Рейтинг@Mail.ru
В Третьяковке открылась грандиозная и сказочная выставка троих Васнецовых - РИА Новости, 24.05.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Девушка у картины Богатыри (1898 г.) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

В Третьяковке открылась грандиозная и сказочная выставка трех Васнецовых

В Третьяковке открылась выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век"
Светлана Вовк
"Богатыри", "Аленушка", "Ковер-самолет", "Иван-царевич на Сером Волке", "Три царевны подземного царства", "Витязь на распутье" — на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке. Здесь же — потрясающие эскизы росписей Владимирского собора в Киеве. В экспозиции также представлены лучшие работы младшего брата Виктора Михайловича, Аполлинария, и внука Андрея. Всего — более 200 произведений живописи и графики из 15 музеев и шести частных собраний.

"Выставка приурочена к нескольким датам: 175-летие со дня рождения Виктора Васнецова мы будем отмечать в 2025-м, 100-летие со дня рождения Андрея Васнецова — в 2024-м, и сейчас у нас идет Год семьи. Именно тема семьи — одна из важнейших в этом проекте", — рассказала заместитель генерального директора ГТГ Татьяна Карпова.

Посетитель выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Посетитель выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Экспозиция начинается с семейных портретов. "Виктор Михайлович много писал родственников, детей, жену. Андрей Владимирович тоже запечатлел семью и друзей. Аполлинарий Михайлович не был портретистом, но создал много пейзажей малой родины (село Рябово Вятской губернии. — Прим. ред.), — поясняет искусствовед, куратор выставки Ольга Атрощенко. Ольга Дмитриевна делала в Третьяковке масштабные проекты. В 2015-м — выставку "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения", ту самую, на которой посетители даже вынесли двери, ее назвали самой посещаемой за 50 лет. Еще один ее громкий проект — "Архип Куинджи" в 2018-м.
Династия Васнецовых не ограничивается тремя знаменитыми художниками. В экспозиции есть портрет сына Виктора Михайловича Володи — впоследствии известного ученого, основателя кафедры ихтиологии. Именно он станет отцом Андрея Васнецова. А сын Аполлинария Михайловича Всеволод (его изображение также можно увидеть) прославился как полярный исследователь. Благодаря ему сохранилась квартира отца, которая сейчас — часть Третьяковки.
CC BY-SA 4.0 / Shakko / Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Дом-музей В. М. Васнецова, Москва.

Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Дом-музей В. М. Васнецова, Москва.

© РИА Новости / Валерий Шустов | Перейти в медиабанк

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова в Москве. Спроектирован Виктором Васнецовым и архитектором Михаилом Приемышевым. Построен в 1894 году.

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова в Москве

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова в Москве. Спроектирован Виктором Васнецовым и архитектором Михаилом Приемышевым. Построен в 1894 году.

1.

Дом-музей В. М. Васнецова, Москва.

2.

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова в Москве. Спроектирован Виктором Васнецовым и архитектором Михаилом Приемышевым. Построен в 1894 году.

Портрет супруги Виктора Михайловича Александры Владимировны написан через год после свадьбы, а вместе они прожили почти 50 лет. Она организовала первую выставку в их доме-тереме и сделала все, чтобы он уже через год после смерти художника стал филиалом Третьяковской галереи.
Портрет Виктора Васнецова в доме-музее Виктора Васнецова в Москве
Портрет Виктора Васнецова в доме-музее Виктора Васнецова в Москве
Кстати, Виктор и Аполлинарий Васнецовы родились в многодетной семье священника, у них было четверо братьев. Все дети получили духовное образование — закончили училище, а кто-то, как Виктор Михайлович, — и семинарию, но служить в церковь никто не пошел.
Выставка располагается на трех этажах здания на Крымском валу. Дизайн создали Сергей Чобан и Александра Шейнер. Масштабная экспозиция 2021 года "Михаил Врубель" в Новой Третьяковке стала такой успешной и обсуждаемой во многом благодаря их работе. Для Васнецовых они сделали пространство, удивительно гармонирующее с произведениями — и визуально, и смыслово.
Посетители выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Посетители выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
"Это некая аллюзия белого города, который изображен на картинах Аполлинария Михайловича, он окружен бескрайним русским лесом. В зале, посвященном росписи Виктора Михайловича Владимирского собора в Киеве, мы постарались создать сакральную церковную атмосферу. Можно подняться на хоры и увидеть шедевры сверху. Работы Андрея Владимировича мы показываем уже в более современном контексте", — рассказала Александра Шейнер.
Картина Ковер-самолет (1880 год) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Картина "Ковер-самолет" (1880 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве
Конечно, внимание сразу привлекают большие полотна Виктора Васнецова — знаменитые "Богатыри" и "Ковер-самолет". Но все-таки стоит сначала свернуть налево от входа и заглянуть в раздел "Абрамцево. Ближний круг".
"В 1878 году сперва Виктор Михайлович, а потом Аполлинарий Михайлович приехали в Москву и решили тут обосноваться. Познакомились с известным меценатом Саввой Мамонтовым, и оба стали членами Абрамцевского художественного кружка", — говорит Екатерина Васина, искусствовед, специалист по творчеству Виктора Васнецова. У Андрея Владимировича тут была дача, и он много писал здешние места.
Выставка Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Из шедевров в этом зале — портрет Веры Саввичны Мамонтовой "Девушка с кленовой веткой" Виктора Васнецова. Это та самая девочка с персиком со знаменитой картины великого Серова, но повзрослевшая.

"Виктор Михайлович сказал, что подарит этот портрет Вере, только если она выйдет замуж за русского человека. Семья Мамонтовых на зиму часто уезжала в Италию, поэтому был риск, что девушка выберет "заморского принца", — рассказывает Екатерина Васина.

Но она выбрала Александра Самарина — дворянина, руководителя московского "Красного креста". Вера Саввична умерла в тридцать с небольшим лет. Троих детей воспитывал Александр Дмитриевич и ее сестра Александра.
Фотограф на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Фотограф на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Из Русского музея на выставку приехало грандиозное полотно Виктора Васнецова "Витязь на распутье". Исследователи творчества связывали эту картину с биографией мастера — его первые работы на фольклорные сюжеты страшно критиковали, и сам он рисковал выпасть из художественной среды.
"Витязь подъехал к камню, на котором надпись. Текст хорошо читается: "Как прямо ехати, живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному". У витязя нет выбора. Он прекрасно понимает, что путь смертельный, но пойдет по нему до конца", — отмечает Екатерина.
Картины Богатыри (1898 год) и Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Картины "Богатыри" (1898 год) и "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве
Среди былинных героев — Иван Грозный. Вокруг царя столько легенд, что и сам он уже стал личностью почти мифической.
Посетители выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

На стене "белого города" — картины Виктора Васнецова на сказочные сюжеты. По словам Екатерины Васиной, знаменитую "Аленушку" он писал с девочки-дурочки сиротки, которую однажды увидел в Абрамцеве.

"Три царевны подземного царства", "Ковер-самолет" и "Бой скифов со славянами" художнику заказали для украшения кабинета правления Донецкой железной дороги. "Ковер — не просто способ волшебного перемещения, но и аллегория стремительного движения современных поездов. Три царевны – символ богатства недр донецкой земли. Бой — образ легендарного прошлого тамошних мест", — объясняет искусствовед.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанк

Женщина у картины "Боярышня" (1884 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

Женщина у картины Боярышня (1884 год) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

Женщина у картины "Боярышня" (1884 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкПосетительницы выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Посетительницы выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Посетительницы выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
1.

Женщина у картины "Боярышня" (1884 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

2.
Посетительницы выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
"Царевна-Несмеяна", "Царевна-лягушка" и "Баба- Яга" приехали на выставку из дома-музея Виктора Васнецова. Там они висят на высоте более трех метров. Здесь же есть уникальная возможность посмотреть на них вблизи.
Картина Царевна-лягушка (1918 год) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Картина "Царевна-лягушка" (1918 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве
"Эти три картины из художественного цикла "Поэма семи сказок". Мастер создавал их с 1901 по 1926 год, и о них знали только самые близкие его люди. Васнецов работал над ними как над живописным дневником. В них он стремился раскрыть свои глубокие философские размышления и реакции на события", — говорит Екатерина.
Девушка у картины Баба-Яга (1917 год) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Девушка у картины "Баба-Яга" (1917 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
"Бабу-Ягу" мастер задумал еще в конце 1890-х годов, но написал только в 1917-м. "Яга в пламенеющем красном сарафане уносит на руках маленького Ивашечку в белой рубахе к себе в царство, чтобы съесть. Васнецов об этой картине нигде не упоминал. Если бы ее не было в его доме, мы бы о ней не знали. Вероятно, он боялся, что современники увидят в ней сравнение со всем происходящим: красный сарафан так напоминает пламя революции", — рассказывает искусствовед.
Эскизы к росписям Владимирского собора художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Эскизы к росписям Владимирского собора художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
В еще одном зале — наброски росписи Владимирского собора в Киеве. Этому проекту Виктор Васнецов посвятил около десяти лет. Центральный образ — графический эскиз "Богоматерь с младенцем", которую художник в 1894-м подарил Павлу Третьякову.
Эскизы к росписям Владимирского собора художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

По пандусу можно подняться выше и увидеть сверху самую масштабную работу выставки — эскиз росписи барабана купола.

В отдельном пространстве — рисунки костюмов к постановке Римского-Корсакова "Снегурочка" на большой сцене частной оперы Саввы Мамонтова. Мельчайшие, тщательно прописанные детали можно разглядывать долго.
Работы художника Аполлинария Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Работы художника Аполлинария Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Внутри стен "белого города" — работы Аполлинария Михайловича. Он был самоучкой. Не имел специального художественного образования, но преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сменив на этом посту Валентина Серова.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкПосетители выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Посетители выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Посетители выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанк

На выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

Посетители выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

На выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

1.
Посетители выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
2.

На выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

"Начал как талантливый пейзажист, но к концу 1890-х нащупал новую тему. Стал изображать старую Москву как художник-историк. Многие из этих произведений он даже защищал на различных собраниях обществ москвоведов", — отмечает Екатерина Васина.
В центре его экспозиции — метафизические пейзажи. "Он был романтиком, и мотив уединения, погружения в себя отразился в этих работах. Тут и Крым, и Урал, и малая родина — Аполлинарий Михайлович много путешествовал", — рассказывает искусствовед.
Картины Варшавянка (1955 год) и Революция (1970 год) художника Андрея Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Картины "Варшавянка" (1955 год) и "Революция" (1970 год) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве
Андрей Васнецов — один из главных художников "сурового стиля", появившегося в середине XX века. Он находил мотивы произведений в бытовых реалиях, темами были революция, Великая Отечественная война.
"У Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича яркие, насыщенные краски, а у Андрея Владимировича совсем другая задача — серое на сером, черное на черном", — объясняет специалист по его творчеству Джемма Манукян.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанк

Женщина у картины "Лошадь с жеребенком" (1983-1985 годы) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

Женщина у картины Лошадь с жеребенком (983-1985 годы) художника Андрея Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

Женщина у картины "Лошадь с жеребенком" (1983-1985 годы) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанкПосетитель выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
Посетитель выставки Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Посетитель выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
© РИА Новости / Павел Бедняков | Перейти в медиабанк

Мужчина у картины "Затмение" (2003 год) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

Мужчина у картины Затмение (2003 год) художника Андрея Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве

Мужчина у картины "Затмение" (2003 год) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

1.

Женщина у картины "Лошадь с жеребенком" (1983-1985 годы) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

2.
Посетитель выставки "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.
3.

Мужчина у картины "Затмение" (2003 год) художника Андрея Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве.

Самое известное его произведение — "Натюрморт с черной курицей". "Эта работа, которую, как говорил сам художник, он написал за два часа, стала каким-то открытием для современников. Она потрясала вот этими своими вайбами внутренними, трагическим мироощущением, что было совершенно неожиданно для того времени, как и обращение к жанру натюрморта", — говорит искусствовед.

Картины "Завтрак" и "Вешают белье" в 1962-м на знаменитой выставке "30 лет МОСХ" увидел Никита Хрущев и был возмущен: "почему пустая тарелка у юноши и на что художник намекает". Андрея Владимировича даже вызывали на идеологическую комиссию.

"Своего знаменитого деда Виктора Михайловича он не помнил, но Аполлинария Михайловича знал, бывал в его квартире, видел его необыкновенные пейзажи, был очень дружен с его внуком Владимиром", — рассказывает Джемма.
На выставке в Третьяковке нет одной из самых известных работ Виктора Михайловича Васнецова – "Спящая царевна" осталась в его доме-музее в Москве. Хороший повод заглянуть и туда.
Экспозиция "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XX век" будет открыта до 4 ноября 2024 года.
Девушка у картины После побоища Игоря Святославича с половцами (1880 год) художника Виктора Васнецова на выставке Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век в Новой Третьяковке в Москве
Девушка у картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880 год) художника Виктора Васнецова на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" в Новой Третьяковке в Москве
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала