Вкусное дело
"Все, чем мы занимаемся, связано с нематериальным наследием – это то, на что нельзя нанести инвентарный номер и положить в музейные фонды. Наша главная задача заключается в том, чтобы вернуть утраченные исторические технологии коломенских производств. Мы не кондитеры в обычном понимании, а музейные исследователи и реконструкторы, мы производим только то, что имеет историческую ценность, по архивным рецептурам, найденным в архивах в Российской государственной библиотеке".
Первая партия музейной пастилы – 300 коробочек – была сделана к открытию музея "Коломенской пастилы" в 2009 году. Все было продано за один день. Сейчас каждый месяц для производства коломенской пастилы закупается восемь тонн яблок. Из одного килограмма получается 100 грамм пастилы, то есть ежемесячно производится около 800 килограммов сладости. Половина уходит на дегустацию в музей, а вторая продается как коломенский сувенир во всех объектах музейно-творческого кластера "Коломенский Посад". Сейчас эта сладость – бренд №1 Коломны, лимитированные линейки пастилы выпускаются для Государственной Третьяковской галереи, Музея-заповедника "Кижи", Музея театрального и музыкального искусства, по запросу для подарочного фонда дипкорпуса России.
Занявшись 15 лет назад изучением старинных рецептов коломенской пастилы, Наталья Никитина и команда ее единомышленников одними из первых стали развивать гастротуризм в России, положив в основу идею возрождения исторических вкусов и производств.
Музей "Калачная" открылся в 2014 году и входит в состав музейно-творческого кластера "Коломенский Посад". Первоначально здесь выпекали 120 калачей в день. В 2023 году, спустя 10 лет, поставили рекорд – пять тысяч калачей за день.
"Искусство калачепечения, мастерство пекаря живет на кончиках пальцев, это и есть уникальная технология, что являет собой нематериальное наследие: подольше подержать тесто на леднике, добиться всхожей закваски, легко и быстро формовать калач, – все это пришло не сразу. Но! Когда в сетях стали появляться фотографии с подписью: "В Коломне организовали очередь за хлебом", – мы поняли, что калач случился, вернулся и теперь никогда не уйдет из наших рук".
"К вечеру к "Калачной" стекаются местные посадские жители: после 19 часов музей весь оставшийся хлеб распродает в полцены, дабы ничего не оставалось на следующий день. Мы очень довольны, что истории со вкусом вошли в повседневную жизнь города", – говорит Наталья Никитина.
"Эта земля рассматривается нами как музейная. И все, что там спроектировано, что уже посажено, – это все сделано, основываясь на воспоминаниях и цитатах Достоевского. Мы понимаем, что эти купленные гектары имеют мемориальное значение и очень важно сохранить эти виды и дали для современников такими, какими их видел Фёдор Михайлович. В усадьбе Даровое маленький Федя проводил свое лето, приезжая со своими братьями и сестрами на каникулы. Описание этой природы, названия населенных пунктов легли на страницы его произведений: рассказа "Мужик Марей" и романа "Братья Карамазовы".
Коломенский центр познавательного туризма "Коломенский Посад" объединил все проекты команды Натальи Никитиной. На сегодняшний день это музей истории со вкусом "Коломенская пастила", музей "Калачная", музей-резиденция "Арткоммуналка. Ерофеев и Другие", музей-лаборатория "Шёлковая фабрика", Музей-Навигатор, Дом Сурановых, литературное кафе "Лажечников", кофейня "Мне можно", Центр социальных инноваций в сфере культуры "Библиотека наследия", Колхоз Достоевского, Международный яблочно-книжный фестиваль "Антоновские яблоки" и три небольших крафтовых производства (пастильное, картонажное и калачное). Название кластеру дала историческая территория, на которой расположены объекты и разворачивается основная деятельность центра.
"Первые два года после открытия нашего музея "Коломенская пастила" к нам приезжали только туристы, местные жители не приходили. Был немного отстраненный взгляд на то, что мы делаем. Но постепенно и местные стали приводить своих гостей, гордиться, как мне кажется, этим местом. Каждая новая тема, которую берет в работу "Коломенский Посад", создает свое небольшое производство, открывает новые рабочие места, люди остаются жить и работать на своей земле, появляется чувство привязанности и любви к месту, где проходит их жизнь".