Рейтинг@Mail.ru
"Шли по заминированному кладбищу". Подробности спасения от террора ВСУ - РИА Новости, 28.12.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хан рядом с домом, пострадавшим от обстрела

"Шли по заминированному кладбищу".

Подробности спасения от террора ВСУ
Мария Марикян
Без света, воды и электричества — оставшиеся в Кураховке мирные, пережив страшные обстрелы, пытаются наладить быт в уцелевших домах, своих и соседских. Им помогают военные — по возможности привозят необходимое. За порядком следят полицейские: находят мины и снаряды, ловят диверсантов, занимаются эвакуацией. Что происходит в поселке, где по-прежнему не стихает канонада, — в репортаже РИА Новости.
"Выгоняли под дулом автомата"
Путь до Кураховки — по разбитому асфальту. По обочинам — сгоревшие от ударов FPV-дронов легковушки. Линия фронта сдвинулась, но медлить тут нельзя — прилетает так же часто.
Поселок небольшой, до 2022-го здесь жили около двух тысяч человек, теперь осталось две сотни, большинство пенсионеры. ВСУ тут держались крепко — это один из плацдармов для наступления на Курахово — их крупный узел обороны на юге Донбасса. Занимали позиции в градообразующих предприятиях — на овощной базе и машиностроительном заводе. Потом укрывались в частных домах.
"Вот в этом на днях обнаружили взведенную противотанковую мину, — боец 5-го комендантского полка 51-й армии с позывным Хан подводит к уцелевшему зданию, где вэсэушники оборудовали огневую точку. — В огороде стоял миномет. Рядом вырыли блиндаж, сделали там склад мин 120-го калибра. Люди рассказывали, как врывались к ним в дома и выгоняли под дулом автомата. Бросали все, в том числе документы, бежали кто куда".
Во дворах — сгоревший грецкий орех вперемешку с осколками от снарядов. Есть и неразорвавшиеся мины — саперам тут еще предстоит поработать.
Хан рассказывает, как бойцы ВСУ оборудовали огневые точки в жилых частных домах.
"Мы патрулируем территорию, осматриваем дома и находим "подарки" от ВСУ. При отходе они оставили много растяжек, — говорит Хан. — Даже прикидывались мирными, переодевшись в гражданскую одежду. Виду не подают, но опознать можно с ходу — по "отстрелянным" пальцам с характерными следами от пользования оружием. И татуировки. Важно слушать и задавать наводящие вопросы — если человек врет, то путается".
О том, как "раскалывать" собеседника, Хан знает не понаслышке — до СВО работал полицейским в райотделе в ДНР. Боевое крещение прошел в Мариуполе, некоторое время служил в ОБТФ "Каскад", после попал в комендантский полк.
"Приняли бой"
"Передвигаемся мы только вдвоем-втроем, так безопаснее, — объясняет сослуживец Хана Сепар. — Ведь угроза не только с неба". И приводит в пример случай в Горняке.
"Как только штурмовики взяли город, мы приступили к его осмотру. Через неделю из подвала одного из административных зданий посреди дня неожиданно вышли вооруженные вэсэушники. Растерянные, видимо, не знали, что их подразделения выбиты. Завязался бой, минут на 20. Сдаваться они отказались".
В Кураховке же сталкивались с корректировщиками, которые срывали эвакуацию мирных. Под видом гражданских, желающих выехать из поселка, узнавали время и место, откуда планировали вывозить людей и передавали координаты ВСУ.
"Обстреливали кассетными снарядами. Также они вели разведку с дронов — били целенаправленно по скоплениям жителей, — подчеркивает Сепар. — Как только мы выявили эту группу диверсантов, прилеты прекратились. Соответственно, стало проще и безопаснее эвакуировать. Вывозим до сих пор".
Анна Николаевна рассказывает о жизни в Кураховке.
Местные подтверждают: теперь значительно тише. Пока светло — стараются решить бытовые вопросы.
"Дождевую воду собираю в тазиках. Питьевой не хватает, — рассказывает Анна Николаевна. Во дворе своего дома она пилит дрова, чтобы растопить печку. — Дочка с мужем и ребенком уехали за границу, когда украинские власти пригрозили принудительной эвакуацией. У меня была пенсия 2900 гривен — на это никакое жилье не снимешь. В Красноармейске квартира минимум пять тысяч".
Анна Николаевна во дворе своего дома
Анна Николаевна во дворе своего дома
Спрашиваем, как ВСУ обходились с местными. Пенсионерка бросает пилу. "Два с половиной года били по поселку! Слышно выход, несколько секунд свистит — прилет. Мы уже отличали, где пушка, а где миномет. Мой дом, слава богу, уцелел. Повезло, можно сказать, поскольку весь поселок — побитый".
Рядом церковь — сейчас это своего рода общественный центр. Волонтеры передали генератор, жители тут заряжают телефоны. "Правда, толку от них мало, связи-то нет", — вздыхает Жанна Ясаковна.
В Кураховке она с мужем живет больше тридцати лет. "Мы военнослужащие, и для нас это уже третья война. В 1988-м — Карабахская. Потом нашу часть перевели из Баку в Дербент. В 1994-м мы застали Чеченскую. Затем ушли в отставку и перебрались в Донбасс, на родину мужа. Сюда же впоследствии перевезла семью. Дома не сиделось, работала в том числе на шахте связисткой, — вспоминает пенсионерка. — Пережили многое, но страшнее всего было здесь".
В октябре в их дом угодил снаряд, супругов контузило. С тех пор живут у соседей и надеются на эвакуацию. "А дальше — к детям в Подмосковье. Они, к слову, спасались с внуками от обстрелов еще в 2014-м, когда били по Донецку. Теперь ждем с нетерпеньем воссоединения".
Боец комендантского полка патрулирует поселок
Боец комендантского полка патрулирует поселок
"Отобрали детей"
Встречу с детьми ждет и Инна Николаева (имя по ее просьбе изменено) из Горняка. Но когда это случится, непонятно, поскольку те на территории, подконтрольной Киеву.
"Еще в августе приехал мэр с полицией, военными и заставили отправить младшего сына в эвакуацию. Иначе, говорят, меня лишат родительских прав, а ребенка отправят на усыновление в Испанию, — Инна еле сдерживает слезы. — Старший собрал вещи и поехал с ним. Я же продолжала работать на шахте, чтобы хоть какую-то копейку скопить. Сыновей вывезли в один из соседних городов, но связи с ними нет уже несколько месяцев".
Вместе с властями в рейде участвовали представители украинской организации "Белый ангел". За каждого ребенка получали десять тысяч гривен, утверждает Инна. "Все, кто мог, прятали детей по подвалам".
Осенью шахта закрылась, в октябре Инна лишилась жилья — в многоэтажку прилетел снаряд, саму ее контузило. Она перебралась в Кураховку, а в квартире поселились операторы БПЛА ВСУ.
"Нас они называли "ждунами". В Горняке даже в самые сильные обстрелы продолжал работать магазин. Хозяйке не раз угрожали: мол, прекращай кормить "сепаров". Она же рисковала, за продуктами ездила в сторону Курахово. Мы же шли через заминированное кладбище пешком по тридцать минут в одну сторону. Другого варианта не было, гуманитарную помощь не выдавали, запасы заканчивались, — рассказывает Инна. — Но вскоре ВСУ разбомбили этот магазин. А также выследили ее машину и ударили с дрона. Нам известно только то, что она сейчас в госпитале с тяжелыми ранениями. Надеемся, выживет…"
В Кураховке Инна вместе с другими жителями Горняка укрывалась в церкви. "С ВСУ приезжали зарубежные корреспонденты — из США и Италии. Внаглую включили камеры, навели на нас. Мы, конечно, запретили снимать. И вряд ли бы они услышали то, что хотели".
Некоторые из жителей Кураховки эвакуировались на территорию Украины, но затем вернулись обратно, несмотря на обстрелы. "Как объясняли, им выдавали две тысячи гривен в месяц, дальше — как хотите. Причем, если сперва платили всем, то потом только пенсионерам и семьям с детьми, — говорит Лариса, директор управляющей компании, отвечавшей за Горняк и Кураховку. — Здесь в поселке около 20 двухэтажек более-менее уцелело. А вот Горняку досталось".
Один из разбитых частных домов в Кураховке
Один из разбитых частных домов в Кураховке
Рядом с домом у нее был продуктовый магазин, ВСУ его разрушили. "В 2023-м по нам летело с Украинска. Выходы даже в подвалах было слышно".
Сейчас Лариса занимается гуманитарной помощью. Свой дом превратила в склад. Помимо воды и продуктов, нужны теплые вещи и обувь, а также генераторы. "Самое трудное — перезимовать. Надеемся, неравнодушные поддержат".
Российские войска продолжают продвижение. Предстоит еще не один рейс по эвакуации гражданских. Вместе с тем в охваченных боями деревнях, поселках и городах немало тех, кто отказывается бросать родные стены — и нуждается в самом необходимом.
Бойцы комендантского полка продолжают осматривать дома в Кураховке
Бойцы комендантского полка продолжают осматривать дома в Кураховке
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала