Петр Городов: уголовники из РФ осели в странах, где нет договора о выдаче

Читать на сайте Ria.ru
Начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ Петр Городов в интервью РИА Новости рассказал, как происходила экстрадиция фигурантов уголовных дел из России и в нашу страну в условиях пандемии COVID-19, чем осложняется выдача преступников из США, что нового появилось в расследовании таких резонансных дел, как крушение самолета польского президента Леха Качиньского и убийство в ФРГ гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили.
– Петр Петрович, сколько человек по запросам Генеральной прокуратуры России было экстрадировано в Россию из различных стран в 2020 году?
Генпрокуратура России взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства с зарубежными партнерами более чем в 80 государствах мира. И тут, конечно, важное место в нем занимают вопросы выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора. В 2020 году в компетентные органы иностранных государств Генеральной прокуратурой РФ было направлено более 350 подобных запросов. Для сравнения, по итогам 2019 года эта цифра была в пределах 450.
– То есть количество запросов снизилось почти на четверть. Почему?
– На снижение количества направленных за рубеж запросов повлияло распространение во всем мире коронавирусной инфекции СOVID-19. В то же время иностранными государствами в 2020 году в Россию выдано 165 человек, 64 из них – это страны дальнего зарубежья. Здесь показатели соответствуют прошлогодним.
Польша выдала России афериста, укравшего более 220 миллионов рублей
– Из каких стран экстрадировали фигурантов в 2020 году?
– Положительные решения по российским запросам в 2020 году принимались компетентными органами ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Казахстана, Армении, Азербайджана. И таких государств, как ФРГ, Испания, Польша, Венгрия, Кипр, Италия, Греция, Нидерланды, Норвегия, Сербия, Словения, Бельгия, Австрия, Швеция, Черногория, Литва, Марокко, Вьетнам, Египет, Таиланд, Турция, Аргентина.
В целом, нам удалось добиться выдачи в Россию нескольких человек, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, имеющих в ряде случаев повышенный резонанс, а также лиц, совершивших преступления коррупционной направленности.
Например, в марте Генпрокуратура добилась выдачи из Польши генерального директора ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" Вячеслава Вишневского, который за взятку должностным лицам получил разрешение на реконструкцию здания торгово-развлекательного центра "Зимняя вишня", которая прошла с нарушениями. В результате, как мы помним, в 2018 году в ТРЦ произошла страшная трагедия – пожар, унесший жизни 60 человек, 37 из которых были дети.
Испания выдала России афериста, укравшего почти пять миллиардов рублей
Также не могу не отметить еще один положительный пример сотрудничества. Компетентными органами Нидерландов в кратчайшие сроки было принято решение о выдаче в Россию Никиты Смурова по упрощенной процедуре для приведения в исполнение приговора Тихоокеанского флотского суда. Он обвинялся в растрате вверенного ему имущества более чем на 52 миллиона рублей.
– А сколько, в свою очередь, запросов на экстрадицию из России получила Генпрокуратура РФ в 2020 году? И сколько из них было удовлетворено?
– Генеральной прокуратурой РФ было рассмотрено свыше 900 запросов компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц из Российской Федерации. В прошлом году – свыше 1,2 тысячи запросов. Причина снижения количества рассмотренных нами запросов та же – пандемия.
В прошлом году по запросам иностранных государств было отказано в выдаче 120 лиц, из них в большинстве случаев по запросам государств-участников СНГ. Лишь в 13 случаях мы отказали по запросам стран дальнего зарубежья. Основные причины отказов в выдаче связаны с истечением срока давности (43 случая); на втором месте стоит отсутствие состава преступления (38 случаев); затем – наличие российского гражданства (27 случаев) и, наконец, предоставление убежища или, если выдача может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству России, таких случаев всего шесть.
Грузия выдала России обвиняемого в убийстве жены
– А из каких стран чаще всего приходят в Россию запросы на экстрадицию тех или иных обвиняемых или подозреваемых?
– Прежде всего мне хотелось бы отметить плодотворное сотрудничество с компетентными органами стран СНГ. В прошедшем году мы приняли 610 решений о выдаче граждан для уголовного преследования, из них в страны СНГ – свыше 580. Наибольшее количество запросов о выдаче поступило из Белоруссии и Узбекистана. В 2019 году было удовлетворено почти 800 иностранных запросов о выдаче, из них так же большинство стран СНГ – более 700.
– В целом, за последние 10 лет сколько Генпрокуратура РФ направила запросов об экстрадиции граждан, объявленных в розыск?
– За последние 10 лет нами направлено свыше пяти тысяч запросов о выдаче лиц для уголовного преследования и исполнения приговора суда, рассмотрено более 19 тысяч таких запросов, поступивших из-за рубежа.
Тут важно отметить, что опыт сотрудничества России с иностранными государствами в борьбе с преступностью показывает, что лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, все чаще скрываются от органов следствия и суда в тех зарубежных странах, с которыми РФ не имеет договоров о выдаче. Вместе с тем имеется положительный опыт сотрудничества с подобными странами на основе принципа взаимности. К примеру, на основании этого принципа состоялись выдачи фигурантов уголовных дел из Ирака, Эквадора, Камбоджи, Египта, Перу и Марокко.
Дело россиянина Александра Винника во Франции
– Кстати, у России же нет договора об экстрадиции с США. Как решается или предполагается решить проблему с выдачей обвиняемых или подозреваемых, скрывшихся в Штатах?
– Вообще сотрудничество в сфере выдачи между Россией и США осуществляется на основе принципа взаимности, о котором я уже упоминал. Вместе с тем компетентные органы США отказывают Российской Федерации в выдаче лиц, ссылаясь на отсутствие двустороннего договора, и не рассматривают в качестве правового основания для разрешения таких вопросов другие международные механизмы, например, положения многосторонних конвенций ООН против транснациональной организованной преступности, коррупции и другие, как и принцип взаимности.
В настоящее время на территории США, по нашим данным, находится около 200 человек, совершивших преступления в России и объявленных в международный розыск.
При получении сведений о местонахождении злоумышленника, находящегося в международном розыске на территории США, мы зачастую направляем в Министерство юстиции США ходатайства о передаче соответствующих материалов в Иммиграционную и таможенную службу США для рассмотрения вопроса о депортации указанного гражданина в Россию.
Кроме того, необходимые процессуальные документы направляются в НЦБ Интерпола МВД России для передачи в НЦБ Интерпола США, чтобы они их могли использовать в суде по вопросам миграции. Точно такие же документы мы направляем представителю Бюро по контролю и соблюдению иммиграционного и таможенного законодательства Министерства национальной безопасности США для оказания содействия в депортации разыскиваемого.
Весь процесс депортации находится на постоянном контроле, и при необходимости в компетентные органы США оперативно направляются дополнительные материалы с целью положительного разрешения данного вопроса. Отмечу, что в случае нарушения лицом миграционного законодательства США, процесс расследования подобного дела и принятия решения затягивается на несколько лет.
В целом, компетентными органами США в 2020 году принято решение о депортации (выдворении) всего одного лица, тогда как в 2019 году таких решений и вовсе не было.
Из Испании экстрадировали двух россиян
Так, 3 декабря в международном аэропорту Шереметьево передан правоохранительным органам России Лисицкий Станислав Эдуардович, обвиняемый в умышленном уничтожении чужого имущества путем поджога и покушении на убийство двух лиц, в связи с осуществлением лицом служебной деятельности, совершенном организованной группой.
– Как повлияла пандемия COVID-19 на вопросы, связанные с экстрадицией как из России, так и в нашу страну?
– Несмотря на продолжающуюся пандемию и введение многими странами карантинных мер, Генеральной прокуратурой РФ продолжается активное международное взаимодействие с органами прокуратуры и юстиции других государств в борьбе с преступностью, в том числе в сфере выдачи. Как и прежде, в установленном порядке рассматриваются запросы иностранных государств о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора. Затрудняет этот процесс приостановление Россией и другими странами транспортного сообщения.
Но нами успешно применяется практика фактической передачи выданных лиц на сухопутных границах РФ. Само собой передача выданных лиц осуществляется с соблюдением необходимых мер безопасности, в том числе санитарных норм, при их этапировании.
– Давайте обратимся еще к нескольким частным случаям. Петр Петрович, по данным различных источников, в России ежегодно на рассмотрении находятся 10–14 запросов о правовой помощи, направленных Берлином. Каких дел касаются эти запросы?
– Если говорить о взаимодействии Генпрокуратуры РФ с компетентными органами Федеративной Республики Германия, то оно в целом осуществляется на конструктивной основе. Ежегодно из Германии поступает, не 10-14, как вы сказали, а около 30 запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам о преступлениях различных категорий. В свою очередь нами в Германию направляется порядка 40 запросов о правовой помощи. Проблемных вопросов при взаимодействии с германскими партнерами, в том числе по уголовным делам о преступлениях, совершенных в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войн, не имеется.
Россия выдала грабителя, обвиняемого в преступлениях в Италии
– А запрашивала ли прокуратура Германии у российских коллег дополнительную информацию по делу об убийстве гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили, в котором обвиняют россиянина Соколова? Если да, то какую?
– В Генеральную прокуратуру РФ из Федерального ведомства юстиции ФРГ поступало два запроса прокуратуры Берлина о правовой помощи, на которые были даны ответы. Дополнительная информация не запрашивалась.
– В сентябре суд в Польше получил от местной Генпрокуратуры ходатайство об аресте российских авиадиспетчеров по делу о крушении самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском в 2010 году. Обращались ли уполномоченные органы Польши в Генеральную прокуратуру России с запросом о международной правовой помощи в этом вопросе?
– Тут могу сказать следующее. С сентября и по настоящее время из компетентных органов Польши запросы о правовой помощи и о выдаче по уголовному делу о крушении 10 апреля 2010 года под Смоленском самолета Ту-154М президента Польши в отношении российских авиадиспетчеров не поступали.
– А на какой стадии находится рассмотрение запроса России о получении стенограммы разговора президента Польши Леха Качиньского с братом?
– Запрос мы направили еще 24 ноября 2020 года и до сих пор ответа на него не получили.
Обсудить
Рекомендуем