Рейтинг@Mail.ru
Россия не Европа. Зачем Наполеон пугал французов казаками - РИА Новости, 31.03.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русская императорская армия вступает в Париж

Россия не Европа. Зачем Наполеон пугал французов казаками

31 марта 1814 года войска Шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I вошли победным маршем в столицу Франции. Именно тогда парижане встретились с русскими казаками, которых наполеоновская пропаганда усердно делала главным символом дикого и жуткого врага. Зачем и как создавались страшилки? Почему французов пугали русскими еще с ХVII века? Как это сыграло с авторами злую шутку уже в 1814 году? Об этом и многом другом читайте в материале, подготовленном совместно с российским историком, профессором Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Андреем Гладышевым.
"Русские едят детей, как мы едим котлеты"
Образ России как варварской, азиатской страны и ее противопоставление цивилизованной Европе были изобретены во Франции задолго до эпохи наполеоновских войн.
"Уже с начала ХVIII века ключевую роль в формировании образа Российской империи стала играть Франция. Появилась литература "об ужасающих поступках московитских калмыков и казаков". Нерегулярные войска представлялись дикой, плохо управляемой массой, варварами, склонными к грабежу и насилию", – рассказал Гладышев.
Именно этот образ максимально использовал и развивал в своей пропаганде Наполеон Бонапарт. Он целенаправленно формировал портрет русских, а особенно казаков, в качестве грабителей, насильников, убийц и буквально людоедов, образ чудовищ, у которых "из человеческого только руки и ноги".
Эти усилия привели к тому, что к концу ХVIII – началу XIX веков cтрах французских обывателей перед русскими порой принимал фантасмагорические формы. Например, словарь французских предубеждений, опубликованный в Париже в 1856 году, сообщал, что во время итальянского похода Суворова во Франции распространился слух: "Русские едят на ужин детей, как мы едим котлеты".
Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
Император Александр I, портрет с виньеткой-аллегорией на взятие Парижа в 1814 г. Российская империя. 1822 г. Бумага, резец, пунктир, акварель
Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века
Репродукция портрета Наполеона, написанного неизвестным художником в конце XIX века.
Пропаганда перестаралась
Одной из главных целей Наполеона, который с 1812 года вел войну против антифранцузской коалиции во главе с Россией, было желание вызвать у французов ненависть ко всем русским и тем самым подтолкнуть мирное население взяться за оружие, начать партизанскую войну "за цивилизованную Европу против варваров Севера".
Главным символом, формировавшим образ врага, стали русские казаки, которых изображали в шапках из шкур животных, верхом на страшных клячах и вооруженных копьями, луками и стрелами. Наполеон призывал отбросить "этих татар в их ужасный климат", чтобы они "остались в своих ледяных пустынях, пребывая в рабстве, варварстве и коррупции".
Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
Казаки. Неизвестный гравер. 1810-е гг. Франция. Бумага верже, офорт, акварель
При этом расчет делался на то, что под влиянием пропаганды национальная гвардия воспрянет духом, молодежь перестанет дезертировать и уклоняться от набора в армию, возникнут добровольческие отряды, а опытные ветераны обучат сражаться тех, кто впервые взял в руки оружие.
Для усиления этого эффекта периодически выходили публикации, где русские изображались трусами и плохими воинами. В 1812 году 29-й (последний) бюллетень наполеоновской армии из России писал о казаках: "Эта достойная презрения кавалерия, производившая только шум и не способная сопротивляться и роте вольтижеров".
Однако из пропагандистского образа "жестокого варвара и труса" населению Франции больше запомнилась "жестокость", чем "трусость", и массового сопротивления оно не оказало. Газеты и листовки, запугивавшие французов страшными русскими казаками, добились не подъема сопротивления, а полной покорности населения. Современники писали: "Храбрость как будто была скована и сокращена до бессилия".
По словам Гладышева, для французов того времени встреча с казаками была, словно столкновение инопланетянами: "И страшно, и любопытно. Будет, о чем вспомнить, и чем перед внуками похвастаться".
Посмеялись себе в усы
"Казаки были в курсе того, что о них говорили и писали в Западной Европе. Им было достаточно бросить взгляд на витрины издательств, чтобы увидеть, в каком образе их здесь представляли. Они даже иронизировали над этим. Например, Платов как-то обратился к французам так: "Варвары Севера имеют честь вас приветствовать", – рассказал профессор Гладышев.
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Париж. 1814. Георг Опиц. 1815. Бумага, акварель, тушь, белила
Несмотря на такую самоиронию, роль русских казаков в антинаполеоновской кампании 1814 года трудно переоценить: они участвовали в сражениях, занимались разведкой, поддерживали связь между войсками союзников, конвоировали пленных. Казаки действовали в составе международных и чисто российских "летучих отрядов", например, под командованием атамана Матвея Ивановича Платова. Лейб-гвардии казачий и атаманский полки входили в личный конвой императора Александра I.
По мнению Гладышева, наполеоновская пропаганда все же не достигла своей цели, но надолго оставила глубокий след в сознании французских обывателей. Образы ужасных русских казаков не развеялись во Франции и через 210 лет после кампании 1814 года, когда войска шестой антинаполеоновской коалиции во главе с российским императором Александром I триумфально вошли в капитулировавший Париж.
Как заметил в работе в 2012 года "Святая Русь" (Sainte Russie) известный французский специалист по истории России и СССР Ален Безансон: "Знание современного французского обывателя о России часто сводится к двум базовым стереотипам: в России были казаки, а сама она была "тюрьмой народов".
В статье использованы фрагмены исследования профессора Гладышева "Человек на войне: антропология военной истории Наполеоновской эпохи", поддержанного РНФ.
Материал подготовлен специально для портала "Российское казачество".
Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко
Вступление русских войск в Париж. Художник А. Кившенко
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала