МОСКВА, 13 дек — РИА Новости, Алексей Михеев. Святой Андрей Первозванный, первый ученик Христа и единственный апостол, дошедший до Руси, — в его честь была учреждена высшая награда Российской империи, а флаг с косым Андреевским крестом, на котором апостола распяли в Македонии, и сегодня остается официальным знаменем российского Военно-морского флота. В четверг Русская церковь отмечает день памяти этого святого. Сколько тысяч верст он прошел по русским землям и так ли это важно сегодня — разбирался корреспондент РИА Новости.
"Апостол до Киева доведет"
"Местные любят, моясь в банях, бить себя молодыми прутьями, обливаться квасом и студеною водою", — римляне "слышали и не верили" рассказу вернувшегося из новгородских земель апостола. По пути на далекий Север он, по преданию, успел и будущий Киев основать — по крайней мере, водрузил крест на днепровских кручах и предрек, что здесь будет "великий град", свидетельствуют летописцы. Впрочем, некоторые ученые иронизируют: неужели ученик Христа приходил на Русь только на бани посмотреть?
"Предание о хождении апостола Андрея на Русь тесно связано с Черным морем, проповедью апостола в Херсонесе, древнерусской Корсуни и впервые упоминается в IX веке у монаха Епифания, автора первого жития апостола Андрея. Опираясь на традицию этого жития, русский книжник начала XII века, автор "Повести временных лет", рассказывает о пришествии апостола на Русь. Хотя в предыдущем русском летописании, так называемом Начальном своде XI века, говорится, что апостолы на Руси не проповедовали", — рассказывает историк-антиковед, археолог и переводчик, исследователь Византии и раннего христианства Андрей Виноградов.
По его словам, рассказ о путешествии Андрея Первозванного на Русь автор самого известного русского летописного произведения использует как прием для описания знаменитого "пути из варяг в греки" — водной дороги из Балтийского моря по Неве, Ладоге, озеру Ильмень и дальше через Днепр к Черному морю. Согласно житию апостол прошел этот путь в обратном направлении.
"Избит в бане, попал в рай"
Что касается воздвижения креста на горах киевских и пророчества о будущем городе, то тут русский книжник, вероятно, опирался на "Похвальное слово апостолу Андрею" византийского автора конца IX — начала X века Никиты Пафлагона, который говорит, что апостол поставил крест на "горах севера". Андрей Виноградов напоминает: под севером греки понимали вообще все за Крымским побережьем, а в некоторых текстах говорится, что первый ученик Христа проповедовал даже иранским кочевникам.
"Поэтому упомянутые "горы севера" могли быть любыми холмами севернее Черного моря", — утверждает историк. Что же касается Новгорода, где апостол якобы изумлялся тому, как люди стегают друг друга прутьями в бане, то, по его словам, это давно известный "анекдот северян про глупых южан", которые не понимали, что такое баня.
"В частности, в XIV веке монахи одного немецкого монастыря направили папе Римскому послание о том, что они подвергают себя страшной аскезе — бьют друг друга в раскаленном помещении прутьями и просят за это от Святого Престола всяческих привилегий. Папа прислал из Италии легата, который ничего не понял, решил, что, и правда, это ужасная мука, и все требуемые привилегии монахи получили", — рассказывает Виноградов.
На прямой вопрос — так был или не был на Руси святой апостол? — историк замечает, "что земель, которые позже начали называть Русью, в первом веке от рождества Христова не существовало".
О пользе старых книг
О том, что не стоит излишне акцентировать внимание на предании, как апостол Андрей "всю русскую землю пешком прошел", говорит также пресс-секретарь Кинешемской епархии и сегодняшний именинник протоиерей Андрей Ефанов.
"Конечно, это больше благочестивое предание. Но дело же не в этом. Апостол может научить нас другому. Давайте представим себе: вот никому не известный учитель, какой-то Иисус, выходит на улицы проповедовать — и первым к нему приходит Андрей! Когда человек известен, популярен, к нему устремляются толпы. А довериться никому не известному проповеднику способно только очень чуткое сердце, человек, который искренне ищет Бога и пути спасения. В простом безвестном рыбаке Господь нашел сердце, которое Его полюбило", — поясняет священник.
"Как мы можем называться христианами, если Бог находится на задворках нашего сознания? Мы используем его как средство — а он должен быть целью", — сетует священник.
О своем странствующем небесном покровителе он узнал случайно — от крестной. Как часто бывало в советское время, в храм она практически не ходила и жила обычной мирской жизнью, но хранила как реликвию две "церковные книги". Одну из них будущий отец Андрей выпросил у нее, и это оказались "Четьи-минеи" Дмитрия Ростовского, самый любимый на Руси сборник жития святых.
"И сразу почти наткнулся на житие апостола Андрея. Для меня стало величайшим откровением, что мой святой покровитель был таким необычным, первым апостолом и единственным из них, дошедшим до нас; человеком, как и Христос, распятым на кресте!" — рассказывает он.
Откуда уплыл "Варяг"
Частица мощей апостола Андрея есть в Австрии, в Императорской сокровищнице в Хофбурге, хранилище величайших европейских реликвий, на протяжении столетий пополнявшемся династией Габсбургов. По словам живущего в Австрии российского журналиста Андрея Золотова, даже в этой стране, вроде бы далекой от летописных путей апостола, в его честь освящено 50 храмов. Один из них — в Вене.
"А однажды, оказавшись в Филадельфии, я в туристическом буклете в гостинице обнаружил памятник архитектуры — русский православный храм апостола Андрея Первозванного. Он был построен русскими моряками, которые принимали в Филадельфии крейсер "Варяг". Конечно, зашел на службу. Меня поразило, что завесой Царских врат в этом храме служит Андреевский флаг с легендарного русского военного корабля", — говорит журналист.
Сегодня мало кто помнит, что крейсер "Варяг" был построен совсем не в России, а в США, в Филадельфии, на верфях американской судостроительной компании Уильям Крамп и сыновья (William Cramp & Sons).
До сих пор, рассказывает Золотов, в одном из старейших городов Соединенных Штатов есть целый православный квартал с двумя храмами, находящимися в юрисдикции Московского патриархата. В одном служат по-церковнославянски, в другом по-английски, и в обоих полно прихожан.
"Человек, который даже свое распятие сделал инструментом проповеди", — так говорит об апостоле настоятель Покровского кафедрального собора города Кропоткина игумен Андрей Мороз, проведший несколько лет на крайнем Севере.