Рейтинг@Mail.ru
Не остаться в пролете. Запад испугался за свои самолеты из-за России - РИА Новости, 03.04.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не остаться в пролете. Запад испугался за свои самолеты из-за России

На Западе признали зависимость от российского титана угрозой безопасности

© РИА Новости / Ирина Калашникова | Перейти в медиабанкСамолет авиакомпании Эйр Франс в аэропорту Париж – Шарль-де-Голль
Самолет авиакомпании Эйр Франс в аэропорту Париж – Шарль-де-Голль - РИА Новости, 1920, 02.04.2024
Читать ria.ru в
МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Елена Савельева. Крупнейшие западные компании громко отказались от российского титана, но по-тихому закупили его на сотни миллионов долларов. Импортеры утверждали, что их выручают солидные запасы и альтернативные производители. Теперь же боятся дефицита критического сырья и угроз для оборонной и авиакосмической отраслей, если поставки действительно прекратятся.

Накупили все

Российская компания "ВСМПО-Ависма" не попала в западные черные списки, хотя среди ее владельцев — подсанкционный "Ростех". Против крупнейшего производителя титана полного цикла (от сырья до изделия) американцы ввели только экспортный контроль, который не запрещает импорт. Тем не менее самолетостроители обещали не покупать российскую продукцию.
В Airbus еще в декабре 2022-го заявляли, что откажутся "от поставок в течение нескольких месяцев". "Мы находимся в процессе отхода от России", — говорил директор Airbus Defence & Space Майкл Шеллхорн.
В Boeing в марте 2022-го уверяли, что есть "значительные запасы", сформированные в том числе благодаря созданию пула поставщиков по всему миру, поэтому обойдутся без российского титана.
Пассажирский самолет Boeing - РИА Новости, 1920, 25.03.2024
Глава Boeing на фоне череды проблем с самолетами фирмы уйдет в отставку
Но аналитики уже тогда говорили, что сотрудничество с Москвой "по-тихому" восстановят. Судя по всему, так и произошло.
Как сообщила The Washington Post, все это время Запад продолжал закупать титан из России. По данным газеты, "ВСМПО-Ависма", не подпавшая под санкции, только в 2022-м реализовала 15 тысяч тонн на 370 миллионов долларов, причем большую часть — в Великобританию, Германию, Францию, США.
Выяснилось, что все основные поставщики авиастроительных гигантов приобретали именно российский титан. Французская аэрокосмическая группа компаний Safran, изготавливающая шасси, в том числе для Boeing, в 2022-м увеличила импорт до 20 миллионов долларов (в 2021-м было 8,6). В британской Rolls-Royce, выпускающей двигатели для Airbus и Boeing, о прекращении импорта сообщили весной 2022-го. В итоге закупили на 6,7 миллиона долларов больше, чем годом ранее.
Добыча урановой руды - РИА Новости, 1920, 01.04.2024
Эксперт объяснил, почему Запад не вводит санкции против российского урана

Слабые альтернативы

"Официально" титан поступает из других стран, включая Японию, Китай и Казахстан. Однако этого явно недостаточно.
«

"Расположенный в Казахстане Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат (УКТМК) производит лишь титановую губку, слитки и слябы. А "ВСМПО-Ависма" — плоский и сортовой прокат, трубы и штамповки. У японских Toho Titanium и Osaka Titanium продуктовые линейки шире, чем у УКТМК, но по числу позиций титановых полуфабрикатов они тоже проигрывают российской компании", — объясняет Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.

Покупать у китайских металлургических игроков тоже не выход — учитывая сложные внешнеполитические и экономические отношения Запада с КНР.
"Если в тех же США правительство даст зеленый свет массированному импорту титана из Китая, то на него "подсядет" авиастроение и оборонно-промышленный комплекс", — указывает экономист.
Центр сортировки алмазов акционерной компании Алроса в городе Мирный Республики Саха - РИА Новости, 1920, 28.03.2024
"Рынок в хаосе": Европа в ужасе из-за российского сырья
На сложности с альтернативными поставками указывает и Алексей Кричевский, финансовый эксперт, автор telegram-канала "Экономизм". По его словам, пул поставщиков титана для авиакомпаний действительно есть - Китай, Австралия, ЮАР, Бразилия, Норвегия. Но есть определенные проблемы с логистикой из ЮАР и Бразилии, также стоит учитывать политические взаимоотношения Запада с Индией и Китаем.
«

"Поэтому выходит, что реально бесперебойно поставлять металл могут Австралия и Норвегия. Несмотря на то, что австралийцы являются лидером по добыче и производству титана, закрыть потребности всех отраслей они просто не могут, поэтому компаниям, нуждающимся в этом сплаве, приходится искать альтернативные источники поставок. Как результат - параллельный импорт начинает работать в обе стороны, поскольку логистически везти ресурс из ЮАР и Бразилии сейчас очень дорого и долго, памятуя о ситуации с хуситами, а китайцам и Индии металл нужен самим - собственно, они его активно закупают даже несмотря на наличие собственных месторождений" - объясняет аналитик.

Повышенный спрос

Вариантов немного: "проедать" запасы, пытаться искать титан на альтернативных рынках. А параллельно — втихую приобретать российский.
Эти закупки показывают, что Запад по-прежнему зависит от Москвы в определенных товарах, несмотря на уверения в разрыве экономических связей, констатирует The Washington Post.
"Россия могла бы перекрыть поставки титана. И предприятия, критически важные для национальной обороны и гражданской авиации, попали бы в затруднительное положение", — цитирует издание аналитика американской мониторинговой компании Import Genius Уильяма Джорджа.
Беспокоиться действительно есть о чем.
«

"Это был бы удар под дых: цены на титан взлетят, и тогда точно придется идти на поклон к китайцам, которые не преминут погреть руки на заокеанских клиентах, ставших заложниками политических игр правительств США и Европейского союза", — говорит Хазанов.

"В таком случае в авиационной и оборонной промышленности "недружественных стран" возникнут проблемы — вплоть до остановки предприятий. Как видно из опыта последних лет, мы умело используем "сырьевой рычаг" в качестве инструмента не только стабилизации рубля, но и влияния на геополитические процессы", — отмечает Денис Астафьев, основатель инвестиционной компании SharesPro.
Так, например, в мае 2022-го корпорация Boeing приостанавливала выпуск модели 737 MAX, в том числе из-за трудностей с сырьем.
Обострит ситуацию и то, что на титан повысится спрос: аналитики "Росконгресса" прогнозируют, что к 2026-му рынок вырастет до 6,1 миллиарда в год. Airbus зависел от российского сырья на 60%, Boeing — на 35. Таким образом, прекращение поставок нанесет по Западу двойной удар.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала