МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Фестиваль "Золотая маска" открылся московскими гастролями Большого драматического театра имени Товстоногова. В рамках фестиваля в столице покажут лучшие постановки со всей страны, а также из-за рубежа. В этом году премии Союза театральных деятелей "Золотая маска", присуждаемой спектаклям всех жанров — от драмы до мюзикла, исполняется 25 лет. Лауреатов объявят в апреле. РИА Новости вспоминает пять самых громких и резонансных номинантов.
"Дети Розенталя"
Поразительно: наибольший ажиотаж и возмущение вызывают не остросоциальные или экспериментальные драматические постановки, а оперные спектакли. В 2005 году скандал разгорелся вокруг оперы "Дети Розенталя".
Сцена из оперы "Дети Розенталя" в Большом театре, 2005
Впервые за тридцать лет Большой театр заказал произведение для собственной постановки. Модернистскую оперу о клонах великих композиторов, созданных сбежавшим из нацистской Германии в СССР ученым Алексом Розенталем, написал композитор Леонид Десятников. Автором оригинального либретто выступил модный современный литератор Владимир Сорокин, а постановщиком — известный литовский режиссер Эймунтас Някрошус. Опера, показанная всего шесть раз за сезон, вызвала негативные отзывы как театральных критиков, так и депутатов Государственной думы.
"Детей Розенталя" упрекали в избытке нецензурной лексики и выведении на первый план маргинальных персонажей. Впрочем, последнее обстоятельство никак нельзя приписать новаторству модернистов — куртизанки становились героинями классических сегодня опер еще со времен "Травиаты" Верди.
Несмотря на неоднозначную реакцию публики, постановка удостоилась специальной премии жюри "Золотой маски" за инициативу в развитии российской оперы. "Дети Розенталя" также выдвигались на премию в номинациях "Лучший спектакль в опере", "Лучшая работа режиссера", "Лучшая работа дирижера" и "Лучшая женская роль".
"Отморозки"
Сцена из спектакля "Отморозки" Кирилла Серебренникова
После относительно тихих нулевых "Золотая маска" снова оказалась в центре скандала в связи со спектаклем "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова "Отморозки" (2011 год). В основу пьесы положен роман Захара Прилепина "Санькя", но действие перенесено из конца 1990-х в современность. Таким образом, герои — поколение двадцатилетних, чье детство совпало с развалом Советского Союза. В спектакле также использовались документальные тексты, записанные артистами, — на тот момент учениками курса Кирилла Серебренникова.
Постановка вызвала большой резонанс. Авторов обвиняли в искажении литературного оригинала, разжигании ненависти среди молодежи, вульгарности и обилии ненормативной лексики. Часть критиков, напротив, отдавала должное "Отморозкам" как редкому примеру политической сатиры в современном театре.
"Отморозки" удостоились "Золотой маски" в номинации "Лучший драматический спектакль малой формы". Впервые лауреатами стали актеры, еще не окончившие театральный вуз. Сейчас эта постановка Серебренникова — в репертуаре "Гоголь-центра".
"Сон в летнюю ночь"
© Фото : Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко/Вадим Лапин
Сцена из спектакля "Сон в летнюю ночь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
Ничто не предвещало негативной реакции на совместный спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с Английской национальной оперой по классической комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" (2012 год). И участие в проекте всемирно известного оперного режиссера Кристофера Олдена не сулило никаких неприятностей.
Однако незадолго до премьеры департаменту культуры правительства Москвы, главе синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволоду Чаплину и уполномоченному по правам ребенка Павлу Астахову направили открытые письма от лица родителей участников детского хора Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В документе утверждалось, что в готовящемся спектакле присутствует пропаганда педофилии и наркотиков. Вскоре СМИ распространили еще одно письмо, где другие родители участников хора выступили в защиту оперы и самого театра, опровергая все обвинения. Разбираться пришлось экспертной группе департамента культуры Москвы. Проверка привела к тому, что постановка получила возрастной рейтинг 14+. Впрочем, это не помешало "Сну в летнюю ночь" стать "Лучшим спектаклем в опере".
"Идеальный муж. Комедия"
Сцена из спектакля "Идеальный муж. Комедия" в МХТ имени А. П. Чехова
В 2013 году МХТ имени Чехова представил постановку Константина Богомолова по произведениям Оскара Уайльда. "Идеальный муж" задумывался как хулиганская комедия, но вокруг спектакля разгорелись нешуточные страсти. Из Англии прошлого века действие перенесли в современную Россию: героями стали чиновники, звезды шоу-бизнеса, представители духовенства и столичная богема.
В итоге получилось своеобразное попурри из "Идеального мужа", "Портрета Дориана Грея", вставок из "Фауста", "Ромео и Джульетты" и даже "Трех сестер". Несмотря на такое обилие литературных источников, больше половины действия занимают оригинальные пародии. Стеб режиссера над всеми — от Стаса Михайлова до ведущих телеканалов — превращает классику в театральный КВН.
Под шансон, песни Григория Лепса и Аллы Пугачевой Богомолов высмеивает пошлость современного общества, но именно в пошлости его и обвинили. Многих зрителей поразило не только содержание, но и продолжительность действа — больше четырех часов. "Идеальный муж" был номинирован на "Золотую маску" как "Лучший спектакль в драме", "Лучшая работа режиссера" и "Лучшая мужская роль", но получил лишь "Приз критики".
"Нуреев"
© AP Photo / Damir Yusupov
Режиссер Кирилл Серебренников на репетиции балета "Нуреев" в Большом театре
Среди номинантов "Золотой маски" этого года снова Большой театр и снова Кирилл Серебренников. Премьера балета "Нуреев" состоялась в декабре 2017-го, но споры вокруг постановки разгорелись еще до того, как ее увидела публика. Поводом послужили оказавшиеся в Сети снимки задника сцены с фотографией обнаженного Рудольфа Нуреева, а также информация о том, что часть артистов будет выступать обнаженными.
Авторов обвинили в пропаганде всевозможных извращений. Не спасло и то, что балету присвоили возрастное ограничение 18+. Большой театр даже перенес выпуск спектакля, сославшись на то, что хореографическая часть требует доработки.
Однако, когда премьера все же состоялась, все опасения не оправдались. Противники постановки признали, что в балете нет шокирующих или эпатажных деталей, о судьбе Нуреева спектакль рассказывает с большим уважением. Результат — восемь номинаций на "Золотую маску". Церемония награждения лауреатов состоится 16 апреля на Исторической сцене Большого театра.