Нетрудно было себе представить, что скажут в
США в ответ на заявления
Дональда Трампа о том, что карантины — не метод борьбы с вирусом и что он собирается их снимать. Реакция — на первый взгляд — предсказуемая, но это только на первый.
Вот что именно
заявил президент США, отвечая в середине этой недели на вопросы телеканала Fox News (а это, отметим, любимый канал его избирателей, и там заголовков, подобных приведенным выше, не ищите): "Наши люди полны жизни и энергии. Они не хотят быть запертыми в квартире или еще где-то. Это не для нашей страны, мы сделаны по-другому".
Далее: "Мы потеряем больше людей, загнав страну в мощную рецессию или депрессию. Другие люди… вы получите самоубийства тысячами, начнутся какие угодно вещи, вы получите нестабильность. Нельзя вот так просто прийти и сказать: давайте закроем США, самую большую, самую успешную страну мира". И наконец: "Мы теряем тысячи и тысячи людей в год из-за гриппа. Но мы не выключаем страну. Мы теряем гораздо больше людей из-за ДТП. Но мы не звоним в автомобильные компании и не говорим им: перестаньте делать автомобили".
В итоге Трамп "хотел бы" снятия всех возможных карантинов в США к католической Пасхе (12 апреля). И — в завершение — из
его твиттера одними заглавными буквами: "НАМ НЕ НУЖНО ЛЕКАРСТВО, КОТОРОЕ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ САМА БОЛЕЗНЬ".
Заметим, президент США только "хочет" открыть страну заново, потому что он не вводит и не отменяет карантины — это делают губернаторы штатов или администраторы уровнем ниже. Но философия, направление движения обозначены четко. Карантин, самоизоляция и прочее "социальное дистанцирование" — "не их" метод. Он хуже эпидемии. Такая вот позиция; она по крайней мере заслуживает внимания.
Дело в том, что, кроме горячих сторонников карантинов, есть и другие люди. И вот они сейчас очень эмоционально отзываются на неожиданную, попросту чудовищно рискованную акцию Трампа. Да и без всякого Трампа… Мелькали сообщения СМИ о том, как, почуяв солнышко, на пляжи Флориды или штата Вашингтон вышли толпы людей, друг от друга никак не дистанцировавшихся, — и то же творилось в нескольких местах Европы; а местный мэр орал на кого-то из них в мегафон: "Вы должны быть дома!" Или о том, как в Нью-Йорке пытаются бороться с такими же толпами в Центральном парке.
И понятно, что кончиться все это может уличными драками тех, кто за карантин, с теми, кто против, ("вы нас заражаете"). И ясно, что любой карантин долго не живет (это хорошо знают вовремя снявшие его китайцы), потому что масса народа быстро учится его обходить… Ну и соображения о том, что выключение экономики ведет к снижению расходов на здравоохранение и прочее — и дальше болеют, умирают люди, как у нас в 90-е, — это тоже из серии очевидного. Отсюда и мысль, что карантины — лекарство, которое страшнее болезни. Или из другой поговорки: не надо лечить насморк путем отрубания головы. В общем, есть и такая точка зрения.
Если бы Трамп поступил (или, точнее, высказался) по-другому, он все равно не завоевал бы любви чужих избирателей, но мог бы потерять своих. А вот завоюет ли он заново президентское кресло — сложный вопрос.
По итогам этой истории утешиться можно разве что цитатой из императора Марка Аврелия: "Не теряйте мужества, худшее впереди".