Предиктивная аналитика на базе ИИ:
"Предиктивный анализ – это наши попытки предвидеть различные ситуации, в частности – предсказать поведение клиента в будущем, чтобы правильно адаптировать свои бизнес-решения. Раньше это делалось с помощью алгоритмов и методов, основанных на простых правилах и статистике, но сейчас на помощь пришли модели машинного обучения, которые стали более совершенными и доступными", – говорит исполнительный директор компании CleverData (входит в ИТ-холдинг LANSOFT) Дмитрий Изместьев.
Ранее, чтобы понять, насколько клиент кредитоспособен, банки задавали множество вопросов, а люди на них отвечали (честно или не очень). Сейчас же узнать все о жизни человека можно, изучив его поведение на различных интернет-сервисах. Достаточно провести анализ клиента на коммуникабельность, честность, открытость, законопослушность и эмоциональную стабильность, чтобы принять решение о его платежеспособности. Широко известен кейс Сбера с внедрением такой методологии, обеспечивший банку ощутимый рост чистой прибыли.
Кейс для банковской организации
В системе ежесекундно проходит огромный поток транзакций, среди которых необходимо выявлять и блокировать действия злоумышленников. Для этого была разработана система, учитывающая историю поведения и индивидуальные характеристики отправителя и получателя транзакций, при помощи которой можно определить активности, инициированные не ими, а сторонними лицами. Это была непростая задача, ведь банки не всегда хотят делиться данными о "плохих" транзакциях. Поэтому для обучения модели нам пришлось самостоятельно создавать фиктивные транзакции по известным мошенническим схемам.
"Задачей предиктивной модели, которую мы реализовали в одном из банков, было найти для каждого банкомата "золотую середину", предсказав с учетом локации, когда и сколько людей туда придет снимать деньги в определенные дни. Также модель минимизирует издержки, связанные с логистикой службы инкассации, и с учетом этого строит систему рекомендаций: сколько купюр каждого номинала и в какой момент заложить в каждый банкомат", – рассказывает Балаев.
"Розница – кладезь для моделей предиктивной аналитики. Благодаря ей можно доставлять товары так, чтобы те не портились, не были в дефиците или, наоборот, не залеживались на складе, оптимизировать цены, прогнозировать продажи, вычислять необходимое количество персонала. Есть еще бесконечное количество различных маркетинговых применений таких, как рекламные акции, кампании для клиентов и т. д.", – говорит Дмитрий Демидов из "НОРБИТ".
Кейс для компании-производителя товаров личной гигиены
Анализ данных. Специалисты использовали данные о покупках и посещениях сайтов, чтобы определить женщин, находящихся на третьем триместре беременности.
Создание модели. Компанией CleverData была разработана модель, которая выделяла уникальные характеристики покупательского поведения женщин на этом этапе беременности. Специалисты также обнаружили, что многие девушки в это время занимаются ремонтом и подготовкой помещения для ребенка, что стало дополнительным индикатором.
Тестирование и оптимизация. Для оценки точности модели провели тестирование – в выборке из 1000-5000 человек проверяли, насколько точно модель определяет женщин на третьем триместре.
Интеграция с рекламными кампаниями. Передали полученные данные рекламным агентствам, которые использовали их для запуска и оптимизации рекламных кампаний, нацеленных на беременных женщин.
"Огромный агрегат, в данном случае - паровая турбина, обвешан сотнями датчиков, измеряющих в разных узлах температуру, давление, вибрации и другие показатели. Человек не способен проанализировать в моменте информацию со всех датчиков и следить за изменениями круглосуточно. Система же, анализируя взаимосвязь различных показателей, улавливает нехарактерные их сочетания и подсвечивает оператору, на что обратить внимание. Выгода для бизнеса здесь очевидна: внештатный выход из строя – это простои и колоссальные издержки, которых система помогает избежать", – объясняет Балаев.
"Комплексная задача при транспортировке - минимизировать утечку груза, отслеживая, сколько было и сколько стало. Ведь не всегда и не везде можно просто взвесить. Например, взвесить комбайн в поле нельзя, а пока грузовик доедет до весов, он может куда-то свернуть и часть отсыпать. Поэтому приходится использовать датчики для сбора множества косвенных показателей, которые в совокупности дают нам хорошее качество измерения объема зерна. Внедрение такого алгоритма на предприятиях уже позволило отловить несколько мошеннических схем", – отмечает Владислав Балаев.
Российский рынок недвижимости находится в достаточно турбулентном состоянии. На него влияет множество факторов, часть которых сложно поддается ручному анализу. Наша система объединяет несколько моделей машинного обучения. Они предсказывают вероятность заключения сделки, объемы продаж на конкретный период, определяют влияние ценовых и маркетинговых параметров на финансовые показатели.
Кейс для компании-девелопера
Большие языковые модели, например, ChatGPT (чат-бот с генеративным искусственным интеллектом), открыли совершенно новые возможности. Раньше мы могли анализировать только легко понятные данные: например, сам факт покупки или идентификатор товара, который приобрел человек. Теперь с помощью LLM, которые хорошо понимают неструктурированную информацию, мы можем проанализировать еще и удовлетворенность клиента, его состояние. Мы можем отдать весь наш диалог с клиентом такой модели и получить оценку, которая даст дополнительные вводные данные для стандартной предиктивной модели.
"Бизнес пока еще рассматривает предиктивные и языковые модели как не очень прозрачные с точки зрения результатов. Это, действительно, так: чтобы оценить возможный результат, приходится проводить предпроектные исследования, различные пилоты. Но бояться этого совершенно не стоит, надо просто правильно выбрать подрядчика, который опираясь на свой опыт и знания может быстро найти те области для решения задач, которые, действительно, принесут заказчикам деньги и пользу. Главное сейчас, с точки зрения применения предиктивных моделей в бизнесе, – выстроить доверие к будущему результату", – резюмирует Дмитрий Демидов.
Реклама, АО "Ланит", erid: F7NfYUJCUneP4VzzrCL5