Рейтинг@Mail.ru
Музыкальный театр на Большой Дмитровке открывает сезон - РИА Новости, 20.09.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пирушка у Грязного
Сцена из спектакля Царская невеста

Темные страсти и преступление

Музыкальный театр на Большой Дмитровке открывает сезон
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко открывает сезон премьерой оперы Римского-Корсакова "Царская невеста". Первые показы пройдут 20, 21 и 22 сентября.
Опера об истории времен Ивана Грозного, написанная в 1899 году – произведение о будущем. Так подходит к трактовке известной партитуры режиссер новой постановки Дмитрий Белянушкин.
"Царская невеста", либретто которой основано на одноименной драме Льва Мея — девятая опера Римского-Корсакова. В основу положен малоизвестный эпизод третьей женитьбы Ивана Грозного. В центре сюжета – Марфа, которую царь выбирает в жены, ее возлюбленный – доверчивый боярин Лыков. Властный и коварный опричник Грязной, который влюбляется в Марфу и его брошенная любовница Любаша. Иван Грозный лишь эпизодически появляется во втором действии, но его присутствие ощущается на протяжении всей оперы – именно он вершит судьбами людей.
В интервью РИА Новости члены постановочной команды и солисты рассказали о работе над спектаклем.
Фантазия на тему будущего
Режиссер Дмитрий Белянушкин

Дмитрий Белянушкин, режиссер спектакля

"Эта опера нравится мне тем, что все события в ней очень спрессованы. Здесь буквально на каждой странице что-то происходит. И за счет этого она слушается на одном дыхании, очень современно написана. К тому же "Царская невеста" не очень длинная, так что даже нет никакой внутренней потребности что-то сокращать.

Когда Римский-Корсаков закончил партитуру, то сподвижники по "Могучей кучке" его не поняли. В тот период, когда опера уже стала музыкальной драмой, композитор обратился к старому по тем временам формату, номерной структуре с законченными ариями и ансамблями. Но в этом тоже, на мой взгляд, есть интересная особенность. У нас все равно каждый номер вытекает из другого, мы исполняем это как единое целое.
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Сцена из спектакля "Царская невеста"
Сцена из спектакля Царская невеста
Сцена из спектакля "Царская невеста"
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Пирушка у Грязного
Пирушка у Грязного
Пирушка у Грязного
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Эскизы костюмов к опере "Царская невеста" Светланы Тегин
Эскизы костюмов к опере Царская невеста Светланы Тегин
Эскизы костюмов к опере "Царская невеста" Светланы Тегин
1.
Сцена из спектакля "Царская невеста"
2.
Пирушка у Грязного
3.
Эскизы костюмов к опере "Царская невеста" Светланы Тегин

Партитуры русских композиторов XIX века очень плотные, насыщенные, наполнены бурными красками. Это отражается и на мизансценах, и на голосах.

Римский-Корсаков тоже любит массивный и красочный оркестр. И мы, может быть, жертвуем какими-то сценическими ракурсами, но выводим артистов на удобные позиции ради акустики и звучания. Я – оперный режиссер, поэтому знаю, что и как можно и нужно делать в оперном театре. Должна быть эффектная картинка, мощное действие и самое главное – музыка.
i

Карамзин, "История Государства Российского":

"Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского…Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия… Не знаем всех обстоятельств: знаем только, кто и как погиб в сию пятую эпоху убийства… Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты…"

Основная идея постановки – это попытка пофантазировать на тему того, какими мы могли бы быть через 50 лет, это антиутопия будущего.

Нам предсказывают разное: кто-то говорит, что мы будем летать на космических кораблях, кто-то – что мы скатимся в каменный век. Мы же попытались найти ход, который был бы органичен для этой музыки. Представьте, что в России возвращается монархический строй, появляются костюмы, которые отдаленно напоминают одежду времен Ивана Грозного, в речь возвращаются какие-то старые слова.
Такой ход здесь наиболее органичен, благодаря этому не возникает диссонанс. Дело в том, что Римский-Корсаков в либретто использовал очень много архаичных слов, которые в его времена уже не употреблялись. Он подчеркивал этот архаизм, и мы продолжили эту идею и придумали свой мир.

В качестве художника по костюмам мы пригласили Светлану Тегин, она модельер. И в данном случае я попросил ее сделать такие костюмы, которые и рефлексировали бы на темы прошлого, и были бы современными.

Художник-сценограф Александр Арефьев придумал замечательные декорации. Это стена, которая напоминает кремли, сохранившиеся крепости. В этой стене живут люди. И складывается очень мощный образ. Эта стена "видела" все, начиная с эпохи Ивана Грозного. Меняются времена, люди, одежда, а стена живет, чувствует все происходящее, дышит этим. Это огромные жернова, движущийся круг времени. Создаются интересные визуальные эффекты – мы видим маленьких людей и стену, которая надвигается.
Идеальная опера
Дирижер Ариф Дадашев

Ариф Дадашев, дирижер

"Для меня эта опера Римского-Корсакова в принципе идеальна – по форме, структуре, количеству действующих лиц, она ничем не перегружена. Композитор не выходил за рамки обычного состава оркестра, не утяжелял оркестровую ткань. Наоборот, он давал ансамблевую свободу голосам. В своей книге "Летопись моей музыкальной жизни" он писал о важности ансамблей в опере, и здесь они как раз есть в избытке. Он даже как бы немного останавливал действие ради того, чтобы дать небольшие лирические отступления в виде прекрасных законченных ансамблей.

В этой партитуре Римский-Корсаков как будто решил вернуться к каким-то истокам. И в итоге она получилась не массивная, очень изящная, во всем сбалансированная.

Это одна из его популярнейших опер, но из-за этого сформировались определенные исполнительские штампы, поэтому у моей команды была своя микрозадача: приблизиться к тем темпам и метрам, которые вписывал сам композитор. Римский-Корсаков был очень скрупулезным человеком, он не уставал писать предисловия к партитурам, указания для дирижеров и замечания для оркестрантов. Он был жесток и знал, чего хотел. Так что мы внимательно изучали автограф оперы и сравнивали его с более поздними редакциями. Радикально это не будет звучать по-новому, но в чем-то мы приблизились именно к авторскому замыслу.
Сцена из Царской невесты в постановке Станиславского

Впервые "Царская невеста" в театре на Большой Дмитровке была поставлена Константином Сергеевичем Станиславским и его старшим братом Владимиром Сергеевичем Алексеевым в 1926 году. Спектакль был представлен на открытии Оперной студии-театра имени Станиславского в здании бывшей усадьбы графов Салтыковых.

Поскольку мы находимся в театре Станиславского и Немировича-Данченко, то я добиваюсь от певцов и оркестрантов музыкальной правды. Сама по себе эта история берет за душу, и мне хотелось бы, чтобы каждый аккорд был сыгран в том состоянии души и настроении, в котором пребывает герой. У Римского-Корсакова очень важна связь между темами, которые переходят от солистов к оркестру и наоборот. У него все это прописано как нить, которая не должна прерываться".
Эталонная партия
Певица Мария Макеева

Мария Макеева, исполнительница партии Марфы

"Марфа – одна из самых глубоких и благородных оперных партий. Есть записи с прекрасными певицами прошлого и настоящего, поэтому для меня всегда существовал некий эталон того, какой должна быть Марфа. И хотелось бы этому эталону соответствовать. Римский-Корсаков соткал гениальное полотно, мне кажется, эта опера в его творчестве особенная, и героиня моя тоже особенная.

Эскиз костюма Сенная девушка к постановке Царской невесты Станиславского

Из записи репетиций Станиславского "Царской невесты": "Вникните в содержание оперы, вслушайтесь в ее музыку. В ней есть очаровательная, светлая мечта Марфы о счастье, радость любви двух юных существ, которые встретили друг друга. Но есть и другое: жестокий деспотизм и насилие, темные страсти, ведущие к преступлению, отчаяние ревности брошенной, отвергнутой Любаши".

В начале она – молодая влюбленная девушка, когда еще все в ее жизни хорошо, есть счастье и любовь. Но надвигающаяся буря присутствует с первых аккордов увертюры, проходит лейтмотивом через все партии.

Партия Марфы – это полет голоса. Это русская музыка непомерной красоты, бездонного дыхания и мелодики. Но здесь много профессиональных нюансов, особенная логика партитуры.

Для меня эта музыка написана так, что если просто закрыть глаза и начать слушать, она сама тебя приводит в состояние психологического накала. Я хочу быть предельно искренней Марфой, настоящей, живой, девичьей, счастливой, несмотря ни на что, и трогательной, проживать эту музыку, петь ее так, чтобы это тронуло зрителя по-настоящему. Нужно не переиграть и не передавить, а просто чувствовать музыку".
Пирушка у Грязного
Пирушка у Грязного
Русская Кармен
Певица Наталья Зимина

Наталья Зимина, исполнительница партии Любаши

"Эту партию, вместе с Кармен, я взяла на первые уроки, когда начала учиться у Галины Павловны Вишневской в ее Оперном центре. Это был ее десятый и последний набор. Мы начали заниматься, но через три месяца ее не стало. С тех пор первая песня Любаши звучит в моей жизни постоянно – не подозревая о том, что когда-нибудь я исполню ее на этой сцене, я ее пела в качестве колыбельной своему сыну.

Любаша – это русская Кармен. В ней собраны все черты женского характера: настоящая любовь, ради которой она идет на преступление, ревность, страстность, истовость, нежность. Все есть в этой партии, это просто мечта любой меццо-сопрано.
Эскизы костюмов Дуняши и Любаши к опере Царская невеста Светланы Тегин
Эскизы костюмов Дуняши и Любаши к опере "Царская невеста" Светланы Тегин
Мне очень нравится, что наш режиссер Дмитрий Белянушкин разрешает каждому певцу пробовать какие-то свои ходы, не заставляет четко выполнять схему, а напротив, просит нас быть самими собой. Мы пробуем, если это нравится ему – мы оставляем.

Моя Любаша живет здесь и сейчас. Хотим мы того или нет, мы все используем свой жизненный опыт, удачи и неудачи.

У меня ощущение, что я и есть Любаша, настолько она мне близка по характеру и легко дается. Вокал неразрывно связан с нашим сердцем, и если ты не будешь петь эту партию сердцем, то она не будет трогать зрителя".
Опера вместо психоанализа
Певец Дмитрий Зуев

Дмитрий Зуев, исполнитель партии Грязного

"Мой герой – Грязной – очень неоднозначный человек. Всем героям Римский-Корсаков написал красивые, простые и честные мелодии. А у меня – полутона, бемоли-диезы. Как бы искренне, но с надломом. У Римского-Корсакова все очень точно прописано, и интонация, и ритм. Через нюансы он показывает отношение Грязного к Марфе и другим героям оперы. Мелодика моего героя постоянно приобретает разные краски.

Я хочу сделать так, чтобы зрители его обожали и понимали, что он мужчина, который попал в сложнейшую жизненную ситуацию. Когда мы любим, мы готовы на глупости. Он – сильный, смелый, властный, целеустремленный и преданный человек. Но ради любви готов перечеркнуть все.
Сцена из спектакля Царская невеста
Сцена из спектакля "Царская невеста"
Римский-Корсаков удивительно современный композитор, в его музыке можно найти живое восприятие мира. Отношения мужчины и женщины – это вечная тема. Но здесь на первый план выходит и психологизм. А мы ведь живем в век психологии – все копаются в себе, в своем прошлом, пытаясь решить проблемы.

Вместо психоаналитика я посоветую ходить в оперу. Ведь оперные героини в основном – это женщины, которые пытаются понять себя через свое прошлое и свои поступки.

В этой партии я иду от собственных ощущений, поэтому у меня нет шаблонов. Мой Грязной – замечательный мужик, который влюбился. Это моя роль, мне одновременно очень хорошо и тяжело. Ведь, выходя на сцену, ты искренне переживаешь со своими героями происходящее. Ты – злодей, понимаешь, что ты натворил. Иначе зритель уйдет со спектакля".
Оформление спектакля Царская невеста / Александр Арефьев
Оформление спектакля "Царская невеста" / Александр Арефьев
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала