Рейтинг@Mail.ru
"Нечто невиданное". Почему Красную горку отмечают неправильно - РИА Новости, 12.05.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция) - РИА Новости, 1920, 06.12.2018
Религия
"Нечто невиданное". Почему Красную горку отмечают неправильно

Православные верующие отмечают Антипасху, или Красную горку

© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкПраздник "Красная горка" во Владивостоке
Праздник Красная горка во Владивостоке - РИА Новости, 1920, 12.05.2024
Читать ria.ru в
МОСКВА, 12 мая — РИА Новости, Сергей Проскурин. У православных верующих наступила Антипасха, или Фомина неделя. В былые времена еще говорили Красная горка. В празднике переплелись церковные каноны и народные обычаи. Как отличить одно от другого — в материале РИА Новости.

"Не увижу — не поверю"

В старину в русских деревнях и селах первую борозду делали именно в этот день. "Христос воскрес, а значит, и жизнь обновилась", — рассуждали крестьяне, выходя в поля. И после Светлой седмицы (недели, следующей за Пасхой) приступали к посевной.
Поскольку от земли и урожая зависело все, работу начинали с особых ритуалов. Например, кидали в пашню скорлупу освященных на Пасху яиц. Или устраивали импровизированный крестный ход по близлежащим полям — с иконами, молитвами, сохой и плугом. Так смешивалось народное и церковное.
Необычно называется этот день и в церковном календаре — Антипасха. Отсюда давнее заблуждение многих невоцерковленных людей, будто это чуть ли не отрицание самого факта победы Христа над смертью.
Как ни парадоксально, это связано и со Священным Писанием. Точнее, неверной трактовкой одного евангельского сюжета. Его главный герой — апостол Фома, прозванный в народе неверующим.
В первый день воскресения Спаситель явился в Сионскую горницу — к ученикам. Те находились "в страхе великом", удрученные его казнью. Сперва подумали, что перед ними призрак, однако Христос "показал им руки и ноги и ребра Свои" — и ученики "обрадовались, увидев Господа".
© Public domain"Уверение Фомы". Караваджо, XVII век
Уверение Фомы. Караваджо, XVII век.
"Уверение Фомы". Караваджо, XVII век
По какой-то причине среди них не было Фомы. Когда остальные рассказали ему, что Спаситель восстал из мертвых, он отреагировал так: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
"После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" — свидетельствует евангелист Иоанн.
На самом деле Антипасха, как и вспоминаемое в этот день евангельское событие, вовсе не противопоставляется Пасхе. Просто название многие понимают неверно.
"Греческая приставка "анти-" может означать нечто противоположное. В данном случае она говорит о том, что этот праздник стоит в паре с Пасхой, то есть "соположный" ей", — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

"Такого не может быть"

Но есть и второе название — Фомина неделя ("неделя" по-старославянски — воскресенье, день, посвященный Богу, а не делам). И даже третье — Красная горка.
© Public domain Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев
Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев
Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев
В деревнях была такая детская забава. Ставили небольшой деревянный помост, сверху клали яйцо — и оно скатывалось. Это символизировало камень, отваленный ангелом от гроба Спасителя при его воскресении. Возможно, "Красная горка" происходит от этого обычая.
Кстати, сами яйца еще полтора века назад красили исключительно в красный цвет. Это объясняется древним преданием. Одна из ближайших учениц Христа, Мария Магдалина, проповедуя в Риме, попала на аудиенцию к Тиберию. При встрече она протянула ему белое куриное яйцо и поведала о воскресении Иисуса. Император же воскликнул: такого не может быть, как не может быть того, чтобы это яйцо вдруг стало красным. И яйцо тут же покраснело.
А "горка" — тот самый помост, с которого скатывались яйца. Он символизировал Голгофу, где распяли Христа.
Есть и другая версия. До крещения славяне примерно в середине апреля, когда сходит последний снег, отмечали Ярилу Вешнего.
Праздновали на холме — там ведь тает раньше всего. И такую горку называли красной. По одному толкованию это означало "красивая", по другому — "нагретая солнцем".
Венчание  - РИА Новости, 1920, 08.05.2024

"Поправка на время"

На Фомину неделю было немало веселых обрядов: от закликания весны до "вешних смотрин", в которых участвовали только девушки.
Они выбирали приглянувшегося им молодого человека, а затем "выкликивали" для себя семейное счастье с ним. Произносимые при этом слова причудливо сочетали народные заговоры с православными молитвами: "Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным, нерушимым. Аминь!"
А те, кто уже обрел вторую половину, на Красную горку венчались. Сейчас эта традиция считается сугубо народной, однако возникла она из-за особенностей церковного устава.
Дело в том, что таинство не совершается в сплошные (непостные) недели и в дни говения. То есть с Мясопустной седмицы, в течение всего Великого поста и на Светлой неделе не венчают.
"А как раз с Фомина воскресенья начинается период цветной Триоди. Церковная жизнь возвращается в привычное русло: возобновляются панихиды и дозволяется таинство венчания", — говорит отец Макарий.
Празднование Пасхи в России - РИА Новости, 1920, 08.05.2024
Многие пары старались обвенчаться именно на Красную горку еще и потому, что затем наступала посевная пора. А значит — не до гуляний. К тому же было поверье: "Кто в мае женится, всю жизнь будет маяться".
Правда, его ценность, подчеркивают священнослужители, легко обнулить. Антипасха — праздник переходящий. И как быть, если он приходится на майские дни? Да и в целом Церковь постоянно призывает проводить четкую грань между предписаниями устава и всякого рода суевериями.
"Надо понимать, что духовный смысл торжества одинаков. В отличие от материальной стороны дела, которая стремительно изменяется. Скажем, богатый декор храмов для наших предков был чем-то невиданным. А теперь этим почти никого не удивишь", — отмечает иеромонах Макарий.
То же, продолжает он, и с народной составляющей Антипасхи. Важно делать поправку на время — жизнь меняется, а Бог один и тот же — и оставаться христианами всегда и везде.
Празднование католической Пасхи - РИА Новости, 1920, 05.05.2024
"Повод есть". Будут ли христиане праздновать Пасху в один день
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала