"Я увидела такое впервые в жизни"
Кто пришел на помощь жителям Мариуполя
"Дочь, сестру и зятя похоронили во дворе в одной могиле", — Наталья Пискунова из Мариуполя уже не дрожит, когда вспоминает тот жуткий день. В один миг пятеро детей осиротели, а вскоре из-за пожара лишились крыши над головой. О том, благодаря кому выжила многодетная семья, — в репортаже РИА Новости.
Пуля снайпера
Она работала в пекарне в мариупольском порту, а жила в частном доме неподалеку от завода Ильича — сама Наталья, пятеро внуков, дочь и зять.
Рассказывает: "Поскольку подвала не было, во время обстрелов прятались под кроватями. Печь топили чем придется, вода — из ручья, а порой просто из снега. Я хотела отправить старших внука и внучку в эвакуацию и уже собрала им рюкзаки, но в последний момент передумала. А позже узнала, что тот автобус с беженцами расстреляли, все погибли".
На заборе до сих пор видны следы от осколков
Утром 15 марта 2022-го дочь, сестра и несовершеннолетняя племянница Натальи отправились на ручей за водой. Обстрел. Обе женщины погибли на месте, закрыв собой ребенка. А на следующий день выстрелом в голову снайпер убил зятя — около завода, куда он пришел искать продукты.
Пятеро детей — старшему 14, младшим двойняшкам — по два года — остались круглыми сиротами. Близнецы плохо помнят родителей и теперь считают Наталью своей мамой.
Стена недоверия
Во время боев ветхий дом уцелел, но спустя полгода сгорел из-за неисправной проводки. Ночью. Спаслись благодаря старшему внуку — тот не спал, сидел в телефоне. Выскочили на улицу в одних пижамах. Больше у них ничего осталось.
Уже спустя сутки на пороге появились донецкие волонтеры и предложили помощь в переезде в любую точку России. Заверили, что обеспечат жильем, а также устроят сирот в детские сады и школы.
Одному из детей достался игрушечный компьютер
"Скажу честно, к этому предложению, да и к самим волонтерам, я отнеслась с большим недоверием, — признается Наталья. — Впервые в жизни мне предложили что-то бесплатно, не попросив ничего взамен".
Добровольные помощники вскоре привезли продукты, теплую одежду, игрушки. И почти каждый день — еще что-нибудь. Присылали со всей страны: из Москвы, Сочи, Краснодара, других городов.
Елена рассказывает, как начала помогать многодетной семье
"О том, что у Пискуновых случилась беда, я узнала от их соседей, — говорит руководитель благотворительного фонда "Донбасс" Елена Вилигурина. — Еще во время боевых действий мы каждую неделю доставляли в этот район продукты и познакомились там со многими".
Она решила взять семью под свою опеку. С ними уже почти год. Сейчас с улыбкой вспоминает то недоверие, с которым столкнулась в первые дни.
"Наташа действительно просто не могла поверить, что люди готовы помогать абсолютно бескорыстно, — объясняет Елена. — Но мы доказали обратное. И теперь как родные".
Новый дом построили за пять месяцев
Переезжать в другой город Наталья наотрез отказалась — привыкла к Мариуполю. После окончания боев вернулась в пекарню. Поэтому Елена предложила построить новый дом на месте прежнего. Причем в разы больше — 140 квадратных метров. Рабочие нашлись в считаные дни.
"Я из Гомеля, сюда приехал год назад, когда здесь развернулось активное строительство, — говорит бригадир Сергей. – Познакомился с Еленой, а потом и с пострадавшей семьей. Мы тут практический каждый день уже пять месяцев. Нам помогают Наташа и ее старший внук. Закончить хотим в декабре, чтобы получился новогодний подарок".
Рабочие приступили к внутренней отделке, Елена с Натальей выбирают мебель. Близняшки же (им уже по четыре) заняты очень важным вопросом — в какую комнату поставить новогоднюю елку.
Наталья показывает, где будет находиться кухня
Мариупольский кошмар
Наталья — одна из сотен, если не тысяч жителей Донбасса, кому за полтора года помогла Вилигурина. В благотворительность она попала случайно.
"Я родилась и выросла в Донецке, но в 2014-м вместе с родителями переехала в Гонконг, где пять лет проработала в крупной международной логистической компании, — рассказывает Елена. — Затем перебралась в Москву, а мама вернулась на родину".
Местные жители везут вещи на одной из улиц в Мариуполе.
Но у матери случился инсульт, и Елена тоже вернулась в Донецк. Вскоре от рака умерла бабушка, а мать разбил второй инсульт. И — СВО. Эвакуировать нельзя — нетранспортабельная.
"Уехавшие знакомые просили помочь оставшимся в городе родным: едой, лекарствами, — вспоминает Елена. — Так и началось мое волонтерство".
Ребенок в машине на выезде из Мариуполя
В соседней школе разместили несколько сотен беженцев из Мариуполя, нужны были одежда, матрасы, продукты. На первых порах Вилигурина тратила собственные средства — и в Гонконге, и Москве неплохо зарабатывала.
"Съездила на оптовую базу и приобрела все необходимое, — говорит волонтер. — В школе беженцы и сообщили, что в Мариуполе тысячи людей чуть ли не воду из батарей пьют. Я в это, если честно, не поверила, но решила посмотреть и с донецкими военными сама отправилась в город. Помню, купила сто буханок хлеба и сто пакетов молока — все, что влезло в салон автомобиля".
Увиденное повергло ее в шок: раненые, голодные и грязные от копоти люди, как дети, радовались бутылке воды и буханке хлеба.
Женщина в пункте временного размещения эвакуированных из Мариуполя в селе Безыменное Новоазовского района. По данным штаба территориальной обороны ДНР, всего с 5 марта в Безыменное эвакуированы 15 755 человек.
Елена поняла, что продукты в город надо доставлять не легковыми автомобилями, а фурами. Однако для этого требовались совершенно другие денежные суммы. Только один рейс туда и обратно стоил порядка миллиона рублей.
"Я обратилась к друзьям-предпринимателям, благо их у меня достаточно, — рассказывает Елена. — Многие откликнулись. Ездила в город каждую неделю. Туда — еда, лекарства, одежда. Оттуда забирали беженцев".
Триста бизнесменов
Московский бизнесмен Иван Утенков, одним из первых откликнувшийся на призыв о помощи, предложил создать фонд. Он стал основателем, Елена — руководителем. Иван занимается тем, что привлекает к сотрудничеству других предпринимателей, Елена ищет нуждающихся и распределяет гуманитарную помощь.
Сейчас организацию поддерживают порядка 300 бизнесменов: перечисляют деньги, предоставляют товары, которые производят. Так, один владелец компании по установке пластиковых окон бесплатно заменяет выбитые стекла жителям Донецка.
Рабочие во время работ по восстановлению жилого дома на одной из улиц в Мариуполе.
Двое москвичей, которым принадлежит сеть стоматологии, открыли в Мариуполе детский кабинет с самым современным оборудованием. Лечат, разумеется, безвозмездно. Работают местные специалисты, зарплата у них выше рыночной. И таких примеров, по словам Елены, десятки.
"Мы стараемся помогать и военным, — добавляет волонтер. — Закупаем коптеры, антидроновые ружья и РЭБ-рюкзаки, создающие своеобразный защитный купол над нашими парнями".
Кстати, и личная жизнь Елены изменилась. В Мариуполе она познакомилась с военным разведчиком. Поженились, несколько месяцев назад у них родилась дочка.
Приморский парк в Мариуполе
08:00 30.10.2023
(обновлено: 08:02 30.10.2023)