Хорошие новости

Усилиями родителей в обычной школе создан класс для особенных детей

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Ходить в школу, играть с друзьями, развивать творческие навыки и ездить в летний лагерь — привычные занятия для обычного школьника. Такая же яркая и наполненная событиями жизнь для детей с особенностями развития — не обыденность, а счастье, доступное немногим, результат большого труда их родителей и государственных организаций, таких как школа, Московский зоопарк и другие.
Чтобы создать условия для учебы и досуга, несколько московских родителей детей с множественными нарушениями развития решили действовать вместе. Со временем появлялись новые участники сообщества, и этой весной было решено официально зарегистрировать собственную некоммерческую организацию. Так группа инициативных пап и мам выросла в ассоциацию семей в поддержку людей с особенностями развития "Краски этого мира".
«

Мы познакомились в центре лечебной педагогики, большинство детей посещало одну группу, и поняли, что можем объединиться для решения общих задач. Первым для нас, родителей, встал вопрос: "Что делать дальше?" В этом центре занимаются в основном дошкольники. Для них нет школы", — рассказала директор ассоциации и мама 11-летнего мальчика Анастасия Хандажинская.

Родители решили создать такое место, где у детей будет настоящая школьная жизнь, а не изоляция и обучение на дому. Они договорились с государственной школой о создании класса для их особых детей. Сами нашли специальных педагогов, активно работали над программой занятий, а директор учебного заведения выделила ставки для этих специалистов. Школа дает что может, что положено от государства. Остальное родители берут на себя.
Новое методическое пособие поможет слабовидящим освоить смартфон
"Сейчас многие говорят, что государство обязано вам дать, идите и требуйте до последнего. Я считаю, что путем требования можно добиться формального исполнения, но качество от этого пострадает. Если хочешь сделать хорошо, надо делать самим. Для этого надо искать точки пересечения интересов. Мы с родителями решили, что можем прийти в школу в качестве требующих пользователей, а можем прийти сотрудничать. Последнее дало плодотворный проект", — поделилась директор ассоциации.
В сообществе 12 детей из 11 семей, возраст — от пяти до 20 лет. Основная часть, дети 9-12 лет, посещают школу, где учатся в одном классе три раза в неделю, еще дважды в неделю проходят занятия в Московском зоопарке.

Зоопарк объединяет — вход свободный

"Каждая семья провела несколько лет в попытках вылечить ребенка. В какой-то момент родители поняли, что вылечить можно не все. Есть дети, которые так и останутся такими, какие есть. А жизнь продолжается, и жить хочется интересно и ярко", — рассказала директор по развитию ассоциации и мама ребенка с особенностями Екатерина Афиногенова.
Дети из "Красок этого мира" имеют различные нарушения базовых функций: двигательных, познавательных, зрительных, слуховых и других. Родители стараются выделить то важное, что будет нужно этим детям в жизни, а именно — умение как-то взаимодействовать с другими. Все дети либо совсем неговорящие, либо с низким уровнем развития речи. Важно научить их альтернативной коммуникации. Для каждого способ общения свой: кнопки, жесты и так далее.
«

Мы считаем, что самое главное — это научить ребенка способности выразить себя, согласиться или отказаться, сделать свой выбор", — сказали родители ребенка с особенностями.

Одним из решений этой задачи стал совместный проект с Московским зоопарком. Вот уже четыре года в выделенном для встреч помещении дважды в неделю проходят интегративные занятия, в которых участвуют не только дети с особенностями, но и обыкновенные мальчики и девочки, их родители и друзья. Вход свободный, по предварительной записи через соцсети ассоциации.
На занятиях дети знакомятся с животными — их приносят работники зоопарка прямо в класс, рассказывают о них, разрешают потрогать. Дети с особенностями развития часто не боятся животных, которые вызывают страх или неприязнь у здоровых детей, например змей. На занятиях они видят, как другой ребенок берет ужа, и понимают, что не такой уж он страшный, почему бы не потрогать его или не посадить на руку. Таким образом преодолеваются страхи, а обычные дети и дети с особенностями помогают друг другу, делают что-то вместе и учатся общаться.
Участник проекта "Краски этого мира" на творческом мастер-классе
Кроме того, здесь проходят различные мастер-классы: лепка, валяние из шерсти, оригами, различные поделки, музыкальные концерты и многое другое. Более активное участие принимают здоровые дети, остальные выполняют задания с родителями по мере своих возможностей.
«

На занятиях царит свободная, неформальная атмосфера. Всем уютно. Часто приезжают братья и сестры детей с особенностями, бабушки и дедушки, друзья. Мы открыты ко всем желающим", — рассказали члены ассоциации.

В рамках каждой встречи есть музыкальный блок, который ведет музыкальный терапевт. Все вместе поют песни, подыгрывают на инструментах, дети танцуют. Затем проходит чаепитие.
Для детей барьеров в общении, как для взрослых, не существует. По словам организаторов, обычные дети с радостью приходят на встречи в зоопарк. Они гораздо свободнее взрослых общаются с детьми, имеющими особенности, задают разные вопросы, которые порой боятся задать взрослые. Есть даже примеры искренней дружбы здоровых детей и имеющих особенности развития.
Цель занятий не столько в развитии навыков, сколько в получении удовольствия. Проведенное вместе время должно быть интересным всем — и детям, и взрослым, считают организаторы.

Жить с удовольствием

"У нас сложилась жизнелюбивая компания с активной позицией. Когда в семье появляется тяжелобольной ребенок, каким путем идти, выбирают родители. Мы поняли, что не надо изолироваться от мира. С ним нужно встречаться. А где и как? Нужны понятные инструменты. И мы стали их создавать", — рассказала Екатерина Афиногенова.
Ассоциация так организует деятельность и работу внутри сообщества, что члены группы платят только небольшой взнос. Работа специальных педагогов, психологов, кураторов, сопровождающих и ведущих мастер-классов оплачивается организацией. Есть и волонтеры, но их немного. Организация еще совсем молодая, зарегистрирована меньше года назад, поэтому постоянно ищет благотворителей и спонсоров, хотя уже участвует и в грантовых конкурсах.
"Когда сын только родился, мы оказались совсем одни с множеством проблем и вопросов. До двух с половиной лет мы занимались исключительно лечением, были только в больницах. Дальше несколько лет тяжелой реабилитации. Социализация отсутствовала в принципе. Сейчас вокруг меня есть близкие люди с похожим опытом и восприятием. Они дают мне колоссальную поддержку", — поделилась мама ребенка с особенностями.
Новые кризисные центры научат женщин справляться со стрессом
Часть времени дети проводят с преподавателями и сопровождающими — это дает возможность их родителям заняться другими детьми, домом или работать. У каждого члена семьи появилась интересная жизнь и реализация, а не только постоянная борьба.
"Краски этого мира" устраивают благотворительные аукционы, ярмарки, а также летний лагерь. В течение одной недели в мае-июне члены ассоциации с детьми выезжают в разные места в Подмосковье полным составом: все члены семьи, педагоги, кураторы из зоопарка, психологи, сопровождающие, волонтеры — всего около 60 человек.
По мнению психологов, для родителей и детей крайне важно куда-то выезжать, общаться с людьми за пределами тесного круга семьи.
«

"Занятия, лагерь, поездки открывают мир моему сыну. Благодаря социализации он больше доверяет людям и меньше боится, лучше понимает себя и происходящее вокруг. Его жизнь становится более насыщенной, наполняется эмоциями, ведь он живет ими", — рассказала мама мальчика с особенностями развития.

Родители из ассоциации за много лет приняли ситуацию, в которой оказались их семьи, и признаются, что теперь готовы выйти в мир, рассказывать о проблемах и делиться наработками.
"Мы хотим сделать этот мир более понятным для наших детей. Нам важно, чтобы и общество лучше понимало наших детей. В этом мы видим свою задачу", — поделилась директор по развитию сообщества Екатерина Афиногенова.
Обсудить
Рекомендуем