21:21 15.03.2024
(обновлено: 22:41 15.03.2024)
Обаяние космических масштабов. Не стало Александра Ширвиндта
![Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт - РИА Новости, 1920, 15.03.2024](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/03/0f/1933358227_0:181:3062:1903_1920x1080_80_0_0_344092b82fd344449ac1a60653c66a24.jpg)
Читать ria.ru в
МОСКВА, 15 мар — РИА Новости, Павел Сурков. Актер невероятного драматического диапазона, который мог органично смотреться и на эстраде, и на театральной сцене, и в кинематографе. Обаяние Александра Ширвиндта было поистине космических масштабов, а о розыгрышах ходили легенды. В его уход совершенно не верится, потому что кажется: это — очередная его шутка, просто почему-то совершенно несмешная.
Театральная легенда
Александр Ширвиндт был фантастически красив и обаятелен. В него влюблялись тысячи поклонниц, а он, сохраняя невозмутимую маску, лишь бросал очередную остроту, которую те же поклонники с радостью ловили.
© Московский театр Сатиры (2004)Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя "Орнифль, или Сквозной ветерок"
![Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя Орнифль, или Сквозной ветерок Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя Орнифль, или Сквозной ветерок - РИА Новости, 1920, 15.03.2024](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/03/0f/1933366608_0:0:503:370_1920x1412_80_0_0_1700d067d4a70d9512ed1e7d6b836f03.jpg)
© Московский театр Сатиры (2004)
Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя "Орнифль, или Сквозной ветерок"
На сцене Театра Сатиры, которой он был верен много лет, он легко входил в любой репертуар, не боясь даже самой сложной актерской задачи. Когда Валентин Плучек в "Ревизоре" намеренно искажал и внешность, и органику Ширвиндта, приклеивая его Добчинскому огромный гуммозный нос и заставляя заикаться, лишая актера его великолепной дикции, Александр Анатольевич и тут был на высоте, выдавая сильнейшую органику "маленького человека", потерянного чиновника с его мечтаниями о недоступной, но такой притягательной столичной жизни.
Его дуэт с Михаилом Державиным, потрясающее партнерство с Андреем Мироновым — все это стало легендой. А труппа Театра Сатиры была одной из самых звездных во всем СССР. И когда в "Женитьбе Фигаро" Ширвиндт — граф Альмавива изящно пикировался с Мироновым-Фигаро, сердца замирали от восторга вплоть до последнего ряда галерки. Да и сейчас замирают — достаточно пересмотреть запись. И может быть, была даже некая символика в том, что именно в этом спектакле коварная смерть унесла из жизни Андрея Миронова и именно Ширвиндт оказался в тот трагический момент рядом со своим лучшим другом.
Его дуэт с Михаилом Державиным, потрясающее партнерство с Андреем Мироновым — все это стало легендой. А труппа Театра Сатиры была одной из самых звездных во всем СССР. И когда в "Женитьбе Фигаро" Ширвиндт — граф Альмавива изящно пикировался с Мироновым-Фигаро, сердца замирали от восторга вплоть до последнего ряда галерки. Да и сейчас замирают — достаточно пересмотреть запись. И может быть, была даже некая символика в том, что именно в этом спектакле коварная смерть унесла из жизни Андрея Миронова и именно Ширвиндт оказался в тот трагический момент рядом со своим лучшим другом.
![Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт - РИА Новости, 1920, 15.03.2024](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/03/0f/1933360194_0:0:2858:2047_1920x1375_80_0_0_bf52571cff47c8e6b6283cc2c2d7e851.jpg)
Александр Ширвиндт
Потом, уже возглавив Театр Сатиры после ухода Плучека, он поставит "Андрюшу" — трогательное ревю с участием всех оставшихся в живых артистов той самой легендарной труппы: спектакль-воспоминание, спектакль-прощание, спектакль-оммаж, восторженное посвящение Миронову, билеты на который просто невозможно было достать.
Самурайское спокойствие
Он был открыт для любых экспериментов, друзьям-режиссерам позволял все: тут и ресторанный лабух из "Вокзала для двоих" Рязанова, и одноглазый шахматист из "12 стульев" Захарова, и элегантный и циничный Дон Жуан у Эфроса. Ну а в родном театре он допускал самый широкий спектр ролей — от трагического Орнифля в одноименной пьесе до великолепного дуэта с верным Державиным в произведении "Счастливцев-Несчастливцев" Горина.
© Мосфильм (1987)Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
![Кадр из фильма Забытая мелодия для флейты Кадр из фильма Забытая мелодия для флейты - РИА Новости, 1920, 15.03.2024](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/03/0f/1933365732_0:0:600:450_1920x1440_80_0_0_38a1f8b847849b9c62ca678d47726e1e.jpg)
© Мосфильм (1987)
Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
Самой последней его театральной работой стал стареющий актер в спектакле Родиона Овчинникова "Где мы?", образ поистине феллиниевский — и трагический, и драматический, и комический. Следующие спектакли были назначены на весну 2024 года.
Опережая некролог
Когда-то он иронично заметил: "Вот мы, худруки московских театров, нам переваливает за 80 лет, и если сложить суммарно наш возраст, то мы старше Москвы". А затем легко оставил руководящий пост в Театре Сатиры, сдав его Сергею Газарову, но при этом оставив за собой должность президента театра. Да, надо давать дорогу молодым, он только и успевал лишь смеяться над собственным возрастом. Даже последнюю редакцию своих мемуаров назвал "Опережая некролог". Со всей свойственной ему иронией он продолжал не то чтобы заигрывать с неизбежным, но смотрел в вечность с самурайским спокойствием и юношеским озорством.
© Фото : соцсети ФК "Торпедо"Александр Ширвиндт
![Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт - РИА Новости, 1920, 15.03.2024](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/03/0f/1933368891_0:0:1229:1106_1920x1728_80_0_0_cc23a5fdef3caf007b7c09cdaf5f3fb5.jpg)
© Фото : соцсети ФК "Торпедо"
Александр Ширвиндт
Брать у него интервью было тем еще испытанием: каждый вопрос он умел оборачивать в каламбур, то вдаваясь в воспоминания, которых у него было нескончаемое множество, то выстраивая какую-то циклопическую череду иронии и сардонических шуток. До последнего вздоха он верил в торжество театра, не покидая стен любимой Сатиры, искренне переживая за нее и надеясь на вселенское торжество искусства. При этом любой пафос был Ширвиндту чужд. А как только речь шла о розыгрыше любого рода, он мгновенно включался в игру, глаз по-молодецки загорался, фантазия работала безудержно — и сыпались остроты, каламбуры.
Сегодня, пожалуй, мы еще не ощущаем масштаба потери. Оплакиваем наше собственное прошлое, где мы выклянчивали билетики на последние ряды Сатиры, чтобы взглянуть "на них всех": Ширвиндта, Державина, Миронова, Папанова, Менглета, Мишулина, Васильеву, Тусузова… Этот невероятный сценический ансамбль, в котором Ширвиндт ярко солировал, казалось, понимал друг друга с полуслова, и в небесной труппе, ушедшей в вечность, теперь перестала зиять последняя артистическая лакуна.
Вероятно, прочитав эти строки, он бы нахмурился и процедил: "Ну что-то здесь опять нагородили", пыхнул бы своей извечной трубкой, махнул рукой — и пошел бы на сцену, которой отдал всю свою жизнь без остатка.
© New One Production (2009)Кадр из фильма "Возвращение мушкетеров"
![Кадр из фильма Возвращение мушкетёров Кадр из фильма Возвращение мушкетёров - РИА Новости, 1920, 15.03.2024](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/03/0f/1933365477_0:0:720:375_1920x1000_80_0_0_52742c41c60efb6b647bacd3856a9015.jpg)
© New One Production (2009)
Кадр из фильма "Возвращение мушкетеров"