Рейтинг@Mail.ru
Киноконцерн "Мосфильм" - РИА Новости, 30.01.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киноконцерн "Мосфильм"

© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкВывеска на здании киноконцерна "Мосфильм"
Вывеска на здании киноконцерна Мосфильм - РИА Новости, 1920, 30.01.2024
Вывеска на здании киноконцерна "Мосфильм". Архивное фото
Читать ria.ru в
"Мосфильм" – ведущее предприятие киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Это одна из крупнейших студий в Европе, оснащенная современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим осуществлять полностью весь цикл кинопроизводства. Производственная мощность студии – более 100 картин в год.
Датой образования "Мосфильма" принято считать 30 января 1924 года – в этот день состоялась премьера первого снятого на студии полнометражного фильма "На крыльях ввысь" режиссера Бориса Михина. "Мосфильм" был создан на базе объединенных Первой фабрики Госкино (бывшее киноателье Александра Ханжонкова) и Третьей фабрики Госкино (бывшее киноателье Иосифа Ермольева).
В 1920-е годы на студии были выпущены фильмы "Стачка" (1924), "Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927) Сергея Эйзенштейна; "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч смерти" (1925) Льва Кулешова; "Предатель" (1926), "Третья Мещанская" (1927) Абрама Роома и др.
Существовавшие павильоны студии не могли обеспечить растущие потребности производства – многие работы по выпуску фильмов производились в разных районах Москвы, поэтому было принято решение о строительстве новой студии, где планировалось собрать все этапы кинопроизводства. В некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд.
20 ноября 1927 года на Ленинских горах (близ деревни Потылихи, ныне – Мосфильмовская улица) состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. К концу января 1931 года в еще не полностью отстроенное здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик. 9 февраля 1931 года прошло открытие предприятия. Новая киностудия стала единым киногородом, обеспечивавшим полный, непрерывный цикл кинопроизводства. Ее проект стал образцом для строительства других киностудий страны.
В марте 1931 года предприятие было объединено с Московской звуковой фабрикой и получило название Московская объединенная фабрика "Союзкино" имени 10-летия Октября.
Название киностудии неоднократно менялось. В 1935 году кинофабрика получила название "Мосфильм", с 1936 года – киностудия "Мосфильм".
В период становления киностудия выпускала художественные, научно-популярные, мультипликационные фильмы, с 1935 года – только художественные.
В 1930-е годы были выпущены такие фильмы, как "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938) Григория Александрова; "Трактористы" (1939) Ивана Пырьева; "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939) Михаила Ромма; "Александр Невский" (1938) Сергея Эйзенштейна; "Девушка с характером" (1939) Константина Юдина; "Подкидыш" (1939) Татьяны Лукашевич и др.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) "Мосфильм" входил в состав Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), находившейся в Алма-Ате. Несмотря на все трудности военного времени, оперативно налаживалось производство фильмов.
С началом перелома военной ситуации в конце 1942 года было принято решение о возобновлении работы "Мосфильма" в Москве. Студию начали восстанавливать, в столицу возвращались творческие и инженерно-технические кадры. Для подготовки нового персонала было создано художественно-ремесленное училище. К концу 1943 года заработали цеха, благодаря которым стало возможным появление специального оборудования для цветной съемки. В 1944 году на этом оборудовании был снят один из первых цветных фильмов – "Иван Никулин – русский матрос" режиссера Игоря Савченко.
Всего за годы войны на "Мосфильме" было создано около 20 полнометражных картин, в том числе знаменитые картины "Иван Грозный" (1944) Сергея Эйзенштейна, "Нашествие" (1944) Абрама Роома, "В шесть часов вечера после войны" (1944) Ивана Пырьева и др.
В послевоенные годы киностудия вошла в перечень объектов, требующих не только восстановления, но и модернизации. В 1946 году было принято решение о ее расширении и реконструкции.
В это же время было привнесено новшество в процесс производства фильмов – появилось изображение скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" на фоне Спасской башни в качестве эмблемы-заставки. В 1947 году этот символ впервые появился в фильме "Весна" режиссера Григория Александрова.
В связи с политической обстановкой реконструкция "Мосфильма" была отложена. К этому вопросу снова вернулись только во второй половине 1950-х годов. На территории студии появились два блока павильонов, здание отдела декоративно-технических сооружений, тон-студия и другие объекты. Кроме того, были вложены средства в техническое оснащение "Мосфильма" – были внедрены новые технологии, получено современное кинооборудование, многократно расширены производственные мощности.
С середины 1950-х годов в результате всех изменений на "Мосфильме" появились новые виды кинофильмов – на экраны страны стали выходить цветные и широкоэкранные картины ("Илья Муромец" (1956) Александра Птушко, трилогия "Хождение по мукам" (1957-1959) Григория Рошаля и др.).
В эти годы на киностудии также вышли фильмы "Сорок первый" (1956), "Баллада о солдате" (1959) Григория Чухрая; "Карнавальная ночь" (1956) Эльдара Рязанова; "Летят журавли" (1957) Михаила Калатозова; "Идиот" (1958) Ивана Пырьева и др.
К концу 1950-х годов "Мосфильм" стал крупнейшей базой для выпуска художественных кинофильмов и образцом для создания республиканских и региональных студий.
В 1957 году в структуре киностудии появились творческие объединения, которым давались широкие полномочия в кинопроизводстве: они стали сами организовывать всю работу, заказывать сценарии, решать производственные вопросы, утверждать актерские пробы, обсуждать отснятый материал и готовые картины. Положительный результат такой работы привел к созданию аналогичных структур на всех киностудиях СССР. На рубеже XX-XXI веков на базе бывших творческих объединений "Мосфильма" созданы самостоятельные киноорганизации.
В конце 1950-х годов продолжилось строительство "Мосфильма" – были возведены новые здания производственного корпуса, монтажного цеха, блока малогабаритных павильонов.
1960-е годы стали новым этапом в кинопроизводстве. На студию пришло молодое поколение кинематографистов, впоследствии ставших классиками отечественного кино. В их числе Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Элем Климов, Марлен Хуциев, Владимир Мотыль, Леонид Гайдай, Сергей Бондарчук, Александр Алов, Владимир Наумов, Лариса Шепитько, Владимир Басов, Юрий Озеров, Александр Митта, Ролан Быков и др.
В 1960-е годы на "Мосфильме" было создано телевизионное объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. В 1960-1980-х годах здесь снимались такие известные телефильмы, как "Вызываем огонь на себя" (1964) и "Операция "Трест" (1967) Сергея Колосова, "Адъютант его превосходительства" (1969) Евгения Ташкова, "Маленькие трагедии" (1979) Михаила Швейцера, "Михайло Ломоносов" (1984-1986) Александра Прошкина и др.
В 1966 году в подмосковном поселке Алабино была организована Военно-техническая кинобаза (ВТКБ), куда передавались средства вооружения и военная техника устаревших образцов, которой могли пользоваться все киностудии страны. Сегодня ВТКБ является структурой "Мосфильма", где сохранен уникальный парк танков, бронемашин, артиллерийских установок и разнообразного оружия.
В 1970-е годы, несмотря на период "застоя", на "Мосфильме" оставалась возможность творческого самовыражения – снимались такие известные картины, как "Бег" (1970) Александра Алова и Владимира Наумова; "Солярис" (1972), "Сталкер" (1979) Андрея Тарковского; "Калина красная" (1973) Василия Шукшина; "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) Никиты Михалкова; "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), "Служебный роман" (1977) Эльдара Рязанова; "Сто дней после детства" (1975) Сергея Соловьева; "Москва слезам не верит" (1979) Владимира Меньшова и др.
1980-е годы привнесли в отечественный кинематограф новые темы, поднимавшие острые социальные и историко-политические вопросы. В это время были созданы фильмы "Остановился поезд" (1982) Вадима Абдрашитова; "Чучело" (1983) Ролана Быкова; "Иди и смотри" (1985) Элема Климова; "Мы из джаза" (1983), "Курьер" (1986) Карена Шахназарова; "Кин-дза-дза!" (1986) Георгия Данелии.
В сложное перестроечное время студия продолжала снимать фильмы, среди которых "Гардемарины, вперед!" (1987) Светланы Дружининой, "Город Зеро" (1988) Карена Шахназарова, "Асса" (1987) Сергея Соловьева, "Холодное лето пятьдесят третьего…" (1987) Александра Прошкина и др.
В 1990 году Советом министров СССР было принято постановление о создании киноконцерна "Мосфильм".
С 1989 года студия находится на полном хозрасчете и самоокупаемости, оплачивая налоги и иные платежи за счет оказания производственных услуг продюсерским компаниям. Заработанные средства позволили при частичной государственной поддержке и привлечении инвесторов выпустить в 1990-е годы фильмы "По прозвищу "Зверь" Александра Муратова (1990); "Цареубийца" (1991), "Сны" (1993) Карена Шахназарова; "Ширли-мырли" (1995) Владимира Меньшова; "Дети понедельника" (1997) Аллы Суриковой; "Кто, если не мы" (1998) Валерия Приемыхова; "Привет от Чарли-трубача" Владимира Грамматикова и др.
В конце 1990-х годов на студии началось серьезное техническое переоснащение, что позволило ей занять лидирующие позиции в кинопроизводстве на постсоветском пространстве.
В 2000-х годах прошла масштабная реконструкция всех павильонов, было закуплено современное системное оборудование и киноаппаратура. Студии перезаписи киноконцерна первыми в России получили сертификаты Dolby Premier и Dolby Atmos.
В 2013 году стартовал инвестиционный проект развития киноконцерна "Мосфильм". В результате реализации этого проекта за счет средств инвестора построено четыре новых объекта производственной инфраструктуры. В 2019 году были запущены "Дом костюма и реквизита" (современное хранилище фондов площадью 15 тысяч квадратных метров) и 16-й киносъемочный павильон (общая площадь 2,5 тысячи квадратных метров). В 2023 году завершилась вторая очередь масштабного строительства – введены в эксплуатацию Центр кино, включающий в себя четыре зрительных зала, и 17-й киносъемочный павильон – самый большой и высокотехнологичный в России и один из самых крупных в Европе (общая площадь 3,5 тысячи квадратных метров).
В настоящее время "Мосфильм" является одним из самым передовых и крупнейших кинопредприятий в мире. Студия отвечает самым современным требованиям кинопроизводства, соответствует мировым стандартам как по уровню технического оснащения, так и по широкому спектру оказываемых услуг, что позволяет обеспечить производство фильма в полном объеме на всех стадиях кинопроизводства. Помимо оказания производственных услуг сторонним организациям, "Мосфильм" продолжает выпуск собственных фильмов. Среди кинолент последних лет – "Белый тигр" (2012), "Анна Каренина. История Вронского" (2017), "Хитровка. Знак четырех" (2023) Карена Шахназарова; "Дорога на Берлин" (2015) Сергея Попова; "Решение о ликвидации" (2018) Александра Аравина; "Владивосток" (2021) Антона Борматова.
За свою 100-летнюю историю "Мосфильм" создал более 2,5 тысячи полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение отечественных и зарубежных кинозрителей. Для сохранения коллекции ведется цифровая реставрация шедевров отечественного кинематографа.
"Мосфильм" занимается популяризацией кинофонда: киноконцерн активно участвует в фестивалях российского кино во многих странах мира, проводит ретроспективы и кинопоказы как в России, так и за рубежом. Для российских и иностранных зрителей также доступны интернет-ресурсы, на которых можно ознакомиться с коллекцией студии. В 2010 году "Мосфильм" создал свой онлайн-кинотеатр, в 2011 года договорился с компанией Google о запуске на YouTube канала Mosfilm.
Генеральный директор, председатель правления киноконцерна "Мосфильм" – Карен Шахназаров.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала