Кураторский взгляд и поездки в регионы:
Четыре встречи пройдут в Татарстане, Дагестане, Бурятии и Чечне. Специальная сессия для пресс-служб музеев и людей, которые пишут о музейной жизни, состоится в Нижнем Новгороде – это еще одно из новшеств этого года.
"Музейные маршруты России" – флагманский проект министерства культуры РФ в области музейного дела. Мероприятия объединяют лидеров музейного сообщества, становятся площадкой для межмузейного сотрудничества и новых музейных проектов. В рамках "Музейных маршрутов России" прошло более 200 мероприятий в 40 регионах страны.
Безусловно, ничто не стоит на месте, и проект с каждым годом все больше растет и развивается. Постепенно в дискуссионный формат нами был добавлен образовательный трек для широкой аудитории и усилена региональная компонента. Все это позволяет нам сегодня, запуская юбилейный пятый сезон проекта, выйти на совершенно другие высоты.
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы, куратор "Музейных маршрутов России" в Казани
Елизавета Лихачева, директор Пушкинского музея, куратор "Музейных маршрутов России" в Махачкале и Дербенте
Виктор Шалай, директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева, куратор "Музейных маршрутов России" в Улан-Удэ
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы, куратор "Музейных маршрутов России" в Казани
Елизавета Лихачева, директор Пушкинского музея, куратор "Музейных маршрутов России" в Махачкале и Дербенте
Виктор Шалай, директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени Арсеньева, куратор "Музейных маршрутов России" в Улан-Удэ
Слово куратора:
"Наша задача в Казани – привлечь широкий состав музейного сообщества, совместно посмотреть на то, как переосмыслить и переустроить мемориальные музеи, и обсудить, какое новое содержание мы можем привнести, какие новые технологии, в том числе пиара и маркетинга, способствуют популяризации музейных продуктов, а главное – узнать героев мемориальных музеев, которые помогают таким культурными институциям сегодня не терять своей актуальности для публики."
Слово куратора:
"Проект "Музейные маршруты России" появился несколько лет назад и оказался невероятно актуальным и востребованным музейным сообществом. Дело в том, что, в отличие от театральных деятелей, имеющих активную практику гастролирования, музейщики больше привязаны к своим зданиям и менее мобильны просто из-за физических размеров нашей прекрасной родины."
"Самое ценное в том, что мы ездим по разным регионам страны. Благодаря "Маршрутам" мы имеем возможность приехать в тот или иной регион, в который мы бы могли не доехать в рамках профессиональной деятельности своих музеев, посмотреть на работу локальных профессионалов, обменяться опытом. И этот подход невероятно ценен еще и потому, что обмен опытом происходит не в формате "Москва всех учит жизни", а на равноценной основе", – отмечает Елизавета Лихачева.
Слово куратора:
"Многие знают, что музей – это медиа, и мы прекрасно понимаем, почему это так происходит. Сегодняшняя цифровая среда, в которой сосуществует множество контента, типов содержания – она предоставляет практически неограниченный выбор для всех. Мы делаем новый акцент и говорим, что готовим медиа-коммуникаторов для той самой среды, в которой музеи уже живут. Мы понимаем, что медиа как музей имеет огромную перспективу в этой среде. И для большинства людей знакомство с великими музеями проходит через эту среду."
Слово куратора:
"Я считаю проект "Музейные маршруты" чрезвычайно важным для отрасли. Появившийся на излете пандемии, когда многие музейщики, истосковавшись по очным контактам, поняли, что профессиональная мобильность, поездки друг к другу в гости, обсуждение общих тем крайне важны для развития каждого, этот проект закрыл эту потребность, помогая ей осуществиться. Опыт закрепления за каждым музейным маршрутом музейного куратора – это все определенные шаги, которые министерство культуры РФ предпринимает, чтобы развивать проект, приспосабливать его под определенные потребности профессионалов."
Слово куратора:
"Музейные маршруты" – удачная форма выявления скрытых достоинств музеев, через оценку их туристического потенциала. Они – часть активизации горизонтальных связей внутри музейного пространства, обретшие сегодня невиданную прежде активность, делающие музейное пространство России единым и динамично живым."