"Шансов почти нет".
Что грозит жителям прифронтового города на Днепре
В Алешках, что напротив Херсона, на улицу лишний раз стараются не выходить. Тут нет воды, сотовой связи и электричества. О том, почему отсюда до сих пор не эвакуировались многие мирные жители и на что они рассчитывают, — в репортаже РИА Новости.
"Уже привыкли"
Редких приезжих встречает печальная картина: ржавые остовы взорванных автомобилей, сожженная дотла АЗС и обугленная табличка с названием города. Сюда ведут две основные дороги. И если раньше "трассой смерти" считали лишь одну, то сейчас и вторую — со стороны Голой Пристани.
"Все дело в дронах-камикадзе, — объясняет местный житель Николай. — Лично мне несколько раз удавалось улизнуть от них, разогнавшись до 150 километров в час. Теперь вэсэушники стали хитрее: сажают коптер на крышах сгоревших заправок и ждут, когда появится какой-нибудь автомобиль. Затем просто запускают дрон навстречу. Шансов спастись практически нет".
Табличка на въезде в город
Кроме "камикадзе", с противоположного берега круглосуточно летят снаряды, мины, а также БПЛА "Мавики" с гранатами и "вогами". В воздухе постоянно что-то жужжит и грохочет.
"Два дня назад я отправился на рынок за продуктами, — рассказывает инвалид-колясочник Сергей Сидоров. — Начался обстрел, люди бросились бежать в разные стороны. Рядом загорелась машина, а потом осколок угодил мне в руку. Хорошо, что мимо проезжали военные — они быстро доставили меня в больницу".
Въезд в город
Там его сразу прооперировали. Продержав сутки в реанимации, перевели в обычную палату. Сергею повезло — осколок не задел кость, но около месяца придется лечиться в стационаре.
"Оставшиеся в Алешках уже привыкли к такой жизни, — добавляет он. — Здесь, пожалуй, нет человека, у которого не погиб родственник или друг. Лично я потерял хорошего приятеля, тоже Сергея. Произошло это 24 августа — в День независимости Украины: вэсэушники устроили нам "настоящий праздник" в виде жесткого артналета".
Сергей Сидоров рассказывает, как получил ранение
© Виктор Званцев
Разбитая инфраструктура
Из 27 тысяч жителей не уехала примерно четверть. На опустевших улицах люди появляются редко. В основном в первой половине дня, когда работают продуктовые магазины (до двух часов). Рынок — с семи до десяти.
"Конечно, тяжело, но как-то выкручиваемся. И есть-то что-то надо, — говорит владелец одной из торговых точек Руслан. — С логистикой трудно. Мало кто из водителей соглашается возить сюда товар: слишком опасно. На меня, например, на днях с воздуха скинули гранату, которая чудом не разорвалась".
© РИА Новости / Виктор ЗванцевОдин из немногочисленных магазинов
© РИА Новости / Виктор ЗванцевВсе магазины работают до обеда
Тут уже почти год нет ни водоснабжения, ни света, ни сотовой связи.
"Практически в каждом частном доме скважины, но чтобы качать, нужны генератор и топливо, — уточняет местная жительница Светлана. — Позволить себе такую роскошь могут лишь единицы. А в квартирах вообще нет ничего".
Светлана, как и многие другие жители, боится показывать лицо
На вопрос, почему не уезжают, большинство отвечает: "Не хочется бросать хозяйство". Кто-то признается, что вряд ли сумеет в другом месте начать жизнь с чистого листа.
"Еще год назад мы и не думали покидать город, было поспокойнее, — добавляет Светлана. — Сейчас же, когда над головой каждую минуту кружат дроны, стало вообще невыносимо. При этом раньше все, кто лишился жилья, получали сертификаты на приобретение нового в другом регионе. Теперь, насколько я знаю, их выдачу приостановили".
Опустевшие улицы Алешек
В мэрии Алешек ситуацию с сертификатами не прояснили.
Желтый автобус
За пенсией и другими соцвыплатами ездят в Скадовск. Попасть туда непросто. Единственный междугородний автобус, по словам местных, недавно попал под обстрел. Теперь до "цивилизации" можно добраться лишь на такси. По "трассе смерти". За риск таксистам доплачивают.
По Алешкам же и району продолжают курсировать два автобуса. Первый рейс в семь утра, последний — в два часа дня в будни и полпервого в выходные.
Не раз обстрелянный автобус продолжает возить пассажиров
О постоянных обстрелах наглядно свидетельствуют посеченные стекла и выбитая "лобовуха" видавшего виды общественного транспорта. Предприимчивые и неунывающие водители нашли выход: вставили оконное стекло.
Больница под ударом
Из служб в городе — лишь коммунальщики, сотрудники скорой и местной больницы.
"Мы стали градообразующим предприятием, куда обращаются по всем вопросам, — мрачно шутит главврач Владимир Харлан. — Надо обладать очень большим мужеством, чтобы продолжать тут работать. Погибнуть или получить увечье можно в любой момент. К сожалению, и у нас не обошлось без потерь".
Владимир Харлан на рабочем месте
В построенном еще до революции больничном комплексе военных нет. Но вэсэушникам это неважно.
"На днях в терапевтическое отделение прилетело несколько "камикадзе", — показывает на свежие повреждения Харлан. — Выбило 36 окон, серьезно повредило крышу. К счастью, никто из больных не пострадал. А сегодня ночью атаковали дома двоих наших сотрудников. Все выжили, но обе семьи лишились жилья".
Владимир Иванович рассказывает про недавний обстрел больницы
© Виктор Званцев
Богатый опыт
Харлан возглавил медучреждение в августе 2022-го. Стаж у него — полвека. Причем 40 лет он отдал Херсонской областной больнице, откуда ушел с должности заведующего отделением рентгенологии. На Украине трудовые заслуги медика не оценили и за сотрудничество с российскими властями заочно приговорили к 12 годам лишения свободы.
"Кроме того, в Херсоне разрушили оба памятника моему отцу — летчику, участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, — добавляет Владимир Иванович. — Один на кладбище, другой — на Аллее Славы".
© РИА Новости / Виктор ЗванцевХарлан консультирует коллег
© РИА Новости / Виктор ЗванцевПо всей больнице висят такие листовки
Медицинский и управленческий опыт, а также хорошие связи помогли главврачу наладить работу в самых экстремальных условиях. Это единственное место в городе, где есть вода и электричество. Хотя стараются экономить — генератор запускают лишь на 12 часов в сутки. И конечно, в экстренных ситуациях, когда необходима срочная операция.
"Осенью 2022-го всему персоналу больницы предлагали эвакуироваться, — говорит врач-педиатр Оксана. — На это значило лишить жителей Алешек и ближайших населенных пунктов помощи. И не только медицинской. Владимир Иванович категорически отказался — и весь коллектив последовал его примеру".
Харлан, несмотря на тяжелейшую обстановку, смотрит в будущее с оптимизмом. Хочет построить новую районную больницу. Но для этого, уточняет он, нужно избавить город от обстрелов.
Осколок снаряда на одной из остановок
08:00 17.04.2024
(обновлено: 08:03 17.04.2024)