Россия не Европа. Зачем Наполеон пугал французов казаками
31 марта 1814 года войска Шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I вошли победным маршем в столицу Франции. Именно тогда парижане встретились с русскими казаками, которых наполеоновская пропаганда усердно делала главным символом дикого и жуткого врага. Зачем и как создавались страшилки? Почему французов пугали русскими еще с ХVII века? Как это сыграло с авторами злую шутку уже в 1814 году? Об этом и многом другом читайте в материале, подготовленном совместно с российским историком, профессором Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Андреем Гладышевым.
"Русские едят детей, как мы едим котлеты"
Образ России как варварской, азиатской страны и ее противопоставление цивилизованной Европе были изобретены во Франции задолго до эпохи наполеоновских войн.
"Уже с начала ХVIII века ключевую роль в формировании образа Российской империи стала играть Франция. Появилась литература "об ужасающих поступках московитских калмыков и казаков". Нерегулярные войска представлялись дикой, плохо управляемой массой, варварами, склонными к грабежу и насилию", – рассказал Гладышев.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)"Особенное счастье казаков пить и воровать". Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
1 / 3
Походная кухня казаков. Французская карикатура периода пребывания русских войск во Франции в 1814 г. Неизвестный гравер. Париж, Франция. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2 / 3
Русские в Париже. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3 / 3
"Особенное счастье казаков пить и воровать". Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Именно этот образ максимально использовал и развивал в своей пропаганде Наполеон Бонапарт. Он целенаправленно формировал портрет русских, а особенно казаков, в качестве грабителей, насильников, убийц и буквально людоедов, образ чудовищ, у которых "из человеческого только руки и ноги".
Эти усилия привели к тому, что к концу ХVIII – началу XIX веков cтрах французских обывателей перед русскими порой принимал фантасмагорические формы. Например, словарь французских предубеждений, опубликованный в Париже в 1856 году, сообщал, что во время итальянского похода Суворова во Франции распространился слух: "Русские едят на ужин детей, как мы едим котлеты".
Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века.
Пропаганда перестаралась
Одной из главных целей Наполеона, который с 1812 года вел войну против антифранцузской коалиции во главе с Россией, было желание вызвать у французов ненависть ко всем русским и тем самым подтолкнуть мирное население взяться за оружие, начать партизанскую войну "за цивилизованную Европу против варваров Севера".
Главным символом, формировавшим образ врага, стали русские казаки, которых изображали в шапках из шкур животных, верхом на страшных клячах и вооруженных копьями, луками и стрелами. Наполеон призывал отбросить "этих татар в их ужасный климат", чтобы они "остались в своих ледяных пустынях, пребывая в рабстве, варварстве и коррупции".
Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
При этом расчет делался на то, что под влиянием пропаганды национальная гвардия воспрянет духом, молодежь перестанет дезертировать и уклоняться от набора в армию, возникнут добровольческие отряды, а опытные ветераны обучат сражаться тех, кто впервые взял в руки оружие.
Для усиления этого эффекта периодически выходили публикации, где русские изображались трусами и плохими воинами. В 1812 году 29-й (последний) бюллетень наполеоновской армии из России писал о казаках: "Эта достойная презрения кавалерия, производившая только шум и не способная сопротивляться и роте вольтижеров".
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
1 / 3
Похищение ридикюля. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2 / 3
Казацкая вежливость. Французская карикатура на тему пребывания русских войск в Париже в 1814 г. Париж, Франция. 1814 г. Бумага верже, гравюра резцом, акварель
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3 / 3
Успех казаков. 1814-1815 г. Французская политическая карикатура. Париж, Франция. 1814 -1815 г. Бумага, гравюра офортом раскрашенная
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Однако из пропагандистского образа "жестокого варвара и труса" населению Франции больше запомнилась "жестокость", чем "трусость", и массового сопротивления оно не оказало. Газеты и листовки, запугивавшие французов страшными русскими казаками, добились не подъема сопротивления, а полной покорности населения. Современники писали: "Храбрость как будто была скована и сокращена до бессилия".
По словам Гладышева, для французов того времени встреча с казаками была, словно столкновение инопланетянами: "И страшно, и любопытно. Будет, о чем вспомнить, и чем перед внуками похвастаться".
Посмеялись себе в усы
"Казаки были в курсе того, что о них говорили и писали в Западной Европе. Им было достаточно бросить взгляд на витрины издательств, чтобы увидеть, в каком образе их здесь представляли. Они даже иронизировали над этим. Например, Платов как-то обратился к французам так: "Варвары Севера имеют честь вас приветствовать", – рассказал профессор Гладышев.
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Несмотря на такую самоиронию, роль русских казаков в антинаполеоновской кампании 1814 года трудно переоценить: они участвовали в сражениях, занимались разведкой, поддерживали связь между войсками союзников, конвоировали пленных. Казаки действовали в составе международных и чисто российских "летучих отрядов", например, под командованием атамана Матвея Ивановича Платова. Лейб-гвардии казачий и атаманский полки входили в личный конвой императора Александра I.
По мнению Гладышева, наполеоновская пропаганда все же не достигла своей цели, но надолго оставила глубокий след в сознании французских обывателей. Образы ужасных русских казаков не развеялись во Франции и через 210 лет после кампании 1814 года, когда войска шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I триумфально вошли в капитулировавший Париж.
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)"Въезд союзников в Париж.1814 г." Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
1 / 3
Капитуляция Парижа в 1814 году. Неизвестный гравер. Конец XIX в. Российская империя, бумага, хромолитография (с гравюры начала XIX века)
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
2 / 3
"Въезд союзников в Париж.1814 г." Нюрнберг. Первая четверть XIX в. Бумага, гравюра раскрашенная
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
3 / 3
Битва за Париж. 1814 г. Бумага, акватинта цветная, после 1814
© Предоставлено Государственным Историческим Музеем (ГИМ)
Как заметил в работе в 2012 года "Святая Русь" (Sainte Russie) известный французский специалист по истории России и СССР Ален Безансон: "Знание современного французского обывателя о России часто сводится к двум базовым стереотипам: в России были казаки, а сама она была "тюрьмой народов".
В статье использованы фрагмены исследования профессора Гладышева "Человек на войне: антропология военной истории Наполеоновской эпохи", поддержанного РНФ.
Материал подготовлен специально для портала "Российское казачество".
Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко