Дело о мертвых душах"

4 сентября на телеканале НТВ состоится премьера сериала "Дело о мертвых душах", снятого по мотивам произведений Гоголя "Мертвые души", "Ревизор", "Петербургские посвести" и "Вечера на Хуторе близ Диканьки".

МОСКВА - РИА "Новости". 4 сентября на телеканале НТВ состоится премьера сериала "Дело о мертвых душах", снятого по мотивам произведений Гоголя "Мертвые души", "Ревизор", "Петербургские повести" и "Вечера на Хуторе близ Диканьки".

Молодой чиновник по имени Шиллер отправляется в город N. провести расследование дела о мертвых душах. Так начинается цепь странных мистических событий и внутренних трансформаций, которые придется пережить главному герою. Мистика, свойственная произведениям великого классика, дополняет общую картину фильма.

"Дело о мертвых душах" - история авторская. Режиссер в тандеме со сценаристом Юрием Арабовым скомпилировал самых ярких гоголевских героев и придумал замысловатую притчу о русской душе, о морали и нравственности. Через призму героев 19 века авторы говорят о вечных проблемах российского народа.

"Мы не переписываем Николая Васильевича, - комментирует Лунгин. - Напротив, мы пытаемся воссоздать мир его героев досконально. Но одновременно хотим сделать это так, чтобы на экране было смешно. До сих пор я смешных экранизаций Гоголя не видел. Автор назвал свои "Мертвые души" поэмой. Как сделать из поэмы сериал, у нас пока мало кто себе представляет. Поэтому мы и смешали разные произведения, чтобы не было слишком уж нравоучительно и скучно. Актеров старались подбирать относительно молодых. А то получается, что раз Гоголь, то персонажи непременно не моложе восемьдесяти лет".

Кинопостановка Павла Лунгина - авантюрно-приключенческий фильм для современной аудитории. Создатели фильма обновили классику в соответствии с духом нового времени. Поэтому мир произведений Гоголя в сериале максимально осовременен. Под масками литературных персонажей в исполнении популярных звезд российского кино прячутся до боли знакомые лица современников - предприниматели, чиновники, авантюристы и их жертвы. А ситуации, в которых оказываются герои, и в наше время кажутся вполне бытовыми и обыденными.

В сериале самые яркие герои Гоголя будут кочевать из произведения в произведение. Для воплощения этой идеи в жизнь режиссер собрал по-настоящему звездный актерский ансамбль. Каждый из артистов открывает в картине Лунгина новые грани своего таланта.

Главную роль дознавателя из Санкт-Петербурга, обрусевшего немца Ивана Афанасьевича Шиллера, проводящего полицейское расследование о покупке мертвых душ в сериале, играет Павел Деревянко. "У него нет шинели, о которой он страстно мечтает, - говорит Павел Лунгин. - Это роднит его с Акакием Акакиевичем Башмачкиным из "Шинели". В какой-то момент его все принимают за инкогнито из Санкт-Петербурга и он оказывается в шкуре Хлестакова. Наконец, под финал фильма у него отрастает чиновничий животик, он становится таким сытым, благополучным и раздобревшим".

Константин Хабенский предстанет в образе циника и авантюриста Чичикова, самого дьявола во плоти, доводящего до сумасшествия правдоискателя и служителя закона Шиллера. Олицетворение мужественности - Сергей Гармаш - в обличии Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского с легкой руки авторов станет губернатором. Мэтру отечественного кинематографа Александру Абдулову досталась роль помещика Ноздрева. Городничиху играет Нина Усатова, Плюшкина - Леонид Ярмольник, а Собакевича - Александр Семчев. Усатова составила феерический дуэт с Ингой Оболдиной, по фильму - дочкой градоначальника. Режиссер предлагал Усатовой на выбор несколько ролей, но из-за ею любимого Сергея Гармаша она решила сыграть супругу его героя - губернаторшу.

Лунгин, сидя у монитора, хохотал как ребенок после каждого отснятого дубля. "Когда ты оживляешь классический текст, пытаешься сделать современным не по букве, а по духу, тогда и проявляется смех, - считает режиссер. - Для меня важнее снять не фильм про конкретного гоголевского героя, а картину про нескольких героев, объединенных в сложносочиненный персонаж".

Подобная экранизация - всегда риск. Но этот риск для создателей фильмы был осознанным. "Нам наверняка достанется от серьезных литературных исследователей, знатоков, ценителей и ревнителей творческого наследия классика, - говорит режиссер. - Скорее всего пойдут разговоры о фривольном обращении с текстом классика... Не спорю: посмотревшему сериал, но не читавшему книжек Николая Васильевича трудно будет сдать экзамен по его произведениям. Мы же не фабулу пересказывали, а старались передать дух. Оттого и название у нас - "Дело о Мертвых Душах". Это вольные фантазии, а не каноническая экранизация. Наш Гоголь будет живым. И вовсе не классическим. Таким, каким мы его все очень любим".

Проекты