Рейтинг@Mail.ru
Обаяние космических масштабов. Не стало Александра Ширвиндта - РИА Новости, 15.03.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019
Культура

Обаяние космических масштабов. Не стало Александра Ширвиндта

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкНародный артист РСФСР Александр Ширвиндт
Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт - РИА Новости, 1920, 15.03.2024
Читать ria.ru в
МОСКВА, 15 мар — РИА Новости, Павел Сурков. Актер невероятного драматического диапазона, который мог органично смотреться и на эстраде, и на театральной сцене, и в кинематографе. Обаяние Александра Ширвиндта было поистине космических масштабов, а о розыгрышах ходили легенды. В его уход совершенно не верится, потому что кажется: это — очередная его шутка, просто почему-то совершенно несмешная.

Театральная легенда

Александр Ширвиндт был фантастически красив и обаятелен. В него влюблялись тысячи поклонниц, а он, сохраняя невозмутимую маску, лишь бросал очередную остроту, которую те же поклонники с радостью ловили.
© Московский театр Сатиры (2004)Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя "Орнифль, или Сквозной ветерок"
Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя Орнифль, или Сквозной ветерок
Телеверсия спектакля Московского театра Сатиры по пьесе Жана Ануя "Орнифль, или Сквозной ветерок"
На сцене Театра Сатиры, которой он был верен много лет, он легко входил в любой репертуар, не боясь даже самой сложной актерской задачи. Когда Валентин Плучек в "Ревизоре" намеренно искажал и внешность, и органику Ширвиндта, приклеивая его Добчинскому огромный гуммозный нос и заставляя заикаться, лишая актера его великолепной дикции, Александр Анатольевич и тут был на высоте, выдавая сильнейшую органику "маленького человека", потерянного чиновника с его мечтаниями о недоступной, но такой притягательной столичной жизни.

Его дуэт с Михаилом Державиным, потрясающее партнерство с Андреем Мироновым — все это стало легендой. А труппа Театра Сатиры была одной из самых звездных во всем СССР. И когда в "Женитьбе Фигаро" Ширвиндт — граф Альмавива изящно пикировался с Мироновым-Фигаро, сердца замирали от восторга вплоть до последнего ряда галерки. Да и сейчас замирают — достаточно пересмотреть запись. И может быть, была даже некая символика в том, что именно в этом спектакле коварная смерть унесла из жизни Андрея Миронова и именно Ширвиндт оказался в тот трагический момент рядом со своим лучшим другом.
 Александр Ширвиндт  - РИА Новости, 1920, 15.03.2024
Потом, уже возглавив Театр Сатиры после ухода Плучека, он поставит "Андрюшу" — трогательное ревю с участием всех оставшихся в живых артистов той самой легендарной труппы: спектакль-воспоминание, спектакль-прощание, спектакль-оммаж, восторженное посвящение Миронову, билеты на который просто невозможно было достать.

Самурайское спокойствие

Он был открыт для любых экспериментов, друзьям-режиссерам позволял все: тут и ресторанный лабух из "Вокзала для двоих" Рязанова, и одноглазый шахматист из "12 стульев" Захарова, и элегантный и циничный Дон Жуан у Эфроса. Ну а в родном театре он допускал самый широкий спектр ролей — от трагического Орнифля в одноименной пьесе до великолепного дуэта с верным Державиным в произведении "Счастливцев-Несчастливцев" Горина.
© Мосфильм (1987)Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
Кадр из фильма Забытая мелодия для флейты
Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"
Самой последней его театральной работой стал стареющий актер в спектакле Родиона Овчинникова "Где мы?", образ поистине феллиниевский — и трагический, и драматический, и комический. Следующие спектакли были назначены на весну 2024 года.

Опережая некролог

Когда-то он иронично заметил: "Вот мы, худруки московских театров, нам переваливает за 80 лет, и если сложить суммарно наш возраст, то мы старше Москвы". А затем легко оставил руководящий пост в Театре Сатиры, сдав его Сергею Газарову, но при этом оставив за собой должность президента театра. Да, надо давать дорогу молодым, он только и успевал лишь смеяться над собственным возрастом. Даже последнюю редакцию своих мемуаров назвал "Опережая некролог". Со всей свойственной ему иронией он продолжал не то чтобы заигрывать с неизбежным, но смотрел в вечность с самурайским спокойствием и юношеским озорством.
© Фото : соцсети ФК "Торпедо"Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт - РИА Новости, 1920, 15.03.2024
Александр Ширвиндт
Брать у него интервью было тем еще испытанием: каждый вопрос он умел оборачивать в каламбур, то вдаваясь в воспоминания, которых у него было нескончаемое множество, то выстраивая какую-то циклопическую череду иронии и сардонических шуток. До последнего вздоха он верил в торжество театра, не покидая стен любимой Сатиры, искренне переживая за нее и надеясь на вселенское торжество искусства. При этом любой пафос был Ширвиндту чужд. А как только речь шла о розыгрыше любого рода, он мгновенно включался в игру, глаз по-молодецки загорался, фантазия работала безудержно — и сыпались остроты, каламбуры.
Сегодня, пожалуй, мы еще не ощущаем масштаба потери. Оплакиваем наше собственное прошлое, где мы выклянчивали билетики на последние ряды Сатиры, чтобы взглянуть "на них всех": Ширвиндта, Державина, Миронова, Папанова, Менглета, Мишулина, Васильеву, Тусузова… Этот невероятный сценический ансамбль, в котором Ширвиндт ярко солировал, казалось, понимал друг друга с полуслова, и в небесной труппе, ушедшей в вечность, теперь перестала зиять последняя артистическая лакуна.
Вероятно, прочитав эти строки, он бы нахмурился и процедил: "Ну что-то здесь опять нагородили", пыхнул бы своей извечной трубкой, махнул рукой — и пошел бы на сцену, которой отдал всю свою жизнь без остатка.
© New One Production (2009)Кадр из фильма "Возвращение мушкетеров"
Кадр из фильма Возвращение мушкетёров
Кадр из фильма "Возвращение мушкетеров"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала