МОСКВА, 13 янв — РИА Новости. Россия на сегодняшний день значительно отстает от других стран в разработке и производстве суперкомпьютеров, для развития этой отрасли необходима национальная программа, рассказали РИА Новости участники рынка.
Суперкомпьютер — это специализированный высокопроизводительный компьютер, благодаря своим техническим параметрам и скорости вычислений он превосходит большинство существующих в мире компьютеров.
Такие суперкомпьютеры способны обрабатывать большие объемы данных. Они используются в основном для предсказаниях погоды, поиска новых лекарств, создания новых автомобилей и самолетов, моделирования свойств материалов, а в последнее время — и для создания различных решений на основе искусственного интеллекта.
Согласно последнему рейтингу топ-500 суперкомпьютеров в мире, российские разработки заняли лишь три места — 63-ю, 227-ю и 412-ю позиции. Наибольшее количество суперкомпьютеров, указанных в рейтинги, было произведено в странах Ази — 252 штуки, из них 202 в Китае. К сравнению, из США в рейтинге присутствует 143 суперкомпьютера, а из стран Европы — лишь 108.
Потерянные места
Аналогичного мнения и исполняющий обязанности руководителя ЦКП "Сибирский Суперкомпьютерный Центр" ИВМиМГ СО РАН Игорь Черных. "Суперкомпьютеры в России производят несколько компаний, наиболее известные — РСК, "Т-Платформы". Однако наша компонентная база на 99% импортная. Одно из последних мест в мире по производству и поставкам занимает РФ. За рубеж суперкомпьютеры почти не поставляются. Наиболее известная поставка была в 2013 году в крупный немецкий исследовательский центр FZJ компанией "Т-Платформы" (суперкомпьютерный комплекс "JUROPA-3")", — рассказал он.
"Лидером по поставкам является США. Такие транснациональные корпорации, как HP, IBM, DELLEMC, CRAY, Intel, AMD имеют американскую прописку. Китайские компании Lenovo, Sugon продали вместе значительно меньше, чем DELL и HP по отдельности. Японские компании Fujitsu, NEC отстают еще сильнее. Остальной мир представлен только французской компанией BullAtos. Доля продаж России незначительна", — отметил эксперт.
"Количество новых систем в России не уменьшается, а наоборот увеличивается. Просто системы, которые у нас есть или появляются, они или той же производительности, что и были, и поэтому они просто начинают выпадать из мирового рейтинга, или же недостаточной производительности для попадания в рейтинг. В мировом рейтинге все очень динамично меняется, каждые полгода в нем обновляются порядка 200 систем, производительность нижней, 500-ой системы, постоянно растет", — пояснил эксперт.
"Российские суперкомпьютеры, которые не имеют такую сравнимую с другими странами производительность, они потихоньку начинают из рейтинга выпадать, что, собственно, и происходит. Эта тенденция как раз и показывает на мировом уровне наше отставание: мы что-то делаем, но не так, как другие страны, и, соответственно, в мировых рейтингах мы постепенно теряем позиции", — добавил он.
Эксперт добавил, что национальная программа не только способствовала развитию систем в Китае, но и помогла стране обойти США и выйти на первые строчки мирового рейтинга со своими "суперкомпьютерами, построенными на их собственных компонентах".
Успеть к 2020
В планах ряда стран указывается создание суперкомпьютера с вычислительной мощностью в один экзафлопс. К сравнению, самый мощный на сегодняшний день суперкомпьютер — Sunway TaihuLight — имеет производительность в 93 петафлопс, то есть, менее 0,1 экзафлопса.
"В районе 2020 года ожидается создание экзафлопсного компьютера. В порядке подготовки к нему уже в 2018 году Китай и США, а, возможно, и Япония, представят несколько компьютеров, приближающихся к экзафлопсу, так называемые pre-exascale computer", — рассказал Суетин.
"Суперкомпьютеры – очень быстро развивающаяся отрасль. За 10 лет производительность компьютеров увеличивается примерно в 1000 раз. Таким образом, современный ноутбук мог бы быть самым мощным суперкомпьютером около 20 лет назад. Ближайшим рубежом развития суперкомпьютерной техники станет достижение уровня производительности в десять в 18 степени операций над числами в секунду", — считает Горбачев.
"Разговоры о создании национальной программы ведутся уже давно, много лет, через различные комитеты и рабочие группы. Пока это все не вылилось, скажем так, в реальную, действующую программу действий, подкрепленных в бюджете. Какие-то решения, проработки — это одно, а реально действующая программа — это некий план действий с ресурсами и четко обозначенными исполнителями… Сложно ответить со стороны позиции государства, что будет или не будет сделано. Со стороны жизненного и профессионального опыта могу сказать, что ничего невозможного нет", — добавил он.