Рейтинг@Mail.ru
Время финтеха: российские ИТ-решения для банковского сектора - РИА Новости, 15.07.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Абстрактная форма
Абстрактная форма
Абстрактная форма
Абстрактная форма
Абстрактная форма
Абстрактная форма

Время финтеха:

российские ИТ-решения для банковского сектора
Финансовый сектор был и остается первопроходцем и лидером цифровизации. Именно здесь развитые информационные технологии оказались одним из основных конкурентных преимуществ. В этом материале эксперты группы ЛАНИТ и специалисты холдинга LANSOFT ("Лансофт") расскажут об актуальных трендах в финтехе, а также о востребованных ИТ-решениях, которые предлагают их компании банковскому сектору.

Финтех – основа успешной конкуренции в банковской сфере. Это подтверждается тем фактом, что некоторые крупнейшие банки уже позиционируют себя как финтех-компании. Многие эксперты прогнозируют, что банковский бизнес, каким мы его исторически привыкли видеть, уже в обозримом будущем уйдет в прошлое. Он будет представлять собой финансовые сервисы, опирающиеся, в первую очередь, на технологии.

Роман Почиталкин
Роман Почиталкин
бизнес-партнер компании "ЛАНИТ - Би Пи Эм"
Создание и тестирование банковских систем
"ЛАНИТ - Би Пи Эм": "Каркас" – комплексное решение для быстрой разработки и запуска систем корпоративного класса
Одним из направлений совершенствования финансовых технологий является создание и интеграция банковских информационных систем. При этом эксперты ИТ-отрасли отмечают, что ведущие российские банки, как правило, не хотят подстраивать свой бизнес под уже существующие на рынке продукты. Они стараются создавать системы самостоятельно, добиваясь их соответствия своим потребностям и задачам.
Для быстрой разработки сложных информационных систем в финансовых организациях предназначена технологическая платформа "Каркас". Она создана специалистами компании "ЛАНИТ – Би Пи Эм" на базе open-source (открытый код) технологий с поддержкой микросервисной архитектуры.
Как рассказывает Роман Почиталкин, решение "Каркас"*состоит из нескольких компонентов, которые ускоряют и делают удобным процесс разработки банковских информсистем и приложений.
"По названию одного из таких компонентов и было принято решение именовать продукт. "Каркас" — это готовая структура приложения, спроектированная с учетом нашего многолетнего опыта разработки систем enterprise-класса (корпоративного класса) и лучших мировых практик. Его использование позволяет архитектору не тратить время на проектирование архитектуры системы с нуля и помогает избежать ошибок", – говорит специалист.
Другой компонент помогает быстро встроить новое ПО в существующую ИТ-инфраструктуру с помощью удобных шаблонов конфигураций развертывания в контейнерных средах.

Развернуть и настроить сервисы в контейнерах - достаточно нетривиальная задача, которая требует привлечения опытных инженеров и разработчиков. Раньше это приходилось каждый раз делать заново, но в "Каркасе" мы создали шаблоны, позволяющие за пару дней выполнить то, на что требовались недели работы нескольких специалистов.

Роман Почиталкин
Роман Почиталкин
бизнес-партнер компании "ЛАНИТ - Би Пи Эм"
Еще один компонент "Каркаса" решает проблему настройки сборочных конвейеров для формирования поставок новых версий ПО и их последующей установки.
"До появления конвейеров разработчик, отвечающий за сборку поставки, должен был самостоятельно найти, что нового сделали члены его команды (может состоять из десятков человек). Затем вручную включить все в поставку и передать вместе с инструкцией инженерам на включение в тестовые и промышленную среды. Автоматизация процесса позволяет за минуты делать то, что занимало часы. На масштабных проектах это дает колоссальный эффект, так как специалисты не тратят время на рутинные задачи и застрахованы от ошибок, связанных с человеческим фактором", – продолжает эксперт.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Кроме описанных выше компонентов, цель которых свести к минимуму затраты на подготовительный этап проекта, "Каркас" позволяет быстрее и эффективнее вести разработку ценного для бизнеса функционала. Во-первых, за счет библиотеки элементов высокой готовности для реализации типовых задач (оргструктура, аудит системы, генерация отчетности и т.д.)
Кроме этого, "Каркас" задает определенные конвенции и стандарты разработки, которые позволяют достичь единообразия и структурировать код. Но самое важное, что этот же компонент самостоятельно контролирует их соблюдение.
"Действия команды становятся более эффективными: все разработчики знают, что и где хранится. Понятный код снижает вероятность ошибок и позволяет новому человеку легко подключиться к задачам, снизив до минимума время на погружение", – отмечает Почиталкин.
По данным "ЛАНИТ - Би Пи Эм", применение "Каркаса" в проекте по созданию учетной системы в крупном банке помогло сократить трудозатраты только на начальном этапе на 170 человеко-дней и уменьшить срок его реализации на один месяц.
"За счет понятно выстроенного технологического процесса снизился порог вхождения в проект. Это особенно актуально, учитывая проблему поиска людей на рынке ИТ-специалистов. В итоге, почти половину трудозатрат разработчиков старшего и среднего уровня смогли взять на себя младшие, а это другая зарплатная категория и следовательно - экономия", – рассказывает Почиталкин.
Кроме того, благодаря решению "Каркас" удалось избежать ошибок в архитектуре и лишних затрат на рефакторинг. Внутри банка за счет одинаковых подходов, обеспечиваемых ИТ-продуктом, упростилось взаимодействие между командами, которые отвечают за разные сервисы.

В результате кредитная организация получила качественную современную систему, полностью соответствующую их индивидуальному запросу со значительным сокращением time-to-market (время, затраченное на разработку продукта от начала и до конца).

"ЛАНИТ Экспертиза": NeuroControl* ("Нейроконтроль") – тестирование любой сложности

Требования к финансовым организациям и качеству их услуг растут, поэтому банковские системы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Регулярно появляется новый функционал, который нуждается в тестировании, ведь банки работают с деньгами и цена ошибки очень высока. Проверять на корректность работы нужно и прежние сервисы, которые могут сбоить после усложнения и модернизации системы (регрессионное тестирование). Для автоматизации этих процессов компания "ЛАНИТ Экспертиза" предлагает решения с использованием технологий искусственного интеллекта.
Как рассказывает директор по развитию бизнеса "ЛАНИТ Экспертизы" Константин Кавешников, проблемы часто возникают не только в новых, но и в legacy-системах (унаследованная система), которые до сих пор работают во многих крупных банках.

Проблема в том, что их тестирование сложно поддается автоматизации. Причиной является использование устаревших технологий, которые не поддерживаются современными средствами разработки. Все это приводит к тому, что подобные ИТ-продукты обычно тестируются вручную.

Директор по развитию бизнеса ЛАНИТ Экспертизы Константин Кавешников
Константин Кавешников
директор по развитию бизнеса "ЛАНИТ Экспертизы"
В крупных системах внедрение нового функционала и последующее регрессионное тестирование часто включают в себя тысячи тестов. Безусловно, это требует значительных временных затрат.
"Инструменты и решения, которые автоматизируют эти задачи, позволяют значительно сократить сроки их проведения", – отмечает специалист.
По его словам, проблему автоматизации тестирования legacy-систем можно решить благодаря технологии компьютерного зрения. Так, платформа NeuroControl с помощью нейросетей и методов машинного обучения распознает элементы пользовательского интерфейса. После координаты этих элементов и их атрибуты могут быть использованы любым типовым фреймворком автоматизации.
"Наша система обучалась на скриншотах различных существующих интерфейсов, а также на тысячах искусственно сгенерированных скриншотов. Это позволило собрать огромное количество необходимой информации для обучения нейросетей", - рассказывает Кавешников.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Таким образом, было разработано решение, воспринимающее любую форму визуально. То есть система получает скриншот интерфейса, распознает его в соответствии с предварительным обучением и видит все объекты, их координаты и свойства.
"Теперь с этими объектами можно совершать действия при тестировании. Например, если это кнопка, ее можно нажать, если текстовое поле - ввести в него какую-либо запись", – поясняет специалист.
Он уточнил, что решение было использовано в крупном банке, одном из лидеров потребительского кредитования, для автоматизации тестирования АБС (автоматизированная банковская система).

"При реализации проекта удалось повысить стабильность автотестов втрое: с 28 до 84%, а также значительно сократить время на регрессионное тестирование. Благодаря этому потребовалось меньше времени на вывод нового функционала системы в продуктовую среду. Регулярные итерации тестирования позволили снизить риск пропуска дефектов", – уточнил Кавешников, добавив, что решение является универсальным и подходит для тестирования мобильных и веб-приложений.

Автоматизация работы с клиентами финансовых организаций
CleverData*: CDP CleverData Join* (платформа клиентских данных "Клевер Дата Джойн")
Внедрение единой платформы управления клиентскими данными (CDP – client data platform) актуально для любого бизнеса, включая банковскую сферу. Основная задача – сбор и хранение информации о клиентах, их взаимодействии с организациями в онлайне и офлайне.

Платформы объединяют разрозненные данные о потребителе из различных источников в единый клиентский профиль. Это позволяет изучать поведение клиентов, делать персонализированные предложения, строить сегменты для взаимодействия в коммуникационных каналах, использовать сведения для создания моделей машинного обучения и многое другое. Все это помогает улучшать клиентский опыт, экономить на маркетинговых бюджетах, увеличивать коэффициент продаж.

Анна Овчинникова
Анна Овчинникова
бизнес-консультант компании CleverData (входит в группу ЛАНИТ)
Платформа персонализации CleverData Join настраивается под цели и задачи каждого конкретного заказчика и легко интегрируется с любыми системами организации.
"Решение собирает информацию из десятков таких онлайн- и офлайн-источников, как CRM (система взаимоотношений с клиентами), ERP (система планирования ресурсов), КХД (корпоративное хранилище данных), сайт банка, системы лояльности, колл-центр, ритейл-система. В общем, со всех ресурсов, которые по желанию заказчика могут быть объединены в датахаб", – поясняет Овчинникова.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Далее, по ее словам, данные проходят через конвейер обработки, который соберет воедино атрибуты профиля из разных источников. Выполнит объединение профайлов по частичному или полному совпадению идентификаторов и построит единые клиентские пути для каждого пользователя банковских услуг, не потеряв ни одного события.

В итоге банк получает единый профиль клиента и структурированные данные для их дальнейшей активации. Также он может использовать инструменты, позволяющие сегментировать аудиторию по условиям любой сложности, обращаться к хранилищу профилей в реальном времени для персонализации контента, делать продуктовую аналитику. Платформа обрабатывает более 10 тысяч запросов в секунду. Это открывает практически неограниченные возможности для дальнейшего использования данных.

Анна Овчинникова
Анна Овчинникова
бизнес-консультант компании CleverData (входит в группу ЛАНИТ)
Она указывает на множество вариантов использования собранной информации в маркетинговых активностях банка. Так, разделяя аудиторию на целевые сегменты, можно находить разные подходы к разным группам, выбирать удобные каналы коммуникации и даже время обращения.
"Комплексная информация, сегментация и анализ дают возможность в разы увеличить качество таргетированной и контекстной рекламы. Также можно настроить персонализированную коммуникацию с учетом действий пользователя на сайте банка: "брошенные" формы, незагруженные документы в заявках, проявленный интерес к продукту. Под все активности можно подстроить соответствующие реакции со стороны банка и довести клиента до целевого шага. Также можно делать так называемый анти-таргетинг, исключая из массовых рассылок тех, кому неактуальна та ли иная услуга. Это, безусловно, повышает лояльность потребителей финансовых услуг", – объясняет специалист.
Один из крупных отечественных банков внедрил CDP CleverData Join, объединившую в единый профиль данные о клиентах. В кредитной организации стали использовать информацию для сегментирования аудитории по демографическим, поведенческим и другим параметрам. Также создавали персонализированные предложения для каждой такой группы.

Появилась возможность предоставлять полную информацию о клиентах в колл-центр, адаптировать коммуникации и предложения, скрипты для операторов с учетом профиля потребителя. По данным CleverData, в результате внедрения банк снизил затраты на привлечение одного покупателя (CAC) на 20%, увеличил конверсию в 1,5 раза, повысил коэффициент окупаемости маркетинговых кампаний на 30%. Получена экономия маркетингового бюджета порядка 20%.

LDM* от LANSOFT: Электронное клиентское досье – удобно и эффективно
Сегодня банки активно переводят работу с клиентами в электронный вид. Даже для бумажных документов обязательно формируется цифровая копия. Электронное досье помогает финансовым организациям обеспечивать структурированное хранение и быстрый поиск как электронных документов, так и скан-копий оригиналов в соответствии с требованиями Банка России. Это, в свою очередь, повышает эффективность обслуживания, способствует унификации услуг во всех территориальных подразделениях, снижает операционные риски и экономит средства на организацию архива.

Финсектор – самая передовая отрасль по цифровизации. При этом документов здесь больше, чем в других сферах. Поэтому в переводе бумаг в электронный вид банки идут среди лучших. Работа с цифровыми образами клиентских документов — это не только удобство для бизнеса, но и ответ на требования регуляторов. Так, ФНС с прошлого года начала активно запрашивать у банков клиентские документы в рамках встречных налоговых проверок по телекоммуникационным каналам связи. Это огромное количество сведений, и предоставлять их в электронном виде намного удобнее.

Герман К. LANIT Document Management
Константин Герман
директор по продуктовому развитию LDM (входит в ИТ-холдинг LANSOFT)
По его словам, исторически клиентские досье существовали в виде стеллажей с папками, где хранился весь набор документов по продуктам и получателям услуг. С началом эпохи цифровизации многие досье перекочевали в сетевые папки на диске. Сейчас такой подход уже не соответствует требованиям Банка России по защищенному хранению электронных документов — кредитные организации должны архивировать копии, в том числе в распределенных центрах обработки данных.
Холдинг LANSOFT предлагает клиентское досье на базе микросервисной платформы LDM* как единую базу документов и данных клиентов всех продуктовых направлений банка. Продукт содержит типовую структуру юридического и кредитного досье, инструменты для настройки под потребности бизнеса, возможности выгрузки в соответствии с требованиями ЦБ РФ.
"Сотрудник банка благодаря LDM.Клиентское досье видит, сколько документов связано с клиентом. Может понять их структуру, чаще всего представленную в виде дерева по типам: юридические, о финансовом состоянии, сделки, кредитные и т.д. Платформенное решение на базе low-code (низкий код) позволяет каждому банку настроить эту систему под себя без существенной переработки продукта", — поясняет Герман.
По его словам, разработчики регулярно отслеживают изменения в законодательстве и нормативных документах Банка России и ФНС и сразу же вносят изменения в систему.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
"Еще одна важная функция решения от LDM — автоматизированный контроль комплектности досье. Система проследит, чтобы специалист запросил у клиента именно тот перечень документов, который необходим для выдачи того или иного банковского продукта", — объясняет Герман.
Дополнительным эффектом использования электронного досье является возможность увидеть в одном месте всю информацию о потребителе финансовых услуг. Это ускоряет работу бэк-офиса банка — тех сотрудников, которые напрямую с клиентами не контактируют, но выполняют важные функции, например, проверяют документы для выдачи кредита.
Также Герман рассказал, как происходит внедрение клиентского досье в крупном банке.
"Решение для работы с клиентскими документами интегрируется со множеством систем банка и становится фундаментом для всех процессов взаимодействия с клиентом. Переход от бумажного досье к электронному не должен создавать преград для бизнеса. Поэтому на первое место выходит методология, когда нужно совместно с банком проработать структуру досье, выровнять требования к клиентским документам с точки зрения разных процессов финансового учреждения", — отметил специалист.
По оценке Германа, главный выигрыш от перехода на цифровое досье — снижение времени, которое требуется сотрудникам банка на работу с документами клиента, и в итоге — на его обслуживание.

"Если открытие расчетного счета юрлица в бумажном режиме занимает до 40 минут, то при грамотном внедрении клиентского досье — около 10 минут. Обработкой запросов из налоговой в крупном банке иногда занимаются 120 и более сотрудников. Досье может сократить потребность в работниках в 10 раз. И еще один эффект — снижение риска наложения штрафов за несоблюдение требований госорганов", — поясняет представитель LDM.

"BPMSoft Финансы" (БиПиЭмСофт)* — коммуникация по всем каналам
Для банков взаимоотношения с клиентами – один из ключевых процессов. Поэтому так важно всегда иметь полный набор данных о потребителях финансовых услуг и выстроить коммуникации через все доступные каналы.
"Поведенческая модель клиента за последние 10 лет сильно изменилась. Мы привыкли обращаться к цифровым сервисам из разных мест, мы хотим взаимодействовать с банком здесь и сейчас. Омниканальные коммуникации позволяют начать общение с клиентом, используя абсолютно разные источники, и продолжить его в любом канале без потери истории предыдущих контактов", — говорит директор по развитию бизнеса компании BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT) Вадим Сорокин.
Омниканальные коммуникации являются одним из функциональных модулей CRM-системы "Финансы", реализованной на базе low-code платформы BPMSoft. Внедрение решения дает возможность банку функционировать более эффективно: получатель услуг может прийти в офис, позвонить, написать электронное письмо, на сайт, в чат-бот или в приложение. Вся история взаимодействия с ним будет видна в его профиле.

Это правильная концепция любой CRM-системы. Омниканальность позволяет собирать всю эту информацию в одном месте. Операторы и супервизоры банков получают удобный рабочий инструмент. Используя систему, они видят все запросы, с которыми клиент обращался ранее, какими продуктами он пользуется и что еще ему можно предложить на основе собранных данных.

Вадим Сорокин
Вадим Сорокин
директор по развитию бизнеса компании BPMSoft (входит в ИТ-холдинг LANSOFT)
По его словам, внедрение омниканальных коммуникаций повышает скорость обработки обращений, увеличивает темпы продаж и помогает осуществлять кросс-продажи (реализация дополнительных продуктов, рекомендованных покупателю после покупки основного).
"Пока вы ждете ответа оператора, система ненавязчиво предложит вам какие-то дополнительные опции, которые подбираются автоматически с учетом ваших интересов. Когда вам ответит менеджер, он уже знает, что вы прослушали данное предложение. Если после решения вашего основного вопроса вы чувствуете удовлетворенность, то вероятность того, что вы согласитесь на следующий шаг, кардинально повышается. В итоге омниканальная коммуникация помогает увеличивать средний чек сделки и в целом количество сделок одного клиента", — отмечает Сорокин.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Еще один эффект внедрения омниканальных коммуникаций - оптимизация процессов контактного центра. Это сокращает затраты на персонал, позволяя направить высвободившиеся ресурсы на другие направления.
Обеспечение омниканального взаимодействия с клиентом – главный запрос, с которым к компании-разработчику обратился один из крупных банков. В частности, омниканальный функционал был использован в рамках автоматизации полного цикла кредитных процессов: клиенты банка теперь сами могут создавать кредитные заявки из разных источников — как в мобильном приложении, так и в личном кабинете на сайте.

"Результатом стало повышение удовлетворенности клиентов, а также сокращение операционных расходов и, как следствие, рост рентабельности кредитных процессов банка. В свою очередь, выдаваемая системой оперативная отчетность (где, как и на какие суммы оформляются кредитные предложения) помогает быстро принимать управленческие решения о модернизации процессов и финансовых продуктов", — заключил Сорокин.

Автоматизация бизнес-процессов
НОРБИТ: SRM-система на базе NBT (cистема управления взаимодействием с поставщиками ЭнБиТи)* – прозрачные и регламентированные закупки
Как правило, для отдельных бизнес-процессов в организациях используют разные ИТ-системы. Для быстрого обмена информацией и эффективной работы требуется интеграция и синхронизация этих решений друг с другом. В частности, такая согласованность нужна для обеспечения закупочной деятельности банков.
Специалисты входящей в группу ЛАНИТ компании НОРБИТ разработали SRM-систему (Supplier Relationship Management - управление взаимодействием с поставщиками) для автоматизации закупок. Решение, реализованное на базе no-code (без кода) платформы NBT, позволяет синхронизировать многие бизнес-процессы внутри организации и обеспечивает выполнение всех многочисленных и обязательных предписаний регулятора в области закупок. При этом сокращается время на подготовку документации и решение вопросов, связанных с заключением договоров с поставщиками товаров и услуг.

Особенность закупочной деятельности крупных российских банков – обязательное соответствие требованиям госрегулирования. Это находит отражение во внутренних регламентах, во взаимодействии с другими внешними системами: нужно размещать информацию на электронных площадках и на официальном сайте - zakupki.gov.ru. Поэтому закупочные ИТ-решения должны обеспечивать сквозной процесс, включая официальную интеграцию с внешним окружением.

Наталья Зубкова
Наталья Зубкова
операционный директор НОРБИТ
Кроме того, все информационные системы в банках попадают под определение критической инфраструктуры и должны соответствовать специальным требованиям Минцифры России: быть аккредитованы и размещены в Едином реестре российского программного обеспечения.
По словам Зубковой, поскольку закупочный процесс для банков регламентирован законодательством, то имеет общий обязательный функционал. Его открытая часть – работа с рынком: сбор предложений и диалог с поставщиками. Это может осуществляться как через собственный интерфейс банка, так и через внешний ресурс - портал поставщиков или электронные торговые площадки. Далее в закрытой части происходит процесс внутрибанковского согласования документов для закупочных процедур, и здесь также задействовано большое количество участников. Следующий этап - размещение заявок на тех ресурсах, которые предписаны законодательством и регламентами финансовой организации.
"Каждая из этих систем не может быть обособлена. Они обязательно синхронизируются с решениями для автоматизации внутрихозяйственной деятельности, встраиваются в ИТ-инфраструктуру банка", — отмечает Зубкова.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
NBT рассчитана на любую модель ролей и полномочий сотрудников в рамках закупочной деятельности. Для каждой позиции есть свой интерфейс, который может настроить сам пользователь благодаря технологии no-code.

В системе отражена функция председателя конкурсной комиссии, он видит то, с чем ему надо работать. Есть задача для руководителя департамента закупок, который контролирует процедуры на всех этапах, а также действия сотрудников. Таким образом SRM обеспечивает прозрачность закупочной деятельности.

Наталья Зубкова
Наталья Зубкова
операционный директор НОРБИТ
При этом система напоминает, когда и на какой площадке разместить заказ, когда провести заседание конкурсной комиссии, подписать протокол и т.д. Также блокируются ошибки, связанные с человеческим фактором.
В свою очередь, открытая часть решения помогает подобрать потенциальных поставщиков, классифицированных по видам деятельности, и автоматически делает рассылки, приглашающие их к участию в закупках.
"Система подсказывает лучшую цену, а это один из существенных факторов при выборе поставщика. Но специалист, проводящий закупку, оставляет за собой право проверить добросовестность потенциального подрядчика, его историю взаимодействий с банком. Cервисы на основе ИИ дают широкую и всеобъемлющую аналитику в различных разрезах для принятия конкретных решений по закупке", — объясняет эксперт.
В одном из крупнейших российских банков SRM-система от НОРБИТ помогла упорядочить закупочные процессы. Это стало возможным за счет использования преднастроенных цепочек согласований и процедур, сформированных в соответствии с требованиями законодательства и внутренними регламентами организации. Кроме того, удалось сократить сроки проведения закупок товаров и услуг.
"Решение, внедренное в крупном отраслевом банке, позволило через единую инсталляцию в головном офисе обеспечить автоматизацию всех филиалов по сквозной цепочке. У центрального аппарата появилась возможность контролировать закупки во всех территориальных подразделениях. На данный момент в системе работает более трех тысяч пользователей", — уточнила Зубкова.
*- категория информационной продукции 18+
Реклама, АО "Ланит", erid: F7NfYUJCUneLt1LDx554
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала