08:00 22.08.2023
(обновлено: 08:03 22.08.2023)
"Он был "вне закона". Чего добиваются родные погибшего в зоне СВО водителя
© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкСотрудник военной полиции регулирует движение в очереди на переправу во время эвакуации из Херсона
![Сотрудник военной полиции регулирует движение в очереди на переправу во время эвакуации из Херсона Сотрудник военной полиции регулирует движение в очереди на переправу во время эвакуации из Херсона - РИА Новости, 1920, 22.08.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0a/15/1825597066_0:72:3004:1761_1920x1080_80_0_0_5706106831d98aad81eb9dea17d1d0c5.jpg)
Читать ria.ru в
МОСКВА, 22 авг — РИА Новости, Виктор Званцев. В зоне спецоперации находятся не только военные, но и водители, строители, волонтеры. И если кто-то из них погибает, родственники не всегда получают выплаты. Проблема в юридическом статусе. РИА Новости разбиралось в ситуации.
Первая командировка
В 20-х числах июля в Донбассе пропал дальнобойщик из Стерлитамака Олег Мошаков. Несколькими днями ранее, 15 числа, он поехал из Башкирии в Луганск с гуманитарным грузом от фирмы "Скания".
"Олег пришел к нам совсем недавно, и это была его первая командировка в зону боевых действий, — говорит гендиректор компании Сергей Петров. — Конечно, дело добровольное, многие отказываются. Но он согласился без колебаний. Тем более водитель очень опытный".
© Фото предоставлено родными погибшегоОлег Мошаков
![Олег Мошаков Олег Мошаков - РИА Новости, 1920, 21.08.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/08/15/1891307822_0:0:1080:1314_1920x2336_80_0_0_54d2ebb1ce6e226db1cb6868d83d220f.jpg)
© Фото предоставлено родными погибшего
Олег Мошаков
Спустя два дня после выезда дальнобойщик приехал в столицу ЛНР — первую точку выгрузки. Перед этим сообщил родным, что военные на всякий случай попросили отключить телефон и другие электронные гаджеты. Пообещал связаться через три дня, 20 июля. Но этого не произошло.
"Вскоре нам позвонили с его работы и сказали, что фура пропала с радаров системы ГЛОНАСС, — вспоминает Евгения, сноха Олега. — Мы успокоили себя тем, что, возможно, на трассе стоят какие-то заглушки. Однако поиски все же начали".
Из Луганска Олег должен был ехать в Мариуполь. Причем более длинной, но безопасной дорогой. То есть назад в Ростов-на-Дону, а оттуда по побережью Азовского моря, минуя Таганрог, до конечной точки маршрута.
© Фото предоставлено родными погибшегоФура, на которой поехал Олег
![Фура, на которой поехал Олег Фура, на которой поехал Олег - РИА Новости, 1920, 21.08.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/08/15/1891307866_0:0:1599:899_1920x1079_80_0_0_e3a696b89e5cf1e6a42567a84dd2ac83.jpg)
© Фото предоставлено родными погибшего
Фура, на которой поехал Олег
Дрон-камикадзе
Однако по каким-то причинам Мошаков решил сократить путь и отправился из Луганска не в Ростов, а в Донецк. По словам родных, эту дорогу ему посоветовали местные жители. Маршрутом пользуются многие водители: считают его относительно безопасным.
"Мы разместили объявления об исчезновении папы в интернете, — продолжает Евгения. — Вскоре кто-то написал, что под Ясиноватой горела фура, в которую попал дрон-камикадзе".
Родные Мошакова попросили знакомого дальнобойщика узнать, какой номер у сгоревшей машины. Оказалось, это та самая фура. Обгоревший труп Олега достали только через неделю. Местные из-за обстрелов боялись останавливаться на том участке дороги.
© Фото предоставлено родными погибшегоСгоревшая фура Мошакова до сих пор стоит на трассе
![Сгоревшая фура Мошакова до сих пор стоит на трассе Сгоревшая фура Мошакова до сих пор стоит на трассе - РИА Новости, 1920, 21.08.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/08/15/1891307844_0:0:1280:721_1920x1082_80_0_0_5df502d411a87ddf1282b4b0e10a5655.jpg)
© Фото предоставлено родными погибшего
Сгоревшая фура Мошакова до сих пор стоит на трассе
Похоронили водителя в родном Стерлитамаке. Проститься пришли сотни горожан.
Родные не получили никаких выплат. Расходы по транспортировке тела и захоронению взял на себя работодатель.
"Мы попросили администрацию президента, Минобороны и главу республики помочь с получением статуса участника СВО, — рассказывают родственники. — Ведь в справке о смерти черным по белому написано: погиб в зоне боевых действий. Правда, в администрации города уже намекнули, что все это бесполезно".
В семье говорят, что дело даже не в деньгах. Хотят увековечить память о водителе, который добровольно отправился в Донбасс.
"С этим все строго"
История Мошакова — не единственная. В декабре взрыв СВУ унес жизни троих сотрудников коммунальных служб в Луганске. Летом в Запорожской области погибли под обстрелом четверо строителей и волонтер из Чувашии.
"Неважно, какая организация — частная или государственная — отправила туда человека. Выплаты в случае увечья или гибели положены всем, — поясняет правозащитник Евгений Макушев. — Родственникам достаточно предоставить подтверждающие командировку документы в местную администрацию или в военкомат".
Однако многие люди об этом не знают или же составляют текст обращения неправильно.
"Сейчас с выплатами за ранение строго. И не всех приравнивают к ветеранам боевых действий, — рассказывает юрист. — Но каждый, кого туда командировали, имеет право на компенсацию. Например, мой знакомый, работавший на заводе, получил деньги за контузию".
Мимо льгот
Еще прошлым летом Госдума приняла закон о статусе ветерана для гражданских участников спецоперации. Речь о врачах, строителях и сотрудниках ремонтных бригад. Этой весной в список внесли донбасских ополченцев и тех, кто "заключил контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы России".
"Но там нет госслужащих, которые в той же Херсонской или Запорожской областях рискуют не меньше военных, учитывая постоянные прилеты. Кроме того, на них охотятся украинские диверсанты", — обращает внимание президент Союза ветеранов СВО и замкомандира 71-го полка Олег Панчурин.
Не подпадают под закон и сотрудники правоохранительных органов, спасатели. Соответственно, им не положены предусмотренные документом льготы и выплаты в случае ранения или гибели.