Рейтинг@Mail.ru
"Такого не ожидали". На что решились в Подмосковье - РИА Новости, 23.05.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Метровагонмаш. Сварка рамы вагона

"На пользу миллионам граждан".

Что придумали в Подмосковье
Надежда Сарапина
На Замоскворецкую ветку московского метро уже вышли первые составы "Москва-2024" — за три года парк полностью обновят, и пассажиры забудут о шумных "номерных" поездах. Корреспондент РИА Новости побывала на заводе, где собирают современные вагоны.
Мал золотник
Метро — самый популярный общественный транспорт в столице: почти половина пассажиропотока — от 5,6 до 9,7 миллиона человек в день. Протяженность линий уступает только китайским мегаполисам — Пекину, Шанхаю, Гуанчжоу и Шэньчжэню. Вагонный парк — порядка шести тысяч единиц. И почти все они изготовлены на "Метровагонмаше".
Небольшой завод АО "Метровагонмаш" в Мытищах обеспечивает не только Москву, но и Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, поставляет поезда за рубеж. Обслуживание — в течение всего жизненного цикла вагонов, то есть 30 лет. Помогает с запчастями и для ретросоставов.
Метровагонмаш Поезд Москва 2024 опускают на тележку
"Метровагонмаш". Поезд "Москва-2024" опускают на тележку
Ежегодно столичный метрополитен получает порядка 300 новых вагонов. А в 2024-2025-м поставят 560 вагонов "Москва-2024". Большинство (448) из них отправится на Замоскворецкую ветку.
В сборочном цехе кипит работа: на тележку ставят готовый вагон, попутно заправляя жгуты в кондуиты. Две линии выпускают по одному изделию в 12 часов, состав собирают за четыре дня.
Далее — пробная обкатка, 30 километров на заводских путях. Этого достаточно, чтобы удостовериться в надежности и герметичности всех соединений. Затем локомотив перегоняет состав в метро, там завершают наладку, устанавливают токоприемники. Еще 300 километров на линии — и поезд готов принимать пассажиров.
© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Сборочный цех, пост 6, пробой электрики

Метровагонмаш. Сборочный цех, пост 6, пробой электрики

"Метровагонмаш". Сборочный цех, пост 6, пробой электрики

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Монтаж межвагонного перехода

Метровагонмаш. Монтаж межвагонного перехода

"Метровагонмаш". Монтаж межвагонного перехода

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Опускание вагона на тележки

Метровагонмаш. Опуск вагона на тележки

"Метровагонмаш". Опускание вагона на тележки

1.

"Метровагонмаш". Сборочный цех, пост 6, пробой электрики

2.

"Метровагонмаш". Монтаж межвагонного перехода

3.

"Метровагонмаш". Опускание вагона на тележки

Ручная работа
Для производства используют различное оборудование: лазеры по дереву, режущие плоттеры для листовых материалов, плазменные станки и многое другое. Но и ручной труд широко используется. Вагоны собирают десятки рабочих: там подкрашивают краны, здесь лудят наконечники проводов, напротив — налаживают механизм закрывания дверей.

Технология продумана до мелочей, у каждой детали свое место. "Здесь все устроено по принципу эталонной линии. Комплектующие делятся на классы — от дорогих и штучных, как контейнер тягового инвертора, до мелочовки типа гаек. А позаказное производство позволяет отследить, что и откуда пришло. Каждый вагон мы видим в системе до последнего болта", — объясняет заместитель директора по производству Алексей Коршунов.

Всего семь этапов. Сначала ставят черновые полы, окна, наддверные кожухи. Затем монтируют подвагонное оборудование и параллельно этому прокладывают внутрисалонные жгуты, устанавливают двери, воздуховоды.
© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Рабочие подкрашивают краны и лудят провода

Метровагонмаш Рабочие подкрашивают краны и лудят провода

"Метровагонмаш". Рабочие подкрашивают краны и лудят провода

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Монтаж диванов

Метровагонмаш. Монтаж диванов

"Метровагонмаш". Монтаж диванов

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Сборочный цех, установка шумоизоляции

Метровагонмаш Сборочный цех, установка шумоизоляции

"Метровагонмаш". Сборочный цех, установка шумоизоляции

1.

"Метровагонмаш". Рабочие подкрашивают краны и лудят провода

2.

"Метровагонмаш". Монтаж диванов

3.

"Метровагонмаш". Сборочный цех, установка шумоизоляции

На четвертом этапе занимаются основными подвагонными блоками, на пятом — светом и пластиком в салоне, на шестом — пробоем электрики и проверкой качества сборки. И наконец, соединяют вагон с колесами, то есть опускают на тележку.
Действия отлажены и занимают одинаковое время — в конце 12-часовой смены весь процесс сдвигается на этап вперед. Что не укладывается в хронометраж — выносят на нулевой пост. Например, здесь собирают пульт машиниста, а сейчас — наклеивают шумоизоляцию.
Метровагонмаш Сборочный цех, сборка пульта машиниста
"Метровагонмаш". Сборочный цех, сборка пульта машиниста
"Защита от дурака"
Чтобы избежать ошибок и свести человеческий фактор к нулю, есть масса приемов. Так, детали делают здесь же, на заводе, и отправляют сборщикам комплектами с "защитой от дурака".
Компоненты закрепляют на специальных синих планшетах, на каждом — силуэты всего необходимого. "Сразу видно, если что-то не на своем месте или забыли положить. Тот же принцип и в самом вагоне. Лишнюю деталь поставить невозможно, а для каждого провода предусмотрена цветовая и номерная маркировка", — показывает Коршунов.
Для гаек, болтов и прочих мелочей — принцип двойного контейнера. Использовали — отдали пустую тару на склад и получили полную. В результате нужное всегда под рукой и нет перепроизводства.
© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Канбан-тара для трубопроводов и кондуитов

Метровагонмаш кан-бан тара для трубопроводов и кондуитов

"Метровагонмаш". Канбан-тара для трубопроводов и кондуитов

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Сборочный цех, комплектация, пост 4

Метровагонмаш Сборочный цех, комплектация, пост 4

"Метровагонмаш". Сборочный цех, комплектация, пост 4

© РИА Новости / Надежда СарапинаМетровагонмаш. Лазерная сварка
Метровагонмаш. Лазерная сварка
Метровагонмаш. Лазерная сварка
1.

"Метровагонмаш". Канбан-тара для трубопроводов и кондуитов

2.

"Метровагонмаш". Сборочный цех, комплектация, пост 4

3.
Метровагонмаш. Лазерная сварка
Всю продукцию осматривают контролеры, сложные детали проходят через специальное оборудование, выявляющее поверхностные повреждения, трещины, внутренние дефекты швов, негерметичность. После сборки — тоже контроль. Автоматику применяют там, где это целесообразно, — на резке метала, частично на сварке и других участках.
Полная автоматизация при таких объемах производства невыгодна, уточняет замдиректора. К тому же ручная сборка позволяет быстрее адаптировать линии под разные заказы.
Метровагонмаш Контроль рамы тележки после механической обработки
"Метровагонмаш". Контроль рамы тележки после механической обработки
Кадровый голод
Из-за такой специфики завод постоянно нуждается в рабочих.

"На механической обработке всегда сложно найти опытных операторов станков с ЧПУ (числовое программное управление. — Прим. ред.) и токарей достаточной квалификации", — рассказывает Коршунов.

Решили готовить специалистов самостоятельно. Из нескольких десятков студентов выбрали пятерых наиболее способных — троих обучили работе на станках с ЧПУ, двоих — на универсальных. Четверо трудятся до сих пор.
Тяжелее всего со сварщиками. Нужны профессионалы как минимум четвертого разряда, на рынке таких практически нет. "Поэтому мы берем студентов с третьего-четвертого курсов колледжей и несколько месяцев учим их варить. Сначала на металлоотходах, потом приставляем к опытным специалистам — чтобы добиться результата, нужно решать конкретные задачи. Так мы получили 16 сварщиков", — добавляет замдиректора по производству.
© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Сварка рамы вагона

Метровагонмаш. Сварка рамы вагона

"Метровагонмаш". Сварка рамы вагона

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Сварка рамы вагона

Метровагонмаш. Сварка рамы вагона

"Метровагонмаш". Сварка рамы вагона

© РИА Новости / Надежда СарапинаМетровагонмаш. Сварка кузова
Метровагонмаш. Сварка кузова
Метровагонмаш. Сварка кузова
1.

"Метровагонмаш". Сварка рамы вагона

2.

"Метровагонмаш". Сварка рамы вагона

3.
Метровагонмаш. Сварка кузова
С тех пор как ушли западные поставщики, многие комплектующие приходится делать самим. Заказов прибавилось, а разместить на стороне негде. Поэтому некоторые участки работают круглые сутки.
Нет худа без добра
С технической точки зрения новые поезда несильно изменились: маска стала более геометричной, проходы и двери расширили, USB-разъемы переместили на поручни. Однако уровень локализации существенно вырос.
Доля российских составляющих была 70 процентов, сейчас — больше 90. Раньше автосцепку закупали в Чехии, блок-тормоз — в Германии. Теперь это, а также пневморессоры, редукторы, компрессоры, межвагонные переходы и многое другое изготавливают отечественные предприятия. На перестройку понадобилось около года.
© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Плазменная резка металла

Метровагонмаш Плазменная резка металла

"Метровагонмаш". Плазменная резка металла

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Участок сборки тележек

Метровагонмаш. Участок сборки тележек

"Метровагонмаш". Участок сборки тележек

© РИА Новости / Надежда Сарапина

"Метровагонмаш". Цех 416, механическая обработка, фрезерные станки с ЧПУ

Метровагонмаш. Цех 416, механическая обработка, фрезерные ЧПУ

"Метровагонмаш". Цех 416, механическая обработка, фрезерные станки с ЧПУ

1.

"Метровагонмаш". Плазменная резка металла

2.

"Метровагонмаш". Участок сборки тележек

3.

"Метровагонмаш". Цех 416, механическая обработка, фрезерные станки с ЧПУ

Импортной осталась только электрика и электроника. Разъемы, предохранители и чипы закупают в Индии и Китае.
Грандиозные планы
На заводе готовятся к расширению. К концу года уже заказали десяток новых фрезерных и токарных станков.
"Конечно, мы хотим все делать сами. У нас были собственная кузница, литейка и гальваника, но в связи с выводом вредного производства из Москвы и области от них пришлось отказаться", —вспоминает Коршунов.
Тем не менее предприятие самостоятельно способно выпускать 50-60 процентов всего необходимого. А если освоить непрофильные направления, такие как пластик и электрика, можно добраться и до 80. Несмотря на отдельные сложности, здесь смотрят в будущее с оптимизмом.
Метровагонмаш. Участок гибочных прессов
"Метровагонмаш". Участок гибочных прессов
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала