Рейтинг@Mail.ru
Живописный год: большие выставки в российских музеях в 2024 - РИА Новости, 06.02.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ф. А. Малявин Вихрь

Живописный год:

большие выставки в российских музеях в 2024
Публику ждут масштабные художественные выставки – как русских, так и зарубежных художников. Новые открытия и новый взгляд на хрестоматийные работы, собрания западноевропейского искусства и тема Востока – все это есть в планах российских музеев на 2024 год.
Юбилей художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Рериха начали отмечать уже в 2023 году – сейчас идет большая монографическая выставка в Третьяковской галерее. В 2024 году исполняется 150 лет со дня его рождения, и масштабный совместный проект представит Музей Востока, который обладает большой коллекцией работ художника, и Эрмитаж. Еще один участник – Петербургский музей-институт семьи Рерихов. Экспонаты предоставят музеи из России, Монголии, Индии, Азербайджана и других стран.
i

С 2016 года по решению министерства культуры РФ в составе Государственного Музея Востока появился Музей Рерихов. Так было исполнено желание Святослава Рериха, сына Николая Рериха, передать наследие семьи СССР, преемником которого является современная Россия. Музей сохраняет, изучает и представляет разнообразное художественное и культурно-философское наследие этой известной фамилии.

Название для выставки "Твердыня пламенная" позаимствовано из одноименного очерка самого Рериха. "Творчество есть выражение сердечной энергии. Как прекрасно, когда эта могущественная энергия осознана, воспитана и приведена в действие", – писал художник.

© Фото : предоставлено пресс-службой Музея Востока Николай Рерих "Приказ учителя"
Николай Рерих Приказ учителя
Николай Рерих "Приказ учителя"
© Предоставлено пресс-службой Государственного ЭрмитажаСвятослав Рерих "Когда собираются йоги ". 1348
Святослав Рерих Когда собираются йоги . 1348
Святослав Рерих "Когда собираются йоги ". 1348
© Фото : предоставлено пресс-службой Музея Востока Николай Рерих "Тангла. Песнь о Шамбале"
Николай Рерих Тангла. Песнь о Шамбале
Николай Рерих "Тангла. Песнь о Шамбале"
1.
Николай Рерих "Приказ учителя"
2.
Святослав Рерих "Когда собираются йоги ". 1348
3.
Николай Рерих "Тангла. Песнь о Шамбале"

Основу выставки, по словам организаторов, составят художественные произведения Рериха, в том числе и те, которые выставляются крайне редко. Также можно будет увидеть материалы и документы рериховских экспедиций, иконописные произведения. Наследие художника велико, так что задача кураторов – показать множество граней этого человека, рассказать о его личности.

Одним из самых больших выставочных проектов Русского музея в 2024 году станет выставка Карла Брюллова в Михайловском замке. В музее хранится самое значительное собрание произведений Брюллова, среди которых главные шедевры мастера. Ретроспектива "Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова" представит порядка 300 произведений живописи и графики выдающегося художника из коллекции Русского музея и ведущих музеев страны.

Великий Карл – так именовали современники Карла Брюллова, художника, который поднял русскую живопись первой половины XIX века на уровень абсолютного мирового признания.

Алла Манилова
генеральный директор Русского музея
К. П. Брюллов. Портрет графини О.П. Ферзен на ослике. 1835. Бумага, акварель, графитный карандаш. 52.5 Х 40. ГРМ, Итальянский полдень. Итальянка снимающая виноград. 1827. Холст,масло. 64х55. ГРМ и Портрет сестер Шишмаревых
К. П. Брюллов. Портрет графини О.П. Ферзен на ослике. 1835. Бумага, акварель, графитный карандаш. 52.5 Х 40. ГРМ, "Итальянский полдень". Итальянка снимающая виноград. 1827. Холст,масло. 64х55. ГРМ и "Портрет сестер" Шишмаревых

Настоящей сенсацией, помимо масштаба самого проекта, станет показ широкой публике картины Брюллова "Христос во гробе", выполненной в редкой технике "транспарант". У картины сложная история, благодаря многолетним усилиями различных госорганов она была возвращена в Россию, включена в музейный фонд, передана Русскому музею и теперь впервые будет представлена публике.

К.П. Брюллов. Христос во гробе
К.П. Брюллов. Христос во гробе

Одним из ключевых экспонатов выставки станет шедевр Брюллова "Последний день Помпеи". В 2023 году Русский музей начал первую комплексную научную реставрацию исторического полотна. (Техническая реставрация проводилась в 1995 году). Работы идут в Корпусе Бенуа, где установлен специальный стеклянный экран, и посетители могут наблюдать за ходом реставрации. Это беспрецедентное решение музея, которое приоткрывает зрителям важнейшую сторону музейной деятельности, обычно остающуюся "за кадром".

© Фото : предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музеяЭкстер А.А. Сатир. Камерный театр. 'Фамира Кифаред'. Премьера 2 ноября. 1916 г
Экстер А.А. Сатир. Камерный театр. 'Фамира Кифаред'. Премьера 2 ноября. 1916 г
Экстер А.А. Сатир. Камерный театр. 'Фамира Кифаред'. Премьера 2 ноября. 1916 г
© Фото : предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музеяРодченко А.М. Американская шансонетка. 'Мы'. 1919 г
Родченко А.М. Американская шансонетка. 'Мы'. 1919 г
Родченко А.М. Американская шансонетка. 'Мы'. 1919 г
© Фото : предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музеяЭкстер А.А. Вакханка. Камерный театр. "Фамира Кифаред"
Экстер А.А. Вакханка. Камерный театр. Фамира Кифаред
Экстер А.А. Вакханка. Камерный театр. "Фамира Кифаред"
1.
Экстер А.А. Сатир. Камерный театр. 'Фамира Кифаред'. Премьера 2 ноября. 1916 г
2.
Родченко А.М. Американская шансонетка. 'Мы'. 1919 г
3.
Экстер А.А. Вакханка. Камерный театр. "Фамира Кифаред"

Театральное искусство художников русского авангарда можно будет изучить на выставке "Премьеры русского авангарда. От эскиза к чертежу". Она откроется в новом "Центре театральной истории". Это собственное выставочное пространство, которое появится в Музейно-театральном квартале "Бахрушинский". Открытие масштабного проекта запланировано на 2024 год. Новый квартал станет настоящим городом-музеем, который объединит самые разные выставочные пространства.

Так будет выглядеть Бахрушинский театральный музей после реконструкции

С 2021 года Бахрушинский театральный музей при поддержке министерства культуры РФ реализует проект создания Музейно-театрального центра, аналогов которому нет в мире. Общая площадь зданий и филиалов музея составит 16 тысяч квадратных метров с экспозиционной площадью 7,3 тысячи квадратных метров. В 2024 году музей представит 22 выставочных проекта.

Художники русского авангарда активно работали для театра. Не все идеи удавалось воплотить на сцене, и не все воплощенное безоговорочно принималось публикой. Однако новаторские подходы к организации пространства, созданию костюмов, колористическим решениям – все это повлияло на отечественную и мировую сценографию. Порой единичные манифесты, которые казались несовместимыми с законами сцены, меняли представления о возможностях театра и позже вошли в обиход.

Малевич Черный квадрат

Немногие знают, что изображение знаменитого "черного квадрата" Малевича впервые возникло среди набросков к сценографии оперы Матюшина "Победа над Солнцем" – она была поставлена в декабре 1913 года в Санкт-Петербурге. Так художник пластически выразил идею победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат появлялся вместо солнечного круга. Вариантов квадрата было создано четыре, сегодня они хранятся в разных музеях: Русском музее (на фото), Эрмитаже и два в Третьяковской галерее.

Выставка представит работы 1910-1925 годов, максимально полно покажет все то, что происходило в искусстве русской сценографии этого периода. Здесь будут работы всех известных художников русского авангарда, которые сегодня восхищаются в мире: Малевич, Родченко, Татлин, Гончарова, Экстер – все они активно работали для театра и создавали настоящие шедевры.

К 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова пройдет первая монографическая выставка этого мастера в Русском музее. Работы автора "Богатырей" и "Аленушки" знакомы всем с детства, его иллюстрации к русским сказкам – настоящие шедевры. Но кураторы этой выставки представят Васнецова с неожиданной для многих стороны: как создателя архитектурных проектов, театральных декораций, росписей храмов.

© Фото : предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиВиктор Васнецов "Иван-царевич на Сером волке"
Виктор Васнецов Иван-царевич на Сером волке
Виктор Васнецов "Иван-царевич на Сером волке"
© Фото : предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиАполлинарий Васнецов "Гонцы. Ранним утром в Кремле"
Аполлинарий Васнецов Гонцы. Ранним утром в Кремле
Аполлинарий Васнецов "Гонцы. Ранним утром в Кремле"
© Фото : предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиАндрей Васнецов "Завтрак"
Андрей Васнецов Завтрак
Андрей Васнецов "Завтрак"
1.
Виктор Васнецов "Иван-царевич на Сером волке"
2.
Аполлинарий Васнецов "Гонцы. Ранним утром в Кремле"
3.
Андрей Васнецов "Завтрак"

Творчество династии Васнецовых будет представлено на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в ХХ век" в Новой Третьяковке. В экспозицию войдут лучшие произведения Виктора Васнецова (1848–1926) и его младшего брата Аполлинария Васнецова (1856–1933). который первым в русском искусстве обратился к живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси, основываясь на новейших на тех момент достижениях археологии. Третий участник проекта — Андрей Васнецов (1924–2009), внук Виктора Васнецова, один из основоположников сурового стиля.

Бывшее здание Фабрики-кухни завода имени Масленникова, где будет расположен Самарский филиал Третьяковской галереи

2024 год станет для Третьяковской галереи годом открытия двух филиалов – в Калининграде и Самаре. Филиал в Калининграде откроется выставкой "Третьяковская галерея. Пять веков русского искусства" – 100 произведений иконописи, живописи и скульптуры раскроют разнообразие основных художественных направлений и жанров русского искусства на протяжении пяти столетий. В филиале также появится зал "История Третьяковской галереи" и "Детский музей". В филиале в Самаре первой выставкой станет проект "На вкус и цвет. Образ еды в русском искусстве".

В Москве Третьяковская галерея представит выставочный проект "Адепты красного. Малявин и Архипов", который объединит творчество двух художников – представителей русского импрессионизма. В 2024 году исполнится 155 лет со дня рождения Филиппа Малявина, а в 2025 – 95 лет со дня смерти Абрама Архипова. В музее собрана обширная коллекция работ этих двух мастеров, однако их персональных выставок в Третьяковской галерее никогда не было. Художники были современниками, хотя в жизни пересекались редко.
© Фото : предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиФ. А. Малявин "Бабы"
Ф. А. Малявин Бабы
Ф. А. Малявин "Бабы"
© Фото : предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиА. Е. Архипов "Девушка с кувшином"
А. Е. Архипов Девушка с кувшином
А. Е. Архипов "Девушка с кувшином"
1.
Ф. А. Малявин "Бабы"
2.
А. Е. Архипов "Девушка с кувшином"
Для обоих центральным местом в творчестве был образ русской крестьянки, и неминуемо критики проводили аналогии между их творчеством. Свои самые известные произведения оба мастера создали в Рязанской губернии. Архипов много работал
в Солотче, Малявин приобрел имение неподалеку от деревни Аксиньино.
Парная выставка позволит сопоставить работы двух художников, а также понять, какую роль играл красный цвет в искусстве первой трети XX века, каким был женский образ русской культуры, в чем различие московской и петербургской живописных школ, а также, как влиял фольклор на профессиональное искусство.

Выставка в Новой Третьяковке "Россия глазами Третьяковской галереи" расскажет о том, какой видели нашу страну на протяжении веков художники и скульпторы и покажет, как в их творчестве отражались исторические события и различные этапы развития искусства.

Константин Коровин Крымский пейзаж. 1912

Выставка известно русского импрессиониста "Коровин. Симфония цвета" пройдет в Российской государственной художественной галерее в Севастополе. В 1900 году его работы украсили Парижский салон. Во французской столице он увлекся импрессионизмом и создал собственный стиль, который стали называть "коровинским" импрессионизмом. Художник всегда вел активную творческую жизнь: проводил выставки, сотрудничал с театрами, а в годы Первой мировой войны, находясь в Крыму, даже разрабатывал маскировку для штаба русской армии.

Российские музеи хранят богатые и разнообразные коллекции западноевропейского искусства. Легендарный Пушкинский музей создавался Иваном Цветаевым как музей слепков, но довольно быстро стал одним из крупнейших художественных музеев в России, который "специализируется" прежде всего на западноевропейском искусстве.

В конце 2023 – начале 2024 года здесь с грандиозным успехом прошла выставка "Испанская коллекция. Из собраний российских музеев". В январе 2024 здесь открылась экспозиция "Руанские соборы". Исследование картина Клода Моне из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина" – она знакомит с итогами масштабного научного исследования полотен Моне из этой знаменитой серии.

Экспонат выставки Цеты, плоды и музыкальные инструменты
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"

В течение года музей продолжит показывать значительные выставки – на очереди итальянская и фламандская живопись. Выставка "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко" представит публике натюрморты, которые, как говорят в музее, не слишком хорошо известны широкой публике.

В нашем представлении натюрморты – это, прежде всего, Голландия. Тем не менее сегодня первое место специалисты отдают именно итальянским натюрмортам, которые во многом определили "правила" этого жанра. В России хранятся произведения высокого художественного уровня, но порой они неизвестны даже специалистам. "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко" станет первой выставкой итальянского натюрморта в нашей стране. Будет представлено более 60 произведений из крупнейших российских музеев.

© Фото : предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С.ПушкинаЭкспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
Экспонат выставки Цеты, плоды и музыкальные инструменты
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
© Фото : предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С.ПушкинаЭкспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
Экспонат выставки Цеты, плоды и музыкальные инструменты
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
© Фото : предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С.ПушкинаЭкспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
Экспонат выставки Цеты, плоды и музыкальные инструменты
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
1.
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
2.
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
3.
Экспонат выставки "Цеты, плоды и музыкальные инструменты"
Тему натюрмортов продолжит еще один проект музея – "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века: картины и рисунки из музеев и частных собраний России". Эти полотна можно сравнить со своеобразной интеллектуальной игрой: все предметы на картинах обычно несут скрытый смысл и человек посвященный может их расшифровывать.
В центре выставочного проекта будут работы выдающегося фламандского мастера Франса Снейдерса. Их дополнят картины и рисунки его предшественников, современников и последователей. Кураторы уверены: впервые собрать вместе все работы Снейдерса, хранящиеся в России, очень важно. Обещают, что на выставке будет около 80 экспонатов.
В 2024 году в Пушкинском музее расскажут и о выдающемся коллекционере Сергее Ивановиче Щукине. Сегодня он знаменит как собиратель нового зарубежного искусства начала ХХ века. Обладатель уникального художественного чутья и дара предвидения, он собирал не только живопись, но и произведения старых мастеров, а также артефакты культуры Древнего Египта, цивилизаций Китая и Японии. В его собрании находилось место и древним русским иконам, и фарфору.
Сотрудники Пушкинского провели масштабное исследование документов и смогли достоверно реконструировать собрание Щукина во всей его полноте. Результат этой огромной работы можно будет увидеть на выставке "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство". Выставка будет построена как путешествие по цивилизациям разных стран: Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий.
Франс Снейдерс
Франс Снейдерс
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала