Важнейшим инструментом, связывающим элементы и процедуры строительства в единую цифровую вертикаль, является технология информационного моделирования (ТИМ, международное обозначение — BIM). Информационная модель представляет собой всю совокупность данных об объекте капитального строительства в электронном виде и наполняется на всех этапах его жизненного цикла: это и проектирование, и строительство, и эксплуатация.
ТИМ применялись при строительстве таких знаковых объектов, как новая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге, небоскреб "Лахта Центр". Стройкомплекс Москвы также активно применяет ТИМ — новые проекты идут с применением технологий информационного моделирования. Знаковый объект столицы — кластер "Ломоносов" (флагман инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы") — также построен с применением комплекса цифровых решений.
Знаковые образовательные объекты возводятся сейчас во всех уголках нашей страны. Например, идет системная работа по цифровизации студенческих кампусов мирового уровня. Современные пространства откроют новые возможности для учебы и научных открытий, станут точками притяжения для молодежи и бизнеса. Сейчас "умные" объекты становятся эффективными еще до момента появления в их стенах первых студентов. Отечественные цифровые решения являются важным элементом при строительстве и эксплуатации подобных масштабных объектов.
Программа по созданию сети университетских кампусов направлена на привлечение талантливой молодежи в науку, а также повышение вовлеченности профессионального сообщества в решение важных вопросов научной сферы. Минстрой России оказывает поддержку Минобрнауки России в этой работе.
Вместе с этим ТИМ применяется при строительстве повседневных объектов, таких как многоэтажное жилье, школы, детские сады, больницы.
С помощью современных комплексных решений с применением ТИМ можно ускорить и повысить прозрачность в проектировании, экспертизе, обеспечить контроль этапов строительства, а также оптимизировать вопросы бюджетирования или закупки строительных материалов и конструкций, отмечает заместитель генерального директора Renga Software, советник министра цифрового развития по BIM-технологиям Максим Нечипоренко.
Пользу от цифровых инструментов получают разные участники инвестиционно-строительной деятельности. К примеру, основные пользователи на этапе проектирования: проектировщик, архитектор, конструктор, инженеры по отоплению, вентиляции, по системам водоснабжения и водоотведения, электрики и так далее — все вместе они создают цифровую информационную модель здания. Но самый главный выгодоприобретатель, несомненно, заказчик строительства.
Заместитель генерального директора Renga Software, советник министра цифрового развития по BIM-технологиям Максим Нечипоренко:
"Если мы сформируем некую среду общих данных между проектировщиками, заказчиками, закупщиками и строителями, то взаимодействие между всеми этими участниками станет проще, понятнее, прозрачнее и быстрее. В том числе классическую документацию мы можем полностью вести в информационной модели в виде электронных подлинников. Через среду общих данных электронные подлинники чертежей будут курсировать, и не придется никакую бумагу возить ни на стройку, ни на экспертизу.
Проектировщик начинает работать быстрее за счет того, что меньше времени тратит на исправление ошибок. Соответственно, заказчик оперативнее получает более достоверные технические решения, более скоординированные, вследствие чего у него меньше непредсказуемых потерь на стройке. Эффективность довольно серьезная: даже если один процент сэкономим заказчику на его затратах на строительно-монтажные работы, это колоссальнейшие деньги".
Пользователями технологии, по словам Нечипоренко, также являются государственная и негосударственная экспертизы, потому что проект им сдается в форме информационной модели.
В рамках формирования единого цифрового пространства строительной отрасли Главгосэкспертиза запустила несколько цифровых сервисов для повышения скорости проектирования, строительства и эффективного управления жизненным циклом объектов.
В настоящий момент уже работают Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ГИС ЕГРЗ) и Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ). В ГИС ЕГРЗ содержатся сведения о заключениях экспертизы проектной документации по объектам и результатах инженерных изысканий. Главная же цель ЕЦПЭ — дать возможность одновременного обмена данными между всеми участниками инвестиционно-строительного процесса в единой цифровой среде.
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов:
"Эти сервисы ориентированы, прежде всего, на работу с данными по объектам капитального строительства, так как их объемы значительно выросли по мере внедрения в строительную сферу информационных систем и технологий информационного моделирования. Главными пользователями этих сервисов являются: экспертные организации, проектировщики, застройщики и технические заказчики, федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, а также контрольно-надзорные ведомства, вовлеченные в инвестиционно-строительные процессы на всех этапах реализации проектов.
Кроме того, Единая цифровая платформа экспертизы дает возможность привлекать внешних экспертов, что позволяет корректировать и улучшать проектные решения максимально оперативно и с минимальными издержками. Это также ведет к общему сокращению времени и затрат труда на подготовку проекта капитального строительства и ускоряет его выход на стройку".
Еще один сервис "Витрина проектов" позволяет пользователям получить быстрый и удобный доступ к информации по проектам, для которых возможна повторная реализация. Обращение к ним позволяет сэкономить деньги, ускорить разработку проектной документации и начать строительство раньше.
Сервис содержит большие объемы данных по объектам социального назначения — детским садам, школам, медицинским учреждениям и стадионам. В настоящий момент он предоставляет доступ примерно к 40 тысячам строительных объектов.
С помощью сервиса можно также подобрать объект-аналог с учетом требуемого функционального назначения, климатических показателей и других параметров.
В рамках дальнейшей цифровизации строительства в планах Главгосэкспертизы продолжить перевод разделов проектной документации по объектам в машиночитаемый вид. Это позволит автоматизировать формирование и обработку всех данных и запустить новые сервисы для участников отрасли, а также доработать уже имеющиеся информационные системы для автоматической обработки данных по объектам.
Переход к работе с данными в рамках информационных моделей объектов позволит участникам строительной отрасли получать сведения в удобном для восприятия пользователей формате, не обрабатывая их вручную, подчеркивает начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
По его словам, это поможет местным органам власти и застройщикам принимать решения в части оценки объектов-аналогов, стоимости планируемого строительства, а также инвестиционной привлекательности объекта и выбора технологий его создания.
На этапе продаж объекта недвижимости цифровые технологии помогают наладить контакт и упростить процесс взаимодействия застройщика с клиентами. В частности, облегчить такой уязвимый и тонкий процесс, как передача квартиры, паркинга или кладовой покупателю жилья и подписание с ним акта-приема передачи. На рынке недвижимости этот этап называется передачей ключей.
Дело в том, что он происходит после длительного ожидания окончания строительства, которое занимает один-два года. Впечатление собственника от сделки к этому времени уже стало не таким ярким, и у застройщика есть второй шанс его произвести. Тут важно сработать максимально слаженно и показать качественный клиентский сервис, обращает внимание директор по развитию "Сделка.рф" (дочерняя структура компании "Брусника") Ольга Сидоренко. На этот вызов, в частности, отвечают "Ключи" — продукт, разработанный "Сделка.рф" в рамках работы ИЦК ЖКХ при поддержке Минстроя России.
Директор по развитию "Сделка.рф" (дочерняя структура компании "Брусника") Ольга Сидоренко:
"Сегодня у 60% застройщиков процесс передачи не автоматизирован и проходит офлайн. Сначала собственников уведомляют о том, что дом сдан, потом обзванивают и записывают на дату и время, когда будет проходить подписание актов приема-передачи и выдача ключей, и далее заселяют. С внедрением "Ключей" бизнес-процесс застройщика полностью меняется.
Сервис поможет застройщикам автоматизировать запись на передачу ключей, исключить лишние процессы из продаж, разделить потоки клиентов и, самое главное, сработать на повторные продажи. Ведь довольные клиенты обычно приходят еще раз или приводят друзей и родственников. От того, насколько гладко прошла передача квартиры, зависят настроение собственника и общее впечатление от сделки с застройщиком. В будущем мы планируем развивать продукт до уровня полностью автоматизированной передачи объектов недвижимости, включая актирование".
На стороне покупателя это выглядит так: клиент получает СМС от застройщика с анонсом заселения и возможностью записи по ссылке, далее переходит к нам на сайт или в случае кейса с "Брусникой" в приложение управляющей компании и записывается на удобное время и день в соответствии со свободными слотами, как при онлайн-записи в салон красоты или клинику. Процесс максимально упрощен и понятен как для застройщиков, так и для покупателей.
Информационная модель здания, созданная с помощью ТИМ, может помогать при дальнейшей его эксплуатации. Имея модель на руках, вы хорошо себе представляете, где проходят коммуникации, где расположено то или иное инженерное оборудование. Все это важно для отслеживания состояния систем здания, соблюдения всех регламентов обслуживания и оперативного реагирования на запросы от жителей.
Понять, как технологии информационного моделирования работают на этапе жизнедеятельности дома, можно на примере проекта Explo-IT. Основное его предназначение — обеспечить безопасное пребывание людей в здании, а также на всех прилегающих к нему территориях, указывает замгендиректора "Гаскар Групп" (входит в ГК "Аметист Групп") Александр Гелик.
Система включает в себя несколько ключевых сервисов: диспетчеризацию и мониторинг инженерных систем здания, управление эксплуатацией имущественного комплекса, а в итоге и формирование цифрового двойника здания с применением технологии информационного моделирования. По сути, это полноценная база данных по объекту с учетом всей технической информации по инженерным системам, конструктивным элементам и вообще по всем объектам эксплуатации.
Проект ориентирован на основных пользователей технической информации, а именно на службу эксплуатации — будь то управляющая компания или собственный инженерный персонал. Используя систему, управляющая компания получает актуальную информацию по техническому состоянию здания и может контролировать соблюдение всех регламентов обслуживания, объясняет эксперт.
Использование Explo-IT также позволяет перейти на модель обеспечения энергоэффективности объекта. Ведь проект не только позволяет снизить риски возникновения аварий на инженерных системах, но и эффективно управлять электроэнергией, отоплением, кондиционированием и светом в здании.
Замгендиректора "Гаскар Групп" Александр Гелик:
"А вот для жителей, резидентов, арендаторов и сотрудников, работающих на объекте, предназначен портал для регистрации заявок и фиксации всевозможных инцидентов: как аварий, так и просто замечаний, влияющих на их комфорт.
Своевременное взаимодействие между управляющей компанией и жителями дома — ключевой фактор хороших отношений между ними. Система Explo-IT позволяет мгновенно передавать заявки жителей в управляющую компанию, а в последствии и к техническому персоналу, который сможет оперативно устранить неполадки. В результате все остаются довольны".
При использовании системы не понадобится устанавливать дополнительное программное обеспечение, потому как доступ в цифровому двойнику или порталу осуществляется через классический браузер на компьютере или мобильном устройстве, а для инженерного персонала создано специализированное мобильное приложение и телеграм-бот.
Многие горожане уже вовсю пользуются дарами "цифрового города" с помощью Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). А с недавнего времени для собственников жилья во всех регионах РФ запущен сервис "Госуслуги.Дом" — многофункциональное приложение, позволяющее владельцам квартир в многоквартирных домах решать весь спектр вопросов, связанных с ЖКХ.
"Госуслуги.Дом" — это мобильное приложение. Для использования сервиса достаточно смартфона и подтвержденной записи "Госуслуг" — авторизация в мобильном приложении совершается с ее помощью. Собственность подтягивается из Росреестра. Сразу после авторизации пользователь видит свою собственность в приложении и может передавать показания, оплачивать счета, отправлять заявки. Те, кому неудобно пользоваться смартфоном, могут получить тот же функционал на сайте ГИС ЖКХ с компьютера, объясняет принцип действия сервиса заместитель генерального директора по развитию и цифровой трансформации АО "Оператор информационной системы" Александр Горбачев.
Жители могут в режиме одного окна передавать показания по всем счетчикам, получать и оплачивать все квитанции разных поставщиков услуг по своим квартирам, подавать заявки поставщикам услуг, чтобы оперативно решить проблему в доме или задать вопросы по счетам. В приложении также можно голосовать в общедомовых собраниях собственников, не заполняя бумажные бюллетени.
Кроме того, можно быстро ознакомиться с отчетами управляющих организаций и проверить, куда были потрачены средства управляющей компании за прошлый год, какие работы и по какой стоимости были проведены, чтобы в дальнейшем принимать решения, как повысить комфорт проживания в доме и сколько это будет стоить.
Если дом включен в программу капремонта, можно ознакомиться со сроками и запланированными работами, чтобы в случае необходимости обсудить с соседями возможность повлиять на капремонт в своем доме.
В информационных сообщениях можно почитать заметки о том, как устроена сфера ЖКХ, чтобы повысить свою грамотность и лучше знать свои права, а также ознакомиться с новостями управляющих организаций — если в доме запланированы работы или возникла аварийная ситуация, не нужно искать объявление в подъезде, можно увидеть его в приложении.
По словам Горбачева, сервис продолжает развиваться, поэтому некоторые недавно добавленные функции сейчас работают в пилотном режиме. В дальнейшем будут постепенно внедряться новые возможности, чтобы пользоваться приложением могли и владельцы индивидуальных жилых домов, и жильцы, которые проживают в квартире и принимают большинство решений в домохозяйстве, но не являются собственниками, например родственники собственников или квартиросъемщики.
Заместитель генерального директора по развитию и цифровой трансформации АО "Оператор информационной системы" Александр Горбачев:
"Мы также возлагаем большие надежды на запуск социальных сервисов и коллективных механик — перед нами стоит задача сформировать коллектив ответственных и сознательных собственников (активного сообщества дома), которые своей активностью объединяют весь дом и сообща меняют жизнь к лучшему. Сейчас в пилотном режиме в восьми регионах запущены официальные домовые чаты на платформе VK Messenger, где соседи могут познакомиться, обсудить проблемы дома и вместе выработать пути их решения, чтобы впоследствии делегировать их воплощение управляющей организации.
Сервис помогает сократить дистанцию от пользователя жилищно-коммунальных услуг до их поставщиков. Собственники квартир получают возможность обмениваться информацией с управляющими организациями. А управляющие организации принимают заявки от жителей в момент возникновения проблемы и имеют возможность оперативно узнавать о проблемах дома и решать их непосредственно с собственником".
Кроме того, благодаря просветительской функции приложения пользователи повышают свой уровень грамотности в сфере ЖКХ, понимают, как формируется ценообразование, за что они платят управляющей организации и на что могут влиять. Управляющей организации проще обосновать свои решения: повышение стоимости, отказ в проведении работ, не входящих в обязанности, предложение коммерческих услуг подрядчиков — и не вызвать негатив. А объединение соседей в коллектив, легко принимающий совместные решения, облегчает взаимодействие управляющих организаций с собственниками для реализации нововведений, влияющих на комфорт жизни в доме.
Проект "Умный город", реализуемый Минстроем России, направлен на повышение качества жизни людей и в том числе на улучшение экологии городской среды. Важную роль в последнем играет электротранспорт, увеличение доли которого улучшает экологическую ситуацию благодаря снижению уровня шума и концентрации вредных веществ в атмосфере. Бонусом также является уменьшение расходов на энергоносители.
Развитие электротранспорта и инфраструктуры для него касается и общественного пассажирского, и водного, и наземного транспорта, и повышения доли личного, указывает советник президента Sitronics Group Армен Сафарян. Sitronics Group как раз развивает экосистему решений для цифровизации городской среды: от создания инфраструктуры и разработки программных решений до цифровых двойников для управления городом и регионом.
Советник президента Sitronics Group Армен Сафарян:
"Сегодня развитие инфраструктуры для электротранспорта является одним из показателей оценки развития городов в рамках обновленного стандарта "Умный город". Компания под брендом Sitronics Electro развивает сеть зарядных станций для электромобилей и строит инфраструктуру для электробусных парков. Сегодня станции уже работают в 23 регионах страны.
Компания также развивает и собственный софт. Это платформа управления зарядными станциями и мобильное приложение для водителей. Другие владельцы станций также уже подключаются к софту Sitronics Electro для управления ими и монетизации".
Кроме того, Sitronics KT, входящая в Sitronics Group, создала для российских регионов программу расчета показателя цифровой зрелости территории IQCITY. Она автоматизирует измерение уровня цифровизации городского хозяйства на основе оценки базовых показателей стандарта "Умного города".
Для определения эффективности цифровизации городского хозяйства, которую внедряют города — участники проекта, согласно паспорту проекта "Умный город", разработана методика оценки хода и индекса цифровой трансформации городского хозяйства в Российской Федерации "IQ городов". Один из ключевых целевых показателей проекта — обеспечение роста среднего значения индекса IQ городов на 30% к 2024 году. За пять лет реализации проекта этот показатель вырос почти на 40% и в среднем по стране составил 55 баллов из 120 возможных.
Платформа IQCITY представляет собой вспомогательный инструмент, который дает возможность оценить показатели, которые влияют на комфорт и уровень жизни в городе, такие как доля вовлеченных в решение вопросов городской среды граждан, наличие систем оплаты и оказания услуг в электронном виде, автоматизация учета потребления коммунальных ресурсов и так далее.
Она также дает возможность более быстрого поиска точек роста для цифровизации городов, помогает в определении приоритетных направлений для обращения за господдержкой.
Ряд разработок Sitronics предназначен для сбора, обработки и анализа данных, улучшения эффективности принятия решений на различных уровнях. На основе одной из них создана Цифровая платформа управления территорией (ЦПУТ). Это комплексная интегрированная система для информационно-аналитической поддержки органов управления на территории.
А, к примеру, Единая информационная система, внедренная для администрации Гатчинского района Ленинградской области, позволит руководителям видеть в личном онлайн-кабинете аналитику по обращениям граждан и отчетную информацию. С помощью этого инструмента можно контролировать состояние дорожной инфраструктуры. Помимо программных продуктов, администрации района поставят оборудование для сбора и передачи видеоаналитики, предназначенное для установки на городскую технику. Это даст возможность контролировать состояние дорожных знаков, уличного освещения, состояние асфальта, дорожной разметки и качество уборки снега.
Продукты IQCITY и ЦПУТ крайне просты в пользовании, так как их программное обеспечение размещается в облаке и доступно через интернет. У пользователей нет необходимости скачивать и устанавливать приложение к себе на компьютер, ноутбук или смартфон. Они просто оформляют ежемесячную или ежегодную подписку с фиксированной оплатой — ПО размещается на удаленном сервере поставщика услуги и работает в онлайн-режиме.
Ремонт дорог, уборка мусора, строительство больниц и детских садов — все эти насущные проблемы волнуют всех горожан, поэтому для их оперативного и эффективного решения и предотвращения в будущем необходим инструмент прямой коммуникации жителей с органами власти.
Именно для этого была создана единая федеральная платформа za.gorodsreda.ru. Благодаря ей была решена одна из ключевых задач — создание простых и доступных условий для участия жителей в вопросах формирования комфортной городской среды. Каждый может отдать свой голос за понравившийся объект или дизайн-проект.
Всероссийское онлайн-голосование за объекты благоустройства традиционно проходит в весенние месяцы. В 2023 году голосование проходило в третий раз и объединило порядка 14,2 миллиона людей. Каждому важно выбрать именно тот объект, который преобразит родной город и будет радовать каждый день. Процесс для всех максимально прост. Проголосовать можно на странице za.gorodsreda.ru с использованием платформы обратной связи "Госуслуги. Решаем вместе", на виджетах общественного голосования "Госуслуги. Решаем вместе" на сайте вашего муниципалитета, а также через приложение волонтеров, которые всегда сопровождают голосование.
За время проведения онлайн-голосования платформа зарекомендовала себя как эффективный инструмент участия граждан в вопросах благоустройства.
Постоянный контакт с жителями – это неоспоримое преимущество "Умного города". Именно эту миссию поддерживают центры управления регионами (ЦУР), представляющие собой компактный координационный центр, который помогает узнавать и решать повседневные вопросы жителей региона.
ЦУР были созданы во всех субъектах страны по поручению президента России Владимира Путина к 1 декабря 2020 года. Центры управления также появились и в 530 муниципальных образованиях. За первые два года ЦУР обработали 17 миллионов обращений граждан из всех источников, участвовали в разработке более тысячи управленческих решений и создании 123 тысяч пабликов органов власти в соцсетях. В два с половиной раза сократилось время отработки обращений.
Все ЦУР при поддержке АНО "Диалог" занимаются мониторингом, обработкой и анализом обращений и сообщений жителей, обеспечивают межведомственное взаимодействие органов власти для максимального сокращения времени получения ответа и решения проблемного вопроса гражданина.
Все обращения поступают в систему "Инцидент менеджмент". Эта система анализирует ключевые слова в основных социальных сетях и отправляет результаты модератору. Тот подключает к решению представителя власти. Далее – принятие решений на разных уровнях и ответ на вопрос, что делать, чтобы проблема больше не возникала.
К системе мониторинга подключено около 6,5 тысячи пабликов федеральных и региональных органов власти, подведомственных организаций. Ведется работа и по подключению к обратной связи коммерческих компаний, оказывающих услуги населению. Уже подключено 327 ресурсоснабжающих и управляющих организаций.
Показательным примером работы такого центра является ЦУР Башкортостана, информсистема которого позволяет мониторить республиканские инвестпроекты, системно анализировать ситуацию в разных отраслях экономики и видеть динамику финансовых показателей. По каждому направлению созданы дашборды (интерактивная аналитическая панель, графический интерфейс), интегрированные в автоматизированную платформу.
Начальник Центра управления Республики Башкортостан Елена Прочаковская:
"Центр управления регионом Башкортостана состоит из трех основных частей.
Блок социальных коммуникаций – "Инцидент менеджмент". Его развернули два года назад. Программа мониторит обращения в соцсетях и помогает координировать проблемы. С конца 2018 года, за время работы системы "Инцидент менеджмент", ЦУР Башкортостана решил более 800 тысяч проблем жителей республики. Задача блока — работать с обращениями жителей, находить и устранять проблемные точки.
Информационный блок — через СМИ и соцсети он оповещает жителей об уже решенных проблемах и позволяет принимать предложения, как решить оставшиеся вопросы.
Блок экономической аналитики — это отдел прогнозов развития Башкортостана с учетом аналитики, в том числе полученных и с информационных систем ЦУРа. Например, где целесообразнее построить школу и дорогу. Или, к примеру, инвестор планирует построить придорожное кафе и автозаправку, ищет подходящее место. В общей базе данных он увидит свободные участки, трафик потенциальных клиентов, какие меры поддержки есть, когда рядом будут ремонтировать дорогу, есть ли мусорный полигон и не планируется ли застройка территории. Ранее, чтобы получить эту информацию, нужно было запрашивать информацию у многих ведомств, что растягивалось по времени. В структуру этого блока входит в том числе блок социальных коммуникаций, отвечающий за обратную связь с жителями региона".
Блок социальных коммуникаций – "Инцидент менеджмент". Его развернули два года назад. Программа мониторит обращения в соцсетях и помогает координировать проблемы. С конца 2018 года, за время работы системы "Инцидент менеджмент", ЦУР Башкортостана решил более 800 тысяч проблем жителей республики. Задача блока — работать с обращениями жителей, находить и устранять проблемные точки.
Информационный блок — через СМИ и соцсети он оповещает жителей об уже решенных проблемах и позволяет принимать предложения, как решить оставшиеся вопросы.
Блок экономической аналитики — это отдел прогнозов развития Башкортостана с учетом аналитики, в том числе полученных и с информационных систем ЦУРа. Например, где целесообразнее построить школу и дорогу. Или, к примеру, инвестор планирует построить придорожное кафе и автозаправку, ищет подходящее место. В общей базе данных он увидит свободные участки, трафик потенциальных клиентов, какие меры поддержки есть, когда рядом будут ремонтировать дорогу, есть ли мусорный полигон и не планируется ли застройка территории. Ранее, чтобы получить эту информацию, нужно было запрашивать информацию у многих ведомств, что растягивалось по времени. В структуру этого блока входит в том числе блок социальных коммуникаций, отвечающий за обратную связь с жителями региона".
Сам центр управления Республики Башкортостан расположен в трехэтажном здании с тремя автономными входами общей площадью более 6 тысяч квадратных метров.
Его отличительной особенностью с технической точки зрения является самый большой в Приволжском федеральном округе и сравнимый по своим масштабам с Москвой мультимедийный интерактивный центр обработки обращений жителей и управления кризисными ситуациями.
Сотрудники работают в опенспейсе, который рассчитан на 100 рабочих мест. 14 человек – сотрудники управления главы Республики Башкортостан по социальным коммуникациям, 35 человек — сотрудники АНО "Диалог-Регионы". 35 мест отведено для прикомандированных сотрудников федеральных и региональных министерств и ведомств, включая 3 рабочих места для региональных операторов по вывозу мусора. 10 мест — для сотрудников блока экономической аналитики, 6 мест — гостевые места.
Колл-центр работает ежедневно с 8:00 до 20:00. В остальное время сообщение можно оставить через робота. В нем работает две смены операторов по 15 человек. Житель региона может обратиться по любому вопросу, начиная от записи к врачу, заканчивая любыми бытовыми проблемами.
Колл-центр работает ежедневно с 8:00 до 20:00. В остальное время сообщение можно оставить через робота. В нем работает две смены операторов по 15 человек. Житель региона может обратиться по любому вопросу, начиная от записи к врачу, заканчивая любыми бытовыми проблемами.
Таким образом, цифровые технологии формируют "умный город", где задачи решаются буквально в один клик без лишней бумажной волокиты, качество и комфорт жизни в городах повышаются, а также создаются новые возможности для ведения бизнеса и оптимизации ряда процессов в целях роста эффективности управления.
11:00 27.11.2023
(обновлено: 16:18 06.03.2024)