https://ria.ru/20240422/tesl-1941501002.html
Философ объяснил, как менялось отношение к Канту в России
Философ объяснил, как менялось отношение к Канту в России - РИА Новости, 22.04.2024
Философ объяснил, как менялось отношение к Канту в России
В русской мысли Иммануил Кант, родившийся 300 лет назад, в разные эпохи воспринимался и как воплощение секулярного разума эпохи Просвещения, и как авторитет,... РИА Новости, 22.04.2024
2024-04-22T13:28
2024-04-22T13:28
2024-04-22T13:54
религия
россия
иммануил кант
балтийский федеральный университет
кенигсберг
религия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/04/16/1941510253_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_6e31ebc421fce73178542aec3bfe87ab.jpg
МОСКВА, 22 апр – РИА Новости. В русской мысли Иммануил Кант, родившийся 300 лет назад, в разные эпохи воспринимался и как воплощение секулярного разума эпохи Просвещения, и как авторитет, обосновывавший разумность религиозной веры и ее место в мире, рассказал РИА Новости старший научный сотрудник Центра исследования русской мысли БФУ имени Канта Андрей Тесля.Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) родился 300 лет назад 22 апреля в пригороде Кенигсберга. В своем главном труде – "Критике чистого разума", опубликованной в 1781 году, – Кант обосновывал непознаваемость сущности вещей ("вещи в себе"). Знание, с точки зрения Канта, обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приемами нашего ума, а пространство и время – это субъективные категории, вне которых вещи человек не воспринимает. Эта постановка вопроса положила начало теории познания как философской проблеме и дисциплине."Самое интересное – это изменение даже не столько отношения, сколько восприятия Канта в зависимости от меняющегося контекста. Для XIX века Кант выступает с полным основанием как воплощение секулярного просвещенческого разума, отводящего место религиозному, место вере в границах разума, вере, как будет писать сам Кант, очищенной от мистицизма. В этом смысле в конфессионально ориентированной мысли Кант будет выступать вполне очевидным противником. А в советском контексте произойдет потрясающее переключение, где Кант, в том числе именно в той же своей просвещенческой ипостаси, окажется огромной философской фигурой, которая обосновывает разумность веры, обосновывает место веры, говорит об ограниченности разума. То есть в советском контексте Кант предстанет своеобразным апологетом веры", – рассказал РИА Новости Тесля.Первые две трети XIX века Кант во многом воспринимался в России как часть истории философии, очень значимая и мощная, но быстро оттесненная в прошлое. Актуализация интереса к Канту произошла в 60-70-е годы XIX века, рассказал РИА Новости Тесля. Артур Шопенгауер использовал отсылку к Канту как способ отстаивания своей философской позиции в противоборстве с популярными философскими направлениями в десятые годы XIX века, это было очень слышно и обсуждаемо в России шестидесятых-семидесятых.В частности, добавил философ, со стороны духовно-академической философии у известного тогда богослова и философского писателя Никанора Бровковича философия Канта, воплотившая дух рационального познания, использовалась в активной полемике об ограниченности и недостаточности разума. А во времена Серебряного века Кант воспринимался поэтически через свое учение о ноумене – т.е. том, что постигается рассудочно, противоположном постигаемому чувственно феномену, как оппонент позитивистскому видению мира. В специфической интерпретации, полагает Тесля, оно было созвучно поискам Серебряного века, где со своим философским авторитетом Кант понимался как тот, кто говорит о касании иных миров и о неискоренимости того, что недоступно опытному познанию и не познаваться наукой – но которое при этом неустранимо как предмет мысли и поэтического внимания.Русский философ Владимир Соловьев в конце жизни предпринимал перевод на русский язык "Пролегоменов ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки" Канта, и этот перевод до сих пор активно воспроизводится и перепечатывается, напомнил Тесля."Соловьев в рамках критики отвлеченных начал рассматривал кантовскую философию как исторически необходимую стадию продвижения к полной истине, закладывающую необходимые основания для дальнейшего продвижения к всеобъемлющей, платонической истине", – рассказал он.
https://ria.ru/20240422/kant-1941061792.html
https://ria.ru/20231116/filosofy-1909930843.html
https://ria.ru/20230128/solovev-1848135830.html
https://ria.ru/20230922/filosofiya-1897986916.html
россия
кенигсберг
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/04/16/1941510253_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_6c4afd1ba820ac519c0f1ae7143e9fe1.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, иммануил кант, балтийский федеральный университет, кенигсберг, религия
Религия, Россия, Иммануил Кант, Балтийский федеральный университет, Кенигсберг, Религия
Философ объяснил, как менялось отношение к Канту в России
Сотрудник БФУ рассказал, как менялось восприятие учения Канта в России
МОСКВА, 22 апр – РИА Новости. В русской мысли Иммануил Кант, родившийся 300 лет назад, в разные эпохи воспринимался и как воплощение секулярного разума эпохи Просвещения, и как авторитет, обосновывавший разумность религиозной веры и ее место в мире, рассказал РИА Новости старший научный сотрудник Центра исследования русской мысли БФУ имени Канта Андрей Тесля.
Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) родился 300 лет назад 22 апреля в пригороде
Кенигсберга. В своем главном труде – "Критике чистого разума", опубликованной в 1781 году, – Кант обосновывал непознаваемость сущности вещей ("вещи в себе"). Знание, с точки зрения Канта, обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приемами нашего ума, а пространство и время – это субъективные категории, вне которых вещи человек не воспринимает. Эта постановка вопроса положила начало теории познания как философской проблеме и дисциплине.
"Самое интересное – это изменение даже не столько отношения, сколько восприятия Канта в зависимости от меняющегося контекста. Для XIX века Кант выступает с полным основанием как воплощение секулярного просвещенческого разума, отводящего место религиозному, место вере в границах разума, вере, как будет писать сам Кант, очищенной от мистицизма. В этом смысле в конфессионально ориентированной мысли Кант будет выступать вполне очевидным противником. А в советском контексте произойдет потрясающее переключение, где Кант, в том числе именно в той же своей просвещенческой ипостаси, окажется огромной философской фигурой, которая обосновывает разумность веры, обосновывает место веры, говорит об ограниченности разума. То есть в советском контексте Кант предстанет своеобразным апологетом веры", – рассказал РИА Новости Тесля.
Первые две трети XIX века Кант во многом воспринимался в
России как часть истории философии, очень значимая и мощная, но быстро оттесненная в прошлое. Актуализация интереса к Канту произошла в 60-70-е годы XIX века, рассказал РИА Новости Тесля. Артур Шопенгауер использовал отсылку к Канту как способ отстаивания своей философской позиции в противоборстве с популярными философскими направлениями в десятые годы XIX века, это было очень слышно и обсуждаемо в России шестидесятых-семидесятых.
В частности, добавил философ, со стороны духовно-академической философии у известного тогда богослова и философского писателя Никанора Бровковича философия Канта, воплотившая дух рационального познания, использовалась в активной полемике об ограниченности и недостаточности разума. А во времена Серебряного века Кант воспринимался поэтически через свое учение о ноумене – т.е. том, что постигается рассудочно, противоположном постигаемому чувственно феномену, как оппонент позитивистскому видению мира. В специфической интерпретации, полагает Тесля, оно было созвучно поискам Серебряного века, где со своим философским авторитетом Кант понимался как тот, кто говорит о касании иных миров и о неискоренимости того, что недоступно опытному познанию и не познаваться наукой – но которое при этом неустранимо как предмет мысли и поэтического внимания.
Русский философ Владимир Соловьев в конце жизни предпринимал перевод на русский язык "Пролегоменов ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки" Канта, и этот перевод до сих пор активно воспроизводится и перепечатывается, напомнил Тесля.
"Соловьев в рамках критики отвлеченных начал рассматривал кантовскую философию как исторически необходимую стадию продвижения к полной истине, закладывающую необходимые основания для дальнейшего продвижения к всеобъемлющей, платонической истине", – рассказал он.