МОСКВА, 15 ноя – РИА Новости. В рейтинге международной компании Bain&Company, оценивающей уровень цифровизации мировых авиакомпаний, "Аэрофлот" второй год подряд занимает четвертое место, уступая сингапурской авиакомпании Singapore Airlines, австралийской Qantas Airlines Limited и американской Delta, сказал заместитель генерального директора по информационным технологиям авиакомпании "Аэрофлот" Кирилл Богданов, выступая на форуме "Крылья будущего" в Москве.
По словам Богданова, эти авиакомпании занимают лидирующие позиции во многом за счет того, что у них на борту практически каждого самолета есть Wi-Fi.
"У нас вай-фай на борту есть на дальнемагистральных воздушных судах – Airbus A330 и Boeing-777. В этом году мы с компанией "СТЭККОМ" начали оборудовать вай-фаем наш среднемагистральный флот", - сказал Богданов.
Сайт и мобильное приложение изменятся
Выступая на форуме "Крылья будущего", IT-директор "Аэрофлота" Кирилл Богданов выделил два приоритетных для авиакомпании направления цифровизации. Первое – это развитие "цифрового опыта" пассажиров так, чтобы им было легко и понятно пользоваться новыми технологиями, в том числе ориентироваться в аэропорту, совершать покупки, регистрироваться на рейс, менять и возвращать билеты. Второе приоритетное направление цифровизации – это автоматизация внутренних процессов авиакомпании.
Говоря об объеме продаж, замдиректора "Аэрофлота" по информационным технологиям упомянул, что с 2014 года "Аэрофлот" лидирует по продажам билетов через сайт и мобильное приложение. В прошлом году общий объем продаж билетов "Аэрофлота" через сайт достиг 145 миллиардов рублей, при этом вся группа компаний, включая авиакомпании среднего сегмента "Россия" и "Аврора" и лоукостер "Победа", продала авиабилетов на 169 миллиардов рублей.
По его словам, в следующем году сайт и мобильное приложение авиакомпании претерпят изменения: сайт кардинально обновят, а мобильным приложением можно будет управлять голосом. Отдельное мобильное приложение запущено для клиентов платинового уровня.
«
"В прошлом году мы провели опрос наших часто летающих пассажиров о том, нужно ли нам менять сайт: мнения за и против разделились пополам. В мае следующего года сайт будет кардинально обновлен. Мобильное приложение претерпит внешние изменения. Ещё мы серьезно изменим структуру перехода для того, чтобы минимизировать клики, и разработать голосовое управление мобильным приложением", - сказал Богданов.
Еще одним нововведением авиакомпании стало внедрение в мобильное приложение карт навигации аэропорта "Шереметьево" и ещё 11 российских аэропортов. Кроме того, совместно с министерством транспорта России и "Шереметьево" авиакомпания ведет работу по предоставлению услуги безбумажного посадочного талона.
"В тридцати восьми иностранных аэропортах мы предоставляем услугу безбумажного посадочного талона: вы можете зарегистрироваться в нашем мобильном приложении и просто прикладывать QR-код вместо бумажного посадочного. Мы также планируем использовать технологию биометрии в следующем году. Камера будет фотографировать ваше лицо на спецконтроле на входе в "чистую зону" аэропорта. На выходе на посадку камера снова сфотографирует ваше лицо и сравнит его с тем, что было сфотографировано на спецконтроле: если лицо совпадает, вы проходите в самолет. Мы рассчитываем, что это ускорит посадку на 30%, это важно для пунктуальности", - сказал Богданов.
Кроме того, он отметил, что в аэропорту "Шереметьево", где базируется "Аэрофлот", в терминале B размещены 16 стоек самостоятельной регистрации и сдачи багажа, еще 4 стойки – в терминале D.
"Интернет вещей" и большие данные
На сегодняшний день "Аэрофлот" использует концепцию "интернет вещей" для технического обслуживании и поддержания летной годности авиапарка.
"Например, мы знаем, что в ближайшее время на техническое обслуживание встает Boeing-777. В системе формируется автоматический перечень запчастей, которые нужны для техобслуживания этого самолета. Эта информация автоматически передается в SAP – систему управления складами, где хранятся детали. Если какой-то детали не хватает или она зарезервирована, SAP автоматически рассылает заявку на автоматический заказ нужной детали по всем складам, что сокращает время на техобслуживание. Если деталь за пять дней не поступила на склад, SAP дает оператору информацию со всей историей поиска", - сказал Богданов.
Он напомнил, что в начале текущего года "Аэрофлот" получил сертификат третьего – самого высокого – уровня за внедрение в авиаперевозки системы NDC (New Distribution Capability), разработанной Всемирной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Данная система позволяет пассажирам и агентам по продаже авиабилетов не просто выбирать билеты по цене, но и предоставляет "объемное" информирование о продукте авиакомпании: возраст воздушного судна, конфигурацию салона, полный перечень дополнительных услуг на борту. Система дает пассажиру более полную информацию и позволяет ему сделать более осознанный выбор.
Кроме того, с 2016 года в "Аэрофлоте" применяются технологии "больших данных" - Big Data, благодаря которым авиакомпания получила около миллиарда рублей дополнительной прибыли в 2017 году. По словам Богданова, до 2020 года "Аэрофлот" планирует внедрить в свои системы элементы искусственного интеллекта, и использовать прогностические модели и машинное обучение для оптимизации работы не только для маркетологов, но и для менеджеров по продажам и инженеров.
Сто миллионов пассажиров к столетию "Аэрофлота"
Сравнивая показатели "Аэрофлота" за 2009 и 2017 годы, Кирилл Богданов отметил, что загрузка рейсов авиакомпании за восемь лет возросла до 81,8%: в прошлом году "Аэрофлот" перевез почти 33 миллиона пассажиров. По словам Богданова, к 2023 году - к столетию "Аэрофлота" - авиакомпания планирует перевезти 100 миллионов пассажиров. При этом он упомянул, что у "Аэрофлота" самый молодой флот в мире (среди авиакомпаний с численностью более ста воздушных судов – ред.). Возраст авиапарка составляет чуть более четырех лет.
По данным авиакомпании, за последние восемь лет число сотрудников на миллион пассажиров сократилось практически вдвое: в 2009 году на миллион пассажиров приходилась 1744 сотрудника, в 2017 – 678. Замдиректора "Аэрофлота" по информационным технологиям отметил, что таких показателей удалось достичь в основном благодаря цифровизации.
"В 2009 году у нас была масса различных систем. Сейчас мы перешли на три основные платформы: SAP, Sabre и Lufthansa Systems. Мы внедрили полностью интегрированную систему управления предприятием, состоящую из 13 "движков", и достигли успехов по трем направлениям: b2c для наших пассажиров, b2b для наших корпоративных клиентов и b2b для нашего персонала авиакомпании", - отметил Богданов.