Религия

Главный раввин России: Бог велел нам сидеть дома

Читать на сайте Ria.ru
Российские евреи в среду вечером встречают Песах. Однако в этом году он пройдет без молитв в синагогах и предписываемых вероучением совместных пасхальных трапез. Все из-за пандемии коронавируса, которая вынудила власти большинства государств мира, в том числе и России, пойти на жесткие меры: гражданам рекомендуется не выходить из дома, места массового скопления людей закрыты, как и культовые здания – в том числе и все российские синагоги. Главный раввин России Берл Лазар в интервью РИА Новости рассказал, как иудеи отмечают свой самый главный праздник в новых условиях.
- Уважаемый раввин, нынешний Песах российские евреи встречают не в синагоге, а дома. Подобная ситуация происходит впервые в истории?
Вообще говоря, седер – это изначально домашняя, семейная церемония. В первый раз евреи отметили Песах еще в Египте – и Бог особо предупредил их в ту ночь сидеть дома и не выходить до рассвета. И в Торе мы читаем, что Бог, устанавливая обычаи и особые заповеди Песах, говорит о том, что трапеза праздника должна быть "в каждом семействе". Наконец, не забудьте, что главная заповедь седера формулируется словами: "Расскажи сыновьям своим" - то есть, предполагается, что за одним столом собираются родители и дети.
- А в чем смысл проведения седеров в общине?
- На самом деле, это достаточно новая практика. Что называется – обстоятельства вынудили. В ХХ веке на протяжение трех поколений российские евреи были насильственно оторваны от религии, от своей традиции и культуры. В результате, когда, наконец, пришла свобода, они просто не могли устраивать седер дома, потому что не знали обычаев и заповедей. Более 30 лет мы устраивали общинные седеры – прежде всего, чтобы научить людей, чтобы вернуть их к корням. Надеюсь, этого времени было достаточно, чтобы сейчас каждая семья могла провести седер дома
Иудеи встретят Песах в условиях самоизоляции
- Как будут проходить седеры на Песах в новых условиях?
- Прежде всего, мы должны были обеспечить людей всем, что необходимо для полноценного кошерного седера. Это маца, пасхальное вино, "Аггада" - книга, рассказывающая об истории Песах и порядке его празднования, - ну, и еще разные обязательные атрибуты седера. Проводились онлайн-уроки, были разосланы брошюры в помощь организаторам седеров. Думаю, что подготовка проведена серьезная, и все сложится успешно. Особо мы просили людей, чтобы во время седера каждый рассказывал историю своего собственного "исхода из Египта" - выхода из кризисной ситуации, обретения свободы. Наши мудрецы недаром говорили, что о выходе из рабства надо рассказывать всю ночь, а не просто час-другой.
- Сколько российских евреев, по вашим оценкам, участвуют в онлайн-молитвах?
- Думаю, речь о нескольких десятках тысяч еврейских семей – более точно сказать не могу, потому что это зависит от размера семьи. Но здесь я хотел бы оговориться, что онлайн-молитва – это не эквивалент молитвы в общине. По нашему закону коллективная молитва должна собрать минимум 10 человек в одной комнате: это легко сделать в синагоге, но практически невозможно дома. И если мы пошли в этом году на онлайн-молитву – это просто в силу критических обстоятельств. Выполнять распоряжения врачей во время эпидемии – абсолютный императив для верующего еврея, потому что Бог велел нам "очень заботиться" о своем здоровье. Создатель и о многих других вещах велел заботиться, но "очень" - только об одном.
- Если говорить в целом, всеобщий карантин стал ударом по общине?
- Наоборот – он показал, насколько важна и необходима община. Сейчас каждый звонок получает ответ, на каждую просьбу о помощи мы реагируем. Волонтеры работают со стариками, с людьми, находящимися в карантине, с семьями тех, кто попал в больницу… Короче говоря – община показала свою силу и свою необходимость.
В ФЕОР призвали посвятить время в самоизоляции благотворительности
Обсудить
Рекомендуем