https://ria.ru/20240731/tatarskiy-1950259309.html
Татарский праздник Сабантуй: история и традиции
Сабантуй 2024: когда празднуют, описание, история, традиции татарского национального праздника
Татарский праздник Сабантуй: история и традиции
Сабантуй — татарский и башкирский национальный праздник окончания полевых работ. В Татарстане его отметят 8-9 июня. Когда празднуется Сабантуй в других... РИА Новости, 31.07.2024
2024-07-31T13:31
2024-07-31T13:31
2024-07-31T14:20
религия
религиозные праздники
казань
набережные челны
общество
республика татарстан (татарстан)
республика башкортостан
праздники
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149479/66/1494796668_0:160:3076:1890_1920x0_80_0_0_47c21e0dfb059b6b34bfd9d0d2132c46.jpg
МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. Сабантуй — татарский и башкирский национальный праздник окончания полевых работ. В Татарстане его отметят 8-9 июня. Когда празднуется Сабантуй в других регионах, история и традиции, их описание и значение, какие еще народы отмечают торжество — в материале РИА Новости.СабантуйСабантуй — довольно древний праздник. Он знаменует собой торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Празднование — синтез кочевой и оседлой культур, за свою историю прошло долгий и интересный путь развития.В наши дни Сабантуй — один из ключевых элементов культуры тюркских и финно-угорских народов. А для татар и башкир Сабантуй давно стал общенациональным торжеством.Какого числа празднуютДаты праздника определяют каждый год по-разному. Как правило, Сабантуй приходится на первый летний месяц. В 2024-м проводить его будут в разных городах Татарстана в разные дни, которые станут известны ближе к торжеству.Еще один важный момент: празднование не должно выпадать на первые дни Рамадана (месяц поста у мусульман). Поэтому чаще всего гуляния организуют в июне или в начале июля.Празднование Сабантуя в ТатарстанеВ Казани в соответствии с указом главы республики Сабантуй пройдет 23 июня. В Набережных Челнах — 15 июня, а в других населенных пунктах и районных центрах — 8 и 9 июня.Празднование Сабантуя в Башкортостане Определились с датами и в соседнем Башкортостане. Согласно опубликованному графику, торжества в разных районах пройдут в течение всего июня. История праздникаСчитается, что Сабантуй появился около тысячи лет назад. Наиболее часто его называют татарским праздником. Но не чужды его традиции башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам.В давние языческие времена основной целью праздника было задобрить могущественных духов, чтобы те даровали хороший урожай осенью. Проводили церемонию, как правило, в конце апреля — перед началом посевной. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений тщательно следили старейшины.Но после принятия татарами ислама языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет. И спустя столетия Сабантуй окончательно стал веселым народным гуляньем. Вместе с тем сместились и сроки: праздник "переехал" с начала посевной на ее окончание. Ведь все работы выполнены и можно немного отдохнуть до сбора урожая.Где конкретно зародился праздник, ученые до сих пор затрудняются ответить. Одни полагают, что его родина — Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье в X-XIII веках). Другие — что традиция пришла от монголов.Как появилсяИсследователи предполагают, что предки современных татар и башкир были заинтересованы в богатом урожае осенью, поэтому главной целью праздника было задобрить духов. Для этого и устраивали изначально Сабантуй. Но с принятием ислама языческие верования остались в прошлом, на первый план вышла игровая составляющая праздника. Так и дошел Сабантуй — задорный и веселый — до наших дней.История названия"Сабантуй" — слово тюркского происхождения. И состоит оно из двух частей: "сабан", что значит "плуг", и "туй" — "свадьба", "торжество" или "праздник" в широком смысле. Вот и получается "торжество плуга". Иными словами, день земледельцев.Где празднуютСогласно давним традициям, место проведения Сабантуя определяют аксакалы — старейшины. Обычно выбирают поле, луг или широкую поляну в лесу. Это удобно для проведения состязаний. А после сооружали майдан — площадку, на которой непосредственно будут проходить игрища.Как отмечать СабантуйДо конца XIX столетия Сабантуй праздновали в весенне-летний период — до начала пахоты и после Каргатуя — торжества наступления весны.Празднование Сабантуя в общих чертах не отличалось от селения к селению. Но имелся ряд особенностей у башкир, татар и чувашей. Например, если у западных и юго-западных башкир Сабантуй устраивали на следующий день после праздника Каргатуя, то у восточных — значительно позже.Традиции и обычаиС давних пор к Сабантую готовились заранее. Например, в татарских поселениях девушки месяцы напролет расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — готовили призы для участников состязаний. Позже юноши шли по деревне и собирали все эти подарки.Также незадолго до праздника по домам отправляли детей — те собирали крупу, масло и яйца. Из них взрослые затем варили кашу в большом котле. Следом шли ребята постарше — собирали красные яйца, заранее окрашенные в луковой кожуре. Собранные яйца продавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.СостязанияВторая часть праздника — самая интересная — включала в себя состязания: скачки, бег, борьбу на кушаках. Самым популярным была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака.По традиции первый бой проводили два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией был поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель мог получить весьма ценный приз, например живого барана.Проводили во время Сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири, перетягивали канат и палки. Другие участники могли попробовать себя в балансировании на подвешенном бревне или в подъеме на высокий гладкий столб. Азарт бил ключом, ведь на вершине столба часто ставили неплохой приз — клетку с петухом.ИгрищаСоревновались на Сабантуй и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников.Молодые люди сражались мешками с сеном на скользком бревне, а также с завязанными глазами старались мастерски разбить палкой горшок.На Сабантуе показывали не только физическую силу. На празднике выступали певцы, чтецы и танцоры. А принять участие мог любой желающий.В завершающий вечер непременно устраивали игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали.ПоздравленияСтрого определенных поздравлений на Сабантуй нет. По традиции желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.Праздничные блюдаСабантуй — это еще и праздник живота. К нему готовят традиционные татарские блюда. Эчпочмаки — треугольные пирожки из дрожжевого или пресного теста. В начинку кладут мясо, лук и картофель.Перемячи — жаренные в масле или печеные пирожки круглой формы из пресного или дрожжевого теста. Внешне они чем-то напоминают беляши.Кыстыбыи — аналог им, например, в русской кухне не найти. Это традиционное татарское блюдо представляет собой обжаренную пресную лепешку, начиненную картофельным пюре. По виду кыстыбыи напоминают открытый пирог. Начинку кладут на одну половину лепешки и прикрывают сверху второй.Конечно же, Сабантуй никак не обходится без чак-чака. Знакомый всем и каждому татарский десерт готовят из мягкого теста, сделанного из муки и сырых яиц. Секрет успеха: чем мягче тесто, тем нежнее и воздушнее будет сладость. Из теста лепят тонкие короткие палочки, по форме напоминающие вермишель, или шарики величиной с небольшой орех. Затем их обжаривают в казане, а после поливают горячей массой, приготовленной на основе меда. Блюду придают нужную форму — чаще всего горки.ПриметыВ предшествующий Сабантую период — когда детвора ходила по домам и просила яйца — на порог следовало ступать с пожеланием хорошего урожая. Непременно нужно было сказать: "Пусть легкой будет моя нога". Примета гласила: это сулит благополучный и богатый год.Считается, что во время праздника юноши и девушки могут встретить свою судьбу. Если двое в этот день познакомились и понравились друг другу, то, согласно примете, их уже ничто не разлучит. А уж женитьба в Сабантуй и вовсе предвещала любовь до гроба.Распространение праздника за пределы ТатарстанаНекоторые из традиций Сабантуя в наши дни забылись. Но зато география праздника существенно расширилась. Его отмечают татарские общины по всему миру: в Вашингтоне, Монреале, Праге, Лейпциге, Париже, Стамбуле и, конечно, в Москве.С 2001-го в России проходит федеральный Сабантуй — каждый год для проведения фестиваля выбирают новый город. Ну а самые масштабные и веселые торжества по-прежнему проходят в Казани, где Сабантуй — государственный праздник.
https://ria.ru/20240702/sabantuy-1956906900.html
https://ria.ru/20240601/deti-1949757507.html
https://ria.ru/20240407/ramadan-1928267663.html
https://ria.ru/20240206/muftiy-1925774905.html
https://ria.ru/20240517/khalyal-1946682591.html
https://ria.ru/20240321/muftiy-1934541691.html
https://ria.ru/20240315/muftiy-1933331591.html
казань
набережные челны
республика татарстан (татарстан)
республика башкортостан
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149479/66/1494796668_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_db77526b199e80a55c3950ce72b09113.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
религиозные праздники, казань, набережные челны, общество, республика татарстан (татарстан), республика башкортостан, праздники, сабантуй
Религия, Религиозные праздники, Казань, Набережные Челны, Общество, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Башкортостан, Праздники, Сабантуй
МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. Сабантуй — татарский и башкирский национальный праздник окончания полевых работ. В Татарстане его отметят 8-9 июня. Когда празднуется Сабантуй в других регионах, история и традиции, их описание и значение, какие еще народы отмечают торжество — в материале РИА Новости.
Сабантуй — довольно древний праздник. Он знаменует собой торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Празднование — синтез кочевой и оседлой культур, за свою историю прошло долгий и интересный путь развития.
В наши дни Сабантуй — один из ключевых элементов культуры тюркских и финно-угорских народов. А для татар и башкир Сабантуй давно стал общенациональным торжеством.
Даты праздника определяют каждый год по-разному. Как правило, Сабантуй приходится на первый летний месяц. В 2024-м проводить его будут в разных городах Татарстана в разные дни, которые станут известны ближе к торжеству.
Еще один важный момент: празднование не должно выпадать на первые дни Рамадана (месяц поста у мусульман). Поэтому чаще всего гуляния организуют в июне или в начале июля.
Празднование Сабантуя в Татарстане
В Казани в соответствии с указом главы республики Сабантуй пройдет 23 июня. В Набережных Челнах — 15 июня, а в других населенных пунктах и районных центрах — 8 и 9 июня.
Празднование Сабантуя в Башкортостане
Определились с датами и в соседнем Башкортостане. Согласно опубликованному графику, торжества в разных районах пройдут в течение всего июня.
Считается, что Сабантуй появился около тысячи лет назад. Наиболее часто его называют татарским праздником. Но не чужды его традиции башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам.
В давние языческие времена основной целью праздника было задобрить могущественных духов, чтобы те даровали хороший урожай осенью. Проводили церемонию, как правило, в конце апреля — перед началом посевной. За правильностью исполнения обрядов и жертвоприношений тщательно следили старейшины.
Но после принятия татарами ислама языческая составляющая праздника постепенно сошла на нет. И спустя столетия Сабантуй окончательно стал веселым народным гуляньем. Вместе с тем сместились и сроки: праздник "переехал" с начала посевной на ее окончание. Ведь все работы выполнены и можно немного отдохнуть до сбора урожая.
Где конкретно зародился праздник, ученые до сих пор затрудняются ответить. Одни полагают, что его родина — Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье в X-XIII веках). Другие — что традиция пришла от монголов.
Исследователи предполагают, что предки современных татар и башкир были заинтересованы в богатом урожае осенью, поэтому главной целью праздника было задобрить духов. Для этого и устраивали изначально Сабантуй. Но с принятием ислама языческие верования остались в прошлом, на первый план вышла игровая составляющая праздника. Так и дошел Сабантуй — задорный и веселый — до наших дней.
"Сабантуй" — слово тюркского происхождения. И состоит оно из двух частей: "сабан", что значит "плуг", и "туй" — "свадьба", "торжество" или "праздник" в широком смысле. Вот и получается "торжество плуга". Иными словами, день земледельцев.
Согласно давним традициям, место проведения Сабантуя определяют аксакалы — старейшины. Обычно выбирают поле, луг или широкую поляну в лесу. Это удобно для проведения состязаний. А после сооружали майдан — площадку, на которой непосредственно будут проходить игрища.
До конца XIX столетия Сабантуй праздновали в весенне-летний период — до начала пахоты и после Каргатуя — торжества наступления весны.
Празднование Сабантуя в общих чертах не отличалось от селения к селению. Но имелся ряд особенностей у башкир, татар и чувашей. Например, если у западных и юго-западных башкир Сабантуй устраивали на следующий день после праздника Каргатуя, то у восточных — значительно позже.
С давних пор к Сабантую готовились заранее. Например, в татарских поселениях девушки месяцы напролет расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — готовили призы для участников состязаний. Позже юноши шли по деревне и собирали все эти подарки.
Также незадолго до праздника по домам отправляли детей — те собирали крупу, масло и яйца. Из них взрослые затем варили кашу в большом котле. Следом шли ребята постарше — собирали красные яйца, заранее окрашенные в луковой кожуре. Собранные яйца продавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.
Вторая часть праздника — самая интересная — включала в себя состязания: скачки, бег, борьбу на кушаках. Самым популярным была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака.
По традиции первый бой проводили два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией был поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель мог получить весьма ценный приз, например живого барана.
Проводили во время Сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири, перетягивали канат и палки. Другие участники могли попробовать себя в балансировании на подвешенном бревне или в подъеме на высокий гладкий столб. Азарт бил ключом, ведь на вершине столба часто ставили неплохой приз — клетку с петухом.
Соревновались на Сабантуй и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников.
Молодые люди сражались мешками с сеном на скользком бревне, а также с завязанными глазами старались мастерски разбить палкой горшок.
На Сабантуе показывали не только физическую силу. На празднике выступали певцы, чтецы и танцоры. А принять участие мог любой желающий.
В завершающий вечер непременно устраивали игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали.
Строго определенных поздравлений на Сабантуй нет. По традиции желают друг другу щедрого урожая, здоровья, счастья, благополучия.
Сабантуй — это еще и праздник живота. К нему готовят традиционные татарские блюда. Эчпочмаки — треугольные пирожки из дрожжевого или пресного теста. В начинку кладут мясо, лук и картофель.
Перемячи — жаренные в масле или печеные пирожки круглой формы из пресного или дрожжевого теста. Внешне они чем-то напоминают беляши.
Кыстыбыи — аналог им, например, в русской кухне не найти. Это традиционное татарское блюдо представляет собой обжаренную пресную лепешку, начиненную картофельным пюре. По виду кыстыбыи напоминают открытый пирог. Начинку кладут на одну половину лепешки и прикрывают сверху второй.
Конечно же, Сабантуй никак не обходится без чак-чака. Знакомый всем и каждому татарский десерт готовят из мягкого теста, сделанного из муки и сырых яиц. Секрет успеха: чем мягче тесто, тем нежнее и воздушнее будет сладость. Из теста лепят тонкие короткие палочки, по форме напоминающие вермишель, или шарики величиной с небольшой орех. Затем их обжаривают в казане, а после поливают горячей массой, приготовленной на основе меда. Блюду придают нужную форму — чаще всего горки.
В предшествующий Сабантую период — когда детвора ходила по домам и просила яйца — на порог следовало ступать с пожеланием хорошего урожая. Непременно нужно было сказать: "Пусть легкой будет моя нога". Примета гласила: это сулит благополучный и богатый год.
Считается, что во время праздника юноши и девушки могут встретить свою судьбу. Если двое в этот день познакомились и понравились друг другу, то, согласно примете, их уже ничто не разлучит. А уж женитьба в Сабантуй и вовсе предвещала любовь до гроба.
Распространение праздника за пределы Татарстана
Некоторые из традиций Сабантуя в наши дни забылись. Но зато география праздника существенно расширилась. Его отмечают татарские общины по всему миру: в Вашингтоне,
Монреале,
Праге,
Лейпциге,
Париже,
Стамбуле и, конечно, в
Москве.
С 2001-го в
России проходит федеральный Сабантуй — каждый год для проведения фестиваля выбирают новый город. Ну а самые масштабные и веселые торжества по-прежнему проходят в
Казани, где Сабантуй — государственный праздник.