Рейтинг@Mail.ru
Увидеть исчезнувшее: как новые технологии и практики меняют музейную жизнь - РИА Новости, 25.11.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Посетитель у экспонатов на выставке Сны Сибири в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве

Увидеть исчезнувшее:

как новые технологии и практики меняют музейную жизнь
Стратегическая сессия всероссийского проекта "Музейные маршруты России", которая прошла с 16 по 19 октября в Чечне, была посвящена научным исследованиям в музеях, работе с детской и молодежной аудиторией, созданию инклюзивных программ. Кураторами встречи выступили два крупнейших российских музея: Эрмитаж и Исторический.
Музейные маршруты России в Грозном

Елена Харламова,

директор департамента музеев и поддержки циркового искусства министерства культуры РФ:

"В рамках республиканских "Музейных маршрутов" в этом году мы приглашаем ведущие музейные институции России стать кураторами сессии. И вместе с руководителями наших крупнейших музеев, Эрмитажа и Исторического музея, мы приняли решение провести в Грозном фундаментальную образовательную сессию, погрузиться в вопросы научных исследований и детских музейных программ".

Она также отметила профессионализм сотрудников музеев Чеченской Республики, стремящихся внедрять современные подходы, не теряя при этом глубинных смыслов. По словам Елены Харламовой, благодаря сильным региональным командам, которые осознают значимость культуры, в стране сейчас в принципе нет ни одного музея, который бы не начал трансформироваться.
Приветствуя собравшихся, министр культуры Чечни Иса Ибрагимов отметил готовность музеев республики развивать партнерские связи с культурными институциями страны и демонстрировать богатство исторического наследия региона по всей России.

"Обмен опытом в рамках таких инициатив открывает новые перспективы для развития музейной отрасли в регионах, включая Чеченскую Республику. Мы уверены, что совместные проекты и программы помогут создать более доступную и содержательную культурную среду, в которой каждый, от детей до взрослых, сможет соприкоснуться с историей и культурными ценностями нашей страны".

Иса Ибрагимов
министр культуры Чечни
Чечня – один из интереснейших регионов для археологов. Первые раскопки здесь прошли около ста лет назад, продолжают работать специалисты и в XXI веке. Неудивительно, что именно археология стала одной из главных тем сессии "Музейных маршрутов России", проходившей в Грозном.
© Фото предоставлено пресс-службой Министерства культуры РФ "Музейные маршруты России" в Грозном
Музейные маршруты России в Грозном
"Музейные маршруты России" в Грозном
© Фото предоставлено пресс-службой Министерства культуры РФ "Музейные маршруты России" в Грозном
Музейные маршруты России в Грозном
"Музейные маршруты России" в Грозном
© Фото предоставлено пресс-службой Министерства культуры РФ "Музейные маршруты России" в Грозном
Музейные маршруты России в Грозном
"Музейные маршруты России" в Грозном
1.
"Музейные маршруты России" в Грозном
2.
"Музейные маршруты России" в Грозном
3.
"Музейные маршруты России" в Грозном
Археологические находки
Современные музеи показывают зрителям даже то, что раньше по традиции находилось в запасниках. Открытые хранения – прекрасный способ выставить предметы иначе, возможно, чуть менее официально, но порой более увлекательно. Двадцать лет назад был открыт реставрационно-хранительский центр Эрмитажа "Старая Деревня". Он расположен в одном из отдаленных районов Санкт-Петербурга.
Как говорят сами сотрудники центра, экспозиция напоминает "лавку древностей", в которой можно выставить то, что привозят археологи из экспедиций и чаще всего сразу отправляют в запасники. Здесь, казалось бы, любой невзрачный экспонат может стать интересным предметом, вокруг которого будет строиться экскурсия.
Каждый музейный предмет требует своего подхода, и археологические – в особенности. В "Старой Деревне" в одном из залов выстроили особый световой сценарий, который позволяет выделять предметы по мере рассказа экскурсовода. Так посетителям легче понять экспозицию.
Экспонаты в новом открытом хранении античной скульптуры в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа Старая деревня в Санкт-Петербурге
Экспонаты в новом открытом хранении античной скульптуры в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа "Старая деревня" в Санкт-Петербурге.
Еще один кураторский ход – расположение вещей в витринах в соответствии с хронологией снизу вверх, наподобие культурных слоев. Учли и разный возраст аудитории: витрины решили сделать прозрачными, чтобы полки были видны насквозь. Так экспонаты на верхних полках проще рассмотреть не только взрослому, но и ребенку. А, например, стелы древних кочевников из Тувы и Сибири с помощью специальных креплений установили так, что ничто не отвлекает взгляд от предмета. Еще один плюс такого открытого хранения – экспозиции могут меняться довольно быстро, тот или иной предмет, совсем недавно попавший в музей, здесь может быть оперативно выставлен на обозрение публики.
И, конечно, археология встречает всех посетителей "Старой Деревни" уже на входе в здание. Изображения онежских петроглифов архитекторы перенесли на огромную арку реставрационно-хранительского центра. Так древние знаки стали одним из символов этого отдела Эрмитажа.
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа Старая Деревня в Санкт-Петербурге
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа "Старая Деревня" в Санкт-Петербурге.
Увидеть скрытое от глаз
Работа современных археологов сегодня самым тесным образом связана с новейшими научными достижениями. При раскопках огромную помощь исследователям могут оказать современные виды съемок, а при изучении документов – даже космические технологии.
Например, перед стартом работ на городище на окраине поселка Красный Октябрь в Краснодарском крае была сделана так называемая лидарная съемка – это вид геодезической съемки, который позволяет создать очень точную цифровую модель объекта. В результате еще до начала раскопок археологи Исторического музея определили, что под землей находятся разные гончарные печи и даже склад глины, подготовленный древними мастерами.
Благодаря новейшим достижениям сегодня можно установить точно, из каких материалов сделан тот или иной древний объект. Например, определить, какие красители использовались при создании невзрачной на первый взгляд циновки первой половины I века. Следующим этапом может стать реконструкция найденного предмета в первозданном виде.
© Фото предоставлено пресс-службой ГИМЭкспонаты
Экспонаты
Экспонаты
© Фото предоставлено пресс-службой ГИМАрхеологические находки в Историческом музее
Археологические находки в Историческом музее
Археологические находки в Историческом музее
© Фото предоставлено пресс-службой ГИМАрхеологические находки в Историческом музее
Археологические находки в Историческом музее
Археологические находки в Историческом музее
1.
Экспонаты
2.
Археологические находки в Историческом музее
3.
Археологические находки в Историческом музее
Еще один крупный объект исследования в Краснодарском крае – Семибратнее городище в низовьях реки Кубань. На территории в 10 гектаров был также применен один из новейших методов исследования – магнитная разведка. Современное сканирование позволило ученым получить четкое изображение того, что находится под землей. Оказалось, что это – не просто оборонительные валы и стены, а прекрасно сохранившаяся планировка древе-греческого города. Начало раскопок оправдало ожидания: археологи уверены, что это – уникальный объект, к тому же, не испорченный более поздней застройкой.
Новейшие технологии позволяют сегодня исследователям в прямом смысле увидеть невидимое. Благодаря разработкам Института космических исследований РАН теперь эксперты Исторического музея могут просветить пергаменты и прочитать тексты, которые были либо утрачены со временем, либо специально вытравлены и закрыты более поздними текстами. Специальная мультиспектральная научная фотография дает возможность восстановить изображения.
Музейными экспонатами порой становятся не только находки, сделанные специалистами. Так, в Ундоровском палеонтологическом музее в Ульяновской области проводят конкурс для детей, в рамках которого они могут представить свои находки широкой аудитории на площадке музея. Он создан на уникальном местонахождении ископаемой фауны юрского и мелового периодов. Переданные предметы, среди которых есть важные и интересные для ученых, пополняют фонды музея, а некоторые потом выставляются в рамках экспозиций.
Экспонаты
Экспонаты
Сказочные истории и взрослые проекты
Работа с детьми давно уже стала неотъемлемой частью деятельности большинства музеев, как больших, так и малых. Некоторые, как Эрмитаж, работают с юной аудиторией уже очень давно, первые занятия для детей здесь проводили еще в XIX веке. Ежегодно в рамках просветительских проектов Эрмитажа проходит около 30 тысяч мероприятий, и половина из них проводится для детей. Главная задача – научить ребенка взаимодействовать с музеем и произведениями искусства, сделать так, чтобы программы занятий "росли" вместе с учащимися. И, конечно, чтобы в будущем "выпускники" эрмитажных курсов возвращались в музей.
Для детей с художественными способностями здесь почти уже 70 лет работает изостудия, занятия которой ориентированы на экспонаты Эрмитажа. Для более широкого круга посетителей предназначены разные экскурсионные программы, которые также предполагают периодические походы в музей.
Занятия для детей в Эрмитаже
Занятия для детей в Эрмитаже
Общение с детьми разных возрастов здесь строится по-разному. Например, с самыми маленькими начинают изучать искусство через сказку, с детьми постарше – играют в исследователей. Целое детское представление можно разыграть вокруг знаменитых часов "Павлин", которые хранятся в Малом Эрмитаже. В них механизмы приводят в движение фигуры совы, павлина и петуха. Отдельная и любимая детьми тема – эрмитажные коты, с которыми тоже можно "путешествовать" по музею.
Любой музей – это место хранения, изучения, реставрации и демонстрации предметов. Но современный музей – это еще и настоящая площадка для общественного диалога и гуманитарного сотрудничества, это возможность расширять знания об истории и культуре, подчеркивают в Историческом музее.
Ежегодно ГИМ принимает более миллиона человек, и львиная доля из них – это дети. Сегодня Исторический – это не только известное здание на Красной площади, но близлежащие памятники, такие как Покровский собор или Палаты бояр Романовых, а также филиалы музея, в том числе и в Туле. В Историческом проводят экскурсии и музейные занятия, квесты, работают разные клубы и кружки для слушателей разных возрастов. Одно из важных направлений – наставничество в сфере проектно-исследовательской работы школьников, ведь такой опыт для ребят бесценен. Работа с источниками не только повышает интерес к истории и культуре, но и развивает критическое мышление, творческие навыки, помогает понять важность изучения культурного наследия.

СЛОВО КУРАТОРОВ

Директор Государственного Эрмитажа и Председатель Союза музеев России  Михаил Пиотровский

Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа

"Музейные маршруты" – полезный новаторский проект. Это часть общей схемы горизонтальных музейных связей, в которых министерство культуры РФ выступает организатором, а содержание в значительной мере создается музеями.

Мероприятия в Чеченской Республике прошли под эгидой Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея, которые очень близки по духу – и тот, и другой являются символами российской государственности. Мы поделились своим опытом работы, и это очень важная вещь. В определенных сферах наш опыт является образцом, примером, которому можно следовать и который нужно обсуждать.

Музей может рассматриваться как тотальная инсталляция – художественный образ, явление культуры, некий набор правил. На "Музейных маршрутах" мы рассказали о том, как функционирует инсталляция, называющаяся музей. Главной целью было дать срез того, что делает Эрмитаж, и показать, как он это делает.
Мы говорили о разнообразии и иерархии видов показа наших коллекций, об археологии на открытом хранении и о том, как представляем современное искусство. Мы рассказали о форматах общения с разной публикой – детьми и студентами, людьми с ограниченными возможностями.
Суть работы Эрмитажа – серьезная детализация и способов показа, и аудитории. У нас этот процесс идет в огромном музее, но такой опыт применим всюду, и интересен всем, как образец взаимодействия общества и культуры.
Генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин

Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея:

Наши музеи занимаются хранением и исследованием коллекций, просветительской деятельностью и комплектованием фондов. И это отличает их от случайных организаций, которые решают назвать себя музеем. Эти "Музейные маршруты" позволили коллегам познакомиться с богатым опытом работы Эрмитажа и Исторического музея и, думаю, были полезны всем участникам встречи. В качестве главных тем "Музейных маршрутов" были выбраны археология, наука, просветительская деятельность и инклюзия.

Научная и просветительская работа – фундаментальные направления музейной деятельности. Тема археологических исследований первоначально была включена в программу сессии нашими коллегами из Эрмитажа. Отмечу, что Эрмитаж и Исторический музей обладают огромными археологическими коллекциями. Археологи двух музеев начинали свои исследования еще в XIX столетии, когда археология как наука только зарождалась. В рамках "Музейных маршрутов" мы поделились с коллегами своим опытом, в частности, затронули тему применения современных технологий и междисциплинарного взаимодействия в археологических исследованиях. Сегодня достижения в области генетики и физики позволяют получать удивительную информацию об исторических памятниках. Благодаря этому мы можем делать то, о чем ранее можно было только мечтать: читать уже утраченные тексты, восстанавливать изображения.

Лучшие музеи Чечни
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала