

Темные страсти и преступление

Дмитрий Белянушкин, режиссер спектакля
"Эта опера нравится мне тем, что все события в ней очень спрессованы. Здесь буквально на каждой странице что-то происходит. И за счет этого она слушается на одном дыхании, очень современно написана. К тому же "Царская невеста" не очень длинная, так что даже нет никакой внутренней потребности что-то сокращать.



Партитуры русских композиторов XIX века очень плотные, насыщенные, наполнены бурными красками. Это отражается и на мизансценах, и на голосах.
Карамзин, "История Государства Российского":
"Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского…Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия… Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийства… Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты…"
Основная идея постановки – это попытка пофантазировать на тему того, какими мы могли бы быть через 50 лет, это антиутопия будущего.
В качестве художника по костюмам мы пригласили Светлану Тегин, она модельер. И в данном случае я попросил ее сделать такие костюмы, которые и рефлексировали бы на темы прошлого, и были бы современными.

Ариф Дадашев, дирижер
"Для меня эта опера Римского-Корсакова в принципе идеальна – по форме, структуре, количеству действующих лиц, она ничем не перегружена. Композитор не выходил за рамки обычного состава оркестра, не утяжелял оркестровую ткань. Наоборот, он давал ансамблевую свободу голосам. В своей книге "Летопись моей музыкальной жизни" он писал о важности ансамблей в опере, и здесь они как раз есть в избытке. Он даже как бы немного останавливал действие ради того, чтобы дать небольшие лирические отступления в виде прекрасных законченных ансамблей.
В этой партитуре Римский-Корсаков как будто решил вернуться к каким-то истокам. И в итоге она получилась не массивная, очень изящная, во всем сбалансированная.

Впервые "Царская невеста" в театре на Большой Дмитровке была поставлена Константином Сергеевичем Станиславским и его старшим братом Владимиром Сергеевичем Алексеевым в 1926 году. Спектакль был представлен на открытии Оперной студии-театра имени Станиславского в здании бывшей усадьбы графов Салтыковых.

Мария Макеева, исполнительница партии Марфы
"Марфа – одна из самых глубоких и благородных оперных партий. Есть записи с прекрасными певицами прошлого и настоящего, поэтому для меня всегда существовал некий эталон того, какой должна быть Марфа. И хотелось бы этому эталону соответствовать. Римский-Корсаков соткал гениальное полотно, мне кажется, эта опера в его творчестве особенная, и героиня моя тоже особенная.

Из записи репетиций Станиславского "Царской невесты": "Вникните в содержание оперы, вслушайтесь в ее музыку. В ней есть очаровательная, светлая мечта Марфы о счастье, радость любви двух юных существ, которые встретили друг друга. Но есть и другое: жестокий деспотизм и насилие, темные страсти, ведущие к преступлению, отчаяние ревности брошенной, отвергнутой Любаши".
Партия Марфы – это полет голоса. Это русская музыка непомерной красоты, бездонного дыхания и мелодики. Но здесь много профессиональных нюансов, особенная логика партитуры.


Наталья Зимина, исполнительница партии Любаши
"Эту партию, вместе с Кармен, я взяла на первые уроки, когда начала учиться у Галины Павловны Вишневской в ее Оперном центре. Это был ее десятый и последний набор. Мы начали заниматься, но через три месяца ее не стало. С тех пор первая песня Любаши звучит в моей жизни постоянно – не подозревая о том, что когда-нибудь я исполню ее на этой сцене, я ее пела в качестве колыбельной своему сыну.

Моя Любаша живет здесь и сейчас. Хотим мы того или нет, мы все используем свой жизненный опыт, удачи и неудачи.

Дмитрий Зуев, исполнитель партии Грязного
"Мой герой – Грязной – очень неоднозначный человек. Всем героям Римский-Корсаков написал красивые, простые и честные мелодии. А у меня – полутона, бемоли-диезы. Как бы искренне, но с надломом. У Римского-Корсакова все очень точно прописано, и интонация, и ритм. Через нюансы он показывает отношение Грязного к Марфе и другим героям оперы. Мелодика моего героя постоянно приобретает разные краски.

Вместо психоаналитика я посоветую ходить в оперу. Ведь оперные героини в основном – это женщины, которые пытаются понять себя через свое прошлое и свои поступки.
