Рейтинг@Mail.ru
Женщины Малявина и Архипова: абсолютно радостная выставка в Третьяковке - РИА Новости, 21.09.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Посетительницы у картины Бабы (Зеленая шаль) на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи

Женщины Малявина и Архипова:

абсолютно радостная выставка в Третьяковке
Светлана Вовк

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит", — писал Василий Поленов, учитель Абрама Архипова. Этому принципу следовали и его ученик, и еще один замечательный художник, чьи произведения представлены на выставке в Третьяковской галерее "Адепты красного. Малявин & Архипов". Их праздничные, полные радости полотна притягивают и словно заряжают энергией.

"Это очень яркий, эмоциональный проект, которым мы хотели порадовать наших зрителей в осенние, обычно промозглые, дни и вечера", — говорит заместитель генерального директора Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Посетительница у картины Верка на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Посетительница у картины "Верка" на выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Картины Филиппа Малявина и Абрама Архипова объединили в одной экспозиции по нескольким критериям. Оба очень любили все оттенки красного — от густого вишневого до яркого алого, малинового, пурпурного, розового. В русской культуре этот цвет символизировал радость, веселье, полноту жизненной энергии, а позднее стал ассоциироваться и с переменами, революцией.
Оба мастера — выходцы из крестьянских семей, главные героини их произведений — простые деревенские девушки, бабы, старухи.
Посетительница на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Посетительница на выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
"В первой половине XIX века художники, например Венецианов, изображали русских крестьянок идиллически. Передвижники, напротив, с оттенком скорби и грусти из-за нищеты и непосильного труда — в рубищах, в серых, коричневых тонах. А Малявин и Архипов — необычайно сильными, бодрыми, смеющимися, танцующими в праздничных одеждах", — объясняет Татьяна Карпова.
Предпоказ выставки Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Предпоказ выставки "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Причем писали не абстрактных, а конкретных селянок Рязанской губернии — у Малявина там было имение, Архипов же — уроженец тех мест, приезжал туда работать.
"Малявин приглашал позировать девушек из деревни Аксиньино. Как правило, соглашались смелые, задорные, которые и руки могли закинуть, и хохотать открыто. Ведь крестьянская культура очень традиционная, требует определенной линии поведения от женщин, особенно незамужних. Например, смеяться, показывая зубы, было неприлично. Поэтому на одной из ранних работ художника героиня закрывает рот свиткой", — рассказывает куратор выставки Надежда Мусянкова.
Посетительница на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Посетительница на выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
На картинах Абрама Архипова — энергичные, полнокровные, доброжелательные селянки. "Он угощал натурщиц сладостями, чтобы у них было как можно более радостное настроение, — уточняет сокуратор экспозиции Екатерина Евсеева. — При этом они рассказывали ему о своей непростой жизни, тяжелом труде. Но Архипов придерживался в последние годы жизни принципа своего учителя Поленова, говорившего, что искусство должно давать счастье и радость".
Народная тема отражена и в дизайне пространства выставки. Архитектор Кирилл Асс сделал его в виде двойного хоровода — полотна развешаны по двум круговым стенам.
Посетители у картины Вихрь на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Посетители у картины "Вихрь" на выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Встречает посетителей самая масштабная (четырехметровая) картина Филиппа Малявина "Вихрь" 1905 года. Она как-будто втягивает в себя, поражает декоративной яркостью.
"Написана во время первой русской революции. Репин — учитель Малявина — назвал эту работу пламенем пожаров, которые охватили Россию. Но, зная характер автора и его интерес к фольклору, не хочется ассоциировать ее с революцией. В ней мастер меняет концепцию образа крестьян. До него их изображали за трудом или в пейзаже небольшими фигурками. А он детализирует, пишет больше человеческого роста. И эта его подача сшибает с ног", — отмечает Надежда Мусянкова.
Предпоказ выставки Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Автопортрет Филиппа Малявина
С 1914 по 1916 год Малявин меняет стилистику и погружается в темные краски. К этому периоду относится портрет его учителя Владимира Беклемишева в образе ямщика в тулупе. Наверное, живописец отчасти предчувствовал трагические события в стране. После революции его имение национализировали, он с женой и дочкой эмигрировали в Ниццу. Но была и еще одна причина. Критики писали, что художник зациклился на своих крестьянках в красном, хотя и признавали его великолепное владение кистью.
"Некоторые про его "Вихрь" говорили, что он работает метлой. Рисовали на него карикатуры с малярным ведром. Малявин был несколько позером и бравировал своим умением накладывать мазки. И вот он зрителю показывает: а я могу работать и в черном, и посмотрите, как изумительно это делаю", — поясняет Надежда Мусянкова.
Предпоказ выставки Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Предпоказ выставки "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Еще одно его масштабное полотно — автопортрет с женой и дочерью. В этой картине, показанной на выставке Союза русских художников в Москве, он опять-таки демонстрирует владение разными техниками.
"Для него это была важная работа. Но критика приняла ее резко отрицательно. Максимилиан Волошин сказал: "Картина прекрасно написана, поражает мастерство художника, но в ней нет центра, все как будто разбегается в разные стороны". Малявин, обидевшись на всех, заперся в имении и пять лет не участвовал ни в каких вернисажах", — рассказывает куратор.
Посетительница на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Посетительница на выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Абрам Архипов менее известен, и, как призналась Екатерина Евсеева, изучение его творчества — дело трудное. Скромный, закрытый человек, он не оставил после себя никаких информативных записей.
"В первом зале на втором этаже — самые яркие и бесспорные работы. Архипов, обращаясь к исканиями своего учителя Василия Поленова, старается писать на пленэре, передавать сложные эффекты свето-воздушной среды. Это небольшие по размерам, но потрясающие картины "На Волге" и "По реке Оке". Первую купила императрица Мария Федоровна, а со второй ее опередил Третьяков", — говорит куратор.
Предпоказ выставки Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Предпоказ выставки "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
На третьем этаже вместе с картинами Малявина представлены работы Архипова в контексте именно женской темы и красного цвета.
Выставка открыта в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до 16 февраля 2025-го.
Посетительница на выставке Адепты красного. Малявин & Архипов в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
Посетительница на выставке "Адепты красного. Малявин & Архипов" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала