Олег Геннадьевич Бондарь пришел в Агентство Печати Новости с 1975 году после окончания Московского педагогического института и службы в армии. Работал в Главной редакции Азии — сначала в Шри-Ланке, затем в Индии. До 2008 года возглавлял информационный центр РИА Новости в Дели. Ныне на заслуженном отдыхе. Беседовал Владимир Ардаев.
— Олег Геннадьевич, вы пришли в АПН в октябре 1975 года — сразу после института?
— Не совсем. После окончания Московского педагогического института я служил в армии — в Африке, военным переводчиком. Уволившись в запас, поступил в агентство — в одну из региональных редакций Главной редакции Азии. Первая моя командировка была в Шри-Ланку. Вторая — в Индию. С тех пор уже до конца своей работы в АПН я был связан с этой удивительной страной. Моя последняя командировка в Дели, где я работал руководителем уже представительства РИА Новости в Индии, завершилась в 2008 году.
— А как строилась тогда работа Главной редакции Азии, в чем была специфика деятельности региональных бюро и представительств на местах?
— АПН тех лет прочно занимало позицию ведущего информационно-пропагандистского органа страны по работе со СМИ зарубежных государств.
Понятно, что работа агентства строилась под руководством и пристальным вниманием ЦК КПСС. Главная редакция Азии, и в первую очередь Объединенная редакция Индии, представляли собой наиболее "боеспособные" структуры АПН в плане работы на читательскую аудиторию, различные слои населения азиатских стран.
В те годы, да и несколько раньше, Советский Союз активно развивал всестороннее сотрудничество со многими странами азиатского региона, и прежде всего с Индией, помогал им в экономическом, научно-техническом развитии. Поэтому уважение к нашей стране, интерес к ее жизни всегда чувствовались в общении с представителями различных слоев населения Индии, в том числе и с нашими коллегами-журналистами из местных СМИ. И именно поэтому работать с индийскими газетами и журналами, добиваться неплохих результатов в продвижении наших информационных материалов было значительно легче, чем, скажем, с европейскими или американскими печатными изданиями. Хотя, конечно, нельзя сказать, что все у нас проходило гладко, поскольку влияние, авторитет западных СМИ в Индии в тот период было колоссальным — как, собственно, и сейчас.
О том, насколько серьезен был подход советского руководства к информационно-пропагандистской работе на азиатском направлении, говорит, например, тот факт, что бюро АПН действовали в тот период практически во всех странах региона. А в Индии, помимо Информцентра в Дели, работали его отделения в Бомбее, Калькутте и Мадрасе. Не берусь назвать точные цифры, но количество местных сотрудников у нас было столь велико, что в стране был создан и активно действовал профсоюз работников Информцентра и его отделений.
— Каким же было разделение труда между региональными бюро, Информцентром и московской редакцией?
— Как правило, в центре, обычно накануне и по результатам важных событий в СССР и за рубежом, готовились аналитические статьи и оперативные комментарии, а также пресс-релизы по актуальным информационным поводам, справки-бэкграунды о достижениях страны в различных отраслях экономики, науки и так далее. Наряду с такими материалами объединенные редакции Главной редакции Азии своими силами выискивали информационные поводы и готовили так называемые контактные статьи и обзоры о двустороннем сотрудничестве СССР с теми или иными странами.
Активно работала фоторедакция агентства, признанная одной из лучших среди фотослужб советских СМИ.
Подготовка и выпуск новостей не были приоритетной составляющей в работе АПН — тягаться с западными информагентствами по скорости и манере подачи материалов оно просто не могло.
Задачей зарубежных представительств АПН на местах было добиваться максимально возможных результатов в продвижении нашей информпродукции в местные центральные и региональные издания. Этим мы занимались и в Индии. Важно было налаживать и постоянно поддерживать деловые и творческие контакты с руководством ведущих индийских изданий, сотрудниками среднего звена. Поступавшие из Москвы и готовившиеся на месте статьи и комментарии переводились на месте практически на все языки народов Индии, а их более двадцати. И это позволяло результативно работать не только в Дели и мегаполисах, но и в периферийных штатах.
— Какая атмосфера царила в агентстве тех лет?
— 70-е и 80-е годы были периодом максимальной активности в работе АПН, в том числе и на индийском направлении. Можно утверждать, что именно в эти годы результативность взаимодействия Главной редакции Азии и Информцентра АПН в Индии была наиболее эффективной. Объединенная редакция Индии лидировала среди остальных страноведческих подразделений АПН. Я был в Дели в 80-х и могу сказать, что работавшие там в то время (да и позже) сотрудники были настоящей командой профессионалов и единомышленников.
— Довелось ли Вам работать в период, когда премьер-министрами Индии были Индира Ганди, Раджив Ганди? Не привелось ли общаться с кем-то из них и других замечательных личностей?
— В первую командировку в Индию я прилетел через 3 месяца после покушения на Индиру Ганди. В период премьерства ее старшего сына — Раджива — был в стране, но встретиться как-то не довелось. Из знаменитостей накоротке общался с Мамой Терезой — в Калькутте в 1992 году. До этой встречи полагал, что она — благостная, хрупкая женщина. Но со мной заговорила энергичная и властная хозяйка госпиталя для бедняков, довольно жестко обращавшаяся со своими помощницами — монашками.
— Как вашему бюро удавалось налаживать сотрудничество со средствами массовой информации Индии? Что это было — личные, дружеские связи или все же преобладали официальные контакты?
— Восток — дело тонкое… Налаживать сотрудничество — это прежде всего общаться, уметь говорить на любые темы, располагать собеседника к себе. Поменьше официоза, побольше личного общения. Например, хорошо забытая форма работы — приглашение и сопровождение местных журналистов в поездки по СССР. Да, конечно, расходы, но и гарантированный результат.
— Где застал вас путч 1991-го года?
— Отдыхал в Пярну в пансионате АПН. Вечером первого дня по местному телеканалу все и увидел. Ничего хорошего в происходившем не усмотрел.
— Переход от АПН к информационному агентству РИА Новости, по воспоминаниям многих ветеранов, был болезненным. От агентства, распространяющего точку зрения, надо было перейти к агентству, сообщающему информацию. Что вы можете рассказать об этом периоде?
— Сказать, что это было болезненно — не сказать ничего. Очень не хочется вспоминать этот "переходный период", когда в агентстве кого только не было — от сомнительных арендаторов до разного рода фирм. В конечном итоге агентство выстояло, но можно представить, чего это стоило.
— МИА "Россия сегодня" задумано как мощный конгломерат информационно-аналитического иновещания. Что, на ваш взгляд, необходимо для достижения этой цели?
— Идея замечательная. Полагаю, что руководством международного агентства вся схема продумана до конца. Главное — решимость в реализации намеченного.