08:00 16.02.2024
(обновлено: 08:05 16.02.2024)
"Обитель горя и зла". Какие тайны скрывает знаменитый римский замок
За свою историю замок Святого Ангела был гробницей, дворцом и даже тюрьмой
© AFP 2024 / MARIO LAPORTAЗамок Святого Ангела в Риме
МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Сергей Проскурин. Если бы стены умели говорить, то замок Святого Ангела рассказал бы о многом, чему был свидетелем. Впрочем, кое-что известно наверняка. О главных загадках стража Вечного города — в материале РИА Новости.
Пустили по ветру
Все началось с грандиозного проекта римского императора Адриана: на склоне лет он решил увековечить себя и своих потомков в истории.
И с этой целью в 135 году взялся за строительство усыпальницы. Возведенная на манер древних этрусских курганов, она получилась столь роскошной, что долгие годы поражала очевидцев и была самым высоким сооружением в городе.
На квадратном основании — длина стороны достигала 85 метров — установили цилиндр (65 метров в диаметре). На нем — насыпной холм с живой зеленью. А на самой вершине — внушительная скульптура: император в образе бога Гелиоса на колеснице, запряженной четверкой лошадей.
Как писал византийский историк VII века Иоанн Антиохийский, кони были настолько огромны, что сквозь отверстия в их глазах мог пролезть взрослый мужчина. Весь мавзолей сверху донизу был облицован ослепительно-белым мрамором.
Гробницей, однако, пользовались лишь без малого сто лет. В последующие годы она стояла заброшенной. И только в конце III века император Аврелиан, дабы защитить город от варваров, возвел по периметру стены.
CC BY 2.0 / Jean-Pierre Dalbéra / Возможный вид мавзолея Адриана, представленный в Музее римской цивилизации
Возможный вид мавзолея Адриана, представленный в Музее римской цивилизации
Так мавзолей превратился в бастион, который успешно отражал атаки врагов. Сохранилась даже легенда: в решающие минуты, когда боеприпасы были на исходе, жители сбрасывали на неприятеля массивные античные статуи — украшение могильника.
Впрочем, задуманное Адрианом не сбылось. В 410-м Рим захватили и разграбили вестготы. Мародерства не избежал и мавзолей: оттуда вынесли все драгоценности, а прах цезарей развеяли по ветру.
Под сенью ангела
Вскоре пришла новая напасть. В Европе свирепствовала чума, не щадившая никого, даже самого папу Пелагия II. Его преемник Григорий I, названный впоследствии Великим, решил бороться с эпидемией духовным оружием.
Он повелел обойти Рим крестным ходом. У моста перед адриановой усыпальницей процессия вдруг остановилась. С неба послышались голоса, певшие "Алиллуйя". И тогда понтифик увидел над мавзолеем фигуру архангела Михаила — тот вложил в ножны свой огненный меч. Это означало, что Бог простил римлян.
CC BY-SA 4.0 / Livioandronico2013 / More details Angel on Castel Sant'Angelo (Rome) (cropped)Статуя на крыше замка Святого Ангела в Риме
CC BY-SA 4.0 / Livioandronico2013 / More details Angel on Castel Sant'Angelo (Rome) (cropped)
Статуя на крыше замка Святого Ангела в Риме
Действительно, чума вскоре отступила. Здание назвали замком Святого Ангела, на крыше поставили каменную статую небесного воина, и постепенно под его защиту из Латеранского дворца перебрались римские папы. Правда, они очень быстро приспособили Сент-Анджело не только под свои покои, но и под тюрьму.
Особенно любила пользоваться подземными казематами Марозия — дочь тускулумского консула Теофилакта. Представительница знатного патрицианского рода навсегда вписала свое имя в историю Ватикана. Святой престол до сих пор со стыдом вспоминает о первых 60 годах X столетия, названных историками периодом порнократии.
Тогда Марозия, по сути, управляла всей церковной политикой: возвела на престол Петра сначала своих любовников, Сергия III и Иоанна X, а затем сына Иоанна XI и внука Иоанна XII. Все "промежуточные" понтифики были по тем или иным причинам неугодны злодейке. А потому правили в среднем пару лет и заканчивали дни в замке Святого Ангела.
По иронии судьбы там же нашлась "келья" и для самой Марозии. Уставшие от бесконечных интриг и разгула разврата римляне восстали против нее. Уже немолодая интриганка оказалась там же, где погибли все ее конкуренты. И вскоре умерла — при странных обстоятельствах.
© AFP 2024 / HO/VATICAN MUSEUMПапа римский Александр VI Борджиа. Художник Педро Берругете
Папа римский Александр VI Борджиа. Художник Педро Берругете
Власть и искусство
Нередко в казематах оказывались и люди куда более достойные. Так, в разные годы в Сент-Анджело содержались великие ученые Джордано Бруно, Галилео Галилей, создатель московского Успенского собора Аристотель Фиораванти и скульптор Бенвенуто Челлини.
В 1527-м в Вечный город вторгся император Карл V. Среди защитников был и Бенвенуто Челлини. Оборону прорвали, а папа Климент VII укрылся в замке Святого Ангела, что фактически означало поражение.
© Public domainИтальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини
© Public domain
Итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини
Спустя десять лет скульптор уехал работать во Францию, а по возвращении открыл коммерчески успешную ювелирную мастерскую. Тогда же Челлини обвинили в краже дорогих украшений из сокровищницы понтифика — вероятно, не обошлось без "доброжелателей". Но факт остается фактом: теперь уже не Климент VII, а горе-ювелир вынужден был коротать дни в казематах на Тибре.
Однако Бенвенуто сумел сбежать. Как — неизвестно до сих пор. Более того, на сегодняшний день это единственный случай успешного побега из папской тюрьмы. Выбраться оттуда не удалось даже легендарному Алессандро Калиостро, который в конце XVIII века тоже недолго погостил в Сент-Анджело.
Любил искусство и знаменитый "аптекарь сатаны" — папа Александр VI. Конечно, его страсть не доходила до заключения в темницу великих мастеров Возрождения.
© AP Photo / Alessandra TarantinoЗамок Святого Ангела в Риме
© AP Photo / Alessandra Tarantino
Замок Святого Ангела в Риме
Борджиа предпочитал разделять: верхние этажи отвел под собственные апартаменты, где царили роскошь и богатство, а в подвалах "вершил правосудие". Не исключено, что эти стены — безмолвные свидетели — могли бы многое рассказать о правлении испанского папы.
Как ни странно, Александр VI, несмотря на порочную репутацию, оказал искусствоведам большую услугу. После его смерти ни один наместник апостола Петра не захотел жить в покоях, где происходили кровосмешения и убийства.
А потому двери резиденции Борджиа отворили лишь во второй половине XIX века. Тогда-то миру и открылась одна из загадок замка Святого Ангела — неизвестные ранее шедевры живописи и скульптуры.
Среди мумий ее нет. Какую загадку оставила самая знаменитая царица
14 февраля, 08:00