Рейтинг@Mail.ru
"Лучшие из лучших". Секреты главного спецназа России - РИА Новости, 29.07.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бойцы Управления А ЦСН ФСБ России

"Лучшие из лучших".

Секреты работы главного спецназа России
Андрей Коц
Высочайший уровень боевой подготовки, самые опасные задания и сотни спасенных жизней — ровно полвека назад, 29 июля 1974-го, в Комитете госбезопасности СССР сформировали особое спецподразделение — группу "А". Перед ее бойцами всегда ставили задачи особой важности, многие из которых, казалось, выполнить было невозможно. Как создавали легендарную "Альфу" — в материале РИА Новости.
Готовность умереть
До 1974-го в силовых структурах Советского Союза не было ни одного узкоспециализированного подразделения по борьбе с терроризмом. С пока еще редкими проявлениями этого зла боролись силами милиции. Но время показало, что новой угрозе должны противостоять новые профессионалы. Это осознали на самом верху. Распоряжение отдал лично председатель КГБ Юрий Андропов. До 1985-го группа "А" находилась в прямом подчинении генерального секретаря и руководства КГБ.
"К 1970-м на Западе уже были случаи захвата самолетов, убийства политических лидеров, — напомнил президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" генерал-полковник Александр Мирошниченко на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня". — В 1972-м террористы расстреляли на мюнхенской Олимпиаде делегацию израильских спортсменов. В 1980-м Олимпийские игры принимала Москва. Андропов прекрасно понял тенденции и решил сыграть на опережение. Как он говорил, "нам нужно подразделение советских коммандос".
Президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора Альфа генерал-полковник Александр Мирошниченко
Президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" генерал-полковник Александр Мирошниченко на пресс-конференции к 50-летию создания Группы "А" КГБ СССР — Управления "А" Центра специального назначения ФСБ России.
Спецподразделение возглавил Герой Советского Союза пограничник Виталий Бубенин. Золотую звезду он получил за остров Даманский. Начальник погранзаставы "Кулебякины сопки" со своим отрядом тогда дерзко зашел на БТР в тыл наступающим китайцам и расстреливал их из крупнокалиберного пулемета практически в упор, пока не закончились патроны. В том бою офицер получил три ранения.
Под стать командиру был и весь состав группы "А". Отбирали лучших из лучших в госбезопасности — мастеров спорта, отличников боевой и политической подготовки. Идеальные физические данные, умение хорошо стрелять и драться в рукопашной — обязательные требования. Большое внимание уделяли моральным качествам и психологической выносливости. Приветствовалось знание иностранных языков. Принимали исключительно комсомольцев и патриотов, способных отдать за Родину жизнь.
"На психологическом тестировании каждого спрашивали — готов ли он умереть ради выполнения приказа, — рассказывает Мирошниченко. — И все ребята отвечали — да. И это с годами никуда не ушло. Сегодня к нам приходят очень мотивированные молодые парни. Многие с боевыми наградами. Современная молодежь ведь разная. Есть мажоры, гоняющие по Москве на дорогих авто. Есть паникеры, бежавшие из страны из-за СВО. Но очень много и тех, кто решил посвятить свою жизнь защите Отечества, дома и семьи. Не жалея себя. Для таких у нас всегда открыты двери".
Ветераны первого набора "Альфы" признаются: поначалу далеко не все хотели туда идти. Были непонятны задачи, оргструктура, необходимые для службы навыки. В первые годы банально не хватало опыта в борьбе с терроризмом. Все осваивали на практике, проверяли новые методики на себе. Это сегодня в "Альфе" есть учебный отдел. А тогда учились "с колес".
Бойцы специальных подразделений Альфа и Вымпел у Дома Советов
Бойцы специальных подразделений "Альфа" и "Вымпел" у Дома Советов
43 минуты
Одна из первых операций группы "А" — штурм дворца Амина в Кабуле в декабре 1979-го. Бойцы спецподразделения совместно с военнослужащими "мусульманского" батальона и 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка провели уникальную операцию "Шторм-333" по отстранению от власти Хафизуллы Амина — проамериканского президента, который получил образование в США и подозревался в связях с ЦРУ. Руководство СССР опасалось, что он позволит Пентагону разместить ядерные крылатые ракеты в Афганистане. Москве требовался другой лидер сопредельного государства.
Бойцы Грома (Альфы) перед вылетом на боевую операцию в Кабул
Бойцы "Грома" ("Альфы") перед вылетом на боевую операцию в Кабул
В штурме непосредственно участвовали 54 бойца — 24 из группы "Гром" (оперативники в "А") и тридцать из "Зенита" — офицеры спецрезерва КГБ. Резиденция Амина была на высоком холме с покрытыми кустарником склонами. Подступы к дворцу плотно заминированы и насквозь простреливались. К зданию вела единственная дорога, охрана круглосуточно занимала позиции на нескольких рубежах обороны.
"Все было против нас, — вспоминает участник штурма, ветеран первого набора группы "А" подполковник Павел Климов. — Соотношение сил и средств — в пользу оборонявших дворец афганцев. Но напор, умение и сплоченность дали свои результаты. Объект мы захватили за 43 минуты. Я получил тяжелые ранения: пробиты пищевод и легкое. Особого значения этому не придаю — в каждой операции есть убитые и раненые с нашей стороны. Но тогда чуть не погиб. Меня спас Николай Николаевич Каншин — светило советской медицинской науки из НИИ Склифосовского, блестящий "пищеводник". Некоторые после таких ранений уходили из отряда. Но я бы с радостью прошел этот путь еще раз".
Ветеран первого состава Группы А КГБ СССР, участник штурма дворца Тадж-Бек (Афганистан) подполковник Павел Климов
Ветеран первого состава Группы "А" КГБ СССР, участник штурма дворца Тадж-Бек (Афганистан) подполковник Павел Климов на пресс-конференции к 50-летию создания Группы "А" КГБ СССР — Управления "А" Центра специального назначения ФСБ России.
По словам ветеранов, именно штурм дворца Амина окончательно расставил все по своим местам. Если бы его не было, "Альфа" могла бы остаться в роли "пожарной команды" в Седьмом управлении КГБ, которой удобно затыкать дыры, но без собственного места в организационно-штатной структуре комитета. После "Шторма-333" группу стали воспринимать всерьез. Им помогала вся страна. В частности, для них разработали различные типы бесшумного оружия, компактные пистолеты-пулеметы, специальное холодное оружие и средства защиты.
Главный страх
"Самый пик нашей профессиональной формы был в 1980-е, — отмечает Мирошниченко. — К тому времени были проведены десятки блестящих операций именно по нашему направлению — освобождение заложников. Самолеты, школы, изоляторы, больницы. С конца 1980-х разгорелись горячие точки на территории СССР. Союз трещал по швам. В национальных республиках — массовые беспорядки. И нас бросали на эти участки. Мы прошли Прибалтику, Молдову, все республики Средней Азии, Закавказье. Не вылезали из командировок".
В 1992-м альфовцы освободили 347 пассажиров рейса Минеральные Воды — Москва во Внуково, в декабре 1993-го — учеников ростовской школы, в 1995-м — южнокорейских туристов в Москве, которых захватил террорист-одиночка. Группа "А" участвовала в большинстве контртеррористических операций на Северном Кавказе.
Боец специальной группы МБ Российской Федерации Альфа в засаде во время штурма здания Дома Советов
Боец специальной группы МБ Российской Федерации "Альфа" в засаде во время штурма здания Дома Советов
Например, в июне 1995-го штурмовала больницу в Буденновске, где террористы Шамиля Басаева удерживали более тысячи человек. Трое сотрудников "Альфы" там погибли, пятнадцать были ранены. Спецназовцы ликвидировали многих главарей террористов и полевых командиров. Потом были "Норд-Ост" и Беслан, где бойцы прикрывали собой заложников. Однако у спецподразделения была и другая роль.
"Мы активно работали в сфере контрразведки, — объясняет вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" полковник Владимир Зайцев. — Осуществляли, в частности, силовые захваты вражеских агентов. Взять того же Геннадия Сметанина — военного разведчика, с 1983-го сотрудничавшего с ЦРУ. У него в дужках очков была капсула с ядом. Так мы его взяли прямо в поезде, он ничего не успел понять. Лишь позже пришел в себя на заднем сиденье машины в окружении стальных людей".
Митинг памяти жертв теракта в Театральном центре на Дубровке

Митинг, посвященный шестой годовщине трагических событий в Театральном центре на Дубровке. 26 октября 2002 года спецподразделения ФСБ России начали штурм здания, тремя днями раньше захваченного террористами во время представления мюзикла "Норд-Ост".

"Альфа" и сегодня обеспечивает безопасность государства. Сотрудники группы воюют в СВО. Снайперами, операторами дронов — разведывательных и ударных. Ходят в рейды по тылам противника, уничтожая самые значимые цели. И, конечно, следят за тем, чтобы в тылу не образовывалась партизанщина.
"Когда закончится СВО, понадобится давить украинское подполье, — уточняет Александр Мирошниченко. — Будем это делать по северокавказскому сценарию. Тут мало просто силового воздействия. Нужно влиять на боевиков и по-другому. Например, объявлять амнистию для тех, кто не запятнал себя тяжелыми преступлениями. Налаживать жизнь в новых регионах, чтобы подпольщики, условно бегающие по горам, увидели: можно жить мирно. Опыт у нас есть. Но СВО пока продолжается".

Сейчас "Альфа" выполняет, возможно, не свойственные ей задачи. Но базовые принципы боевой работы группы сохраняются. Это братство, взаимовыручка и чувство локтя. А главный страх у бойцов — не умереть или получить ранение. Важнее всего — не подвести боевых товарищей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала