Лучшая из тяжелых профессий:
настоящие истории из жизни стюардесс
Сегодня, 12 июля, — Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. За улыбками тех, кто встречает пассажиров в самолете, скрывается огромная работа. Сотрудники авиакомпаний умеют оказывать доврачебную помощь, знают, как спастись от акулы, скрутить дебошира, правильно выбрать вино. Автор телеграм-канала "Стюардесса на пенсии" Каролина Громова и старший бортпроводник "Аэрофлота" Анастасия Дмитриева вспомнили о курьезных случаях, а также рассказали о секретах своей профессии.
Экипаж ретрорейса Москва — Санкт-Петербург. 15 июня 2023
© Фото : пресс-служба "Аэрофлота"
Каролина с 1989-го работала в Магаданском объединенном авиаотряде "Аэрофлота", после распада СССР — в авиакомпании "Полет", ФГУП "Авиакомпания "Магаданские авиалинии", с 2009 по 2016-й — в Nordwind. Анастасия с 2016-го — в "Аэрофлоте".
Как все начиналось
Каролина Громова: В десятом классе я захотела стать пилотом. Но девочек тогда не брали. Решила, что буду стюардессой. У нас на почте висела карта СССР с аэропортами. И я во все отправила письма: "Возьмите меня, пожалуйста". Тогда, в советское время, был только "Аэрофлот", а еще авиаотряды, например Внуковский, Магаданский. Через несколько месяцев два ответа: из Магадана и Минеральных Вод. В первом — отказ, а во втором — "Приезжайте".
Диспетчерская в аэропорту Минеральные Воды
Я рванула в Москву, но оттуда билетов в Минводы не достать. Меня пожалел сотрудник аэропорта, посоветовал обратиться к экипажу, чей рейс шел с посадкой в Минводах. Тогда же было проще — и зайцами летали. Мне помогли.
В итоге все лето отлетала. Потом вернулась в Магадан, а там впервые за 20 лет — набор бортпроводников. На собеседовании спрашивали про политику, партию. Задали вопрос, зачем бортпроводник на борту воздушного судна. Ответила: "Для обеспечения безопасности". Когда узнали, что уже есть опыт, сразу приняли. И 30 лет я летала… Это как влюбленность — бабочки в животе.
Анастасия Дмитриева: Не могу сказать, что стюардессой мечтала стать с детства, хотя первый раз попала в самолет достаточно рано — лет в шесть. Позднее, уже повзрослев, подумала, что у бортпроводников интересная и насыщенная жизнь. Молодые и позитивные, путешествуют, открывают для себя страны и города. Что может быть прекраснее? А в "Аэрофлоте" — стильные и красивые стюардессы, современные лайнеры.
Стюардессы спускаются по трапу дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Airbus A350-900 авиакомпании "Аэрофлот" в международном аэропорту Шереметьево имени А. С. Пушкина в Москве
Отправила туда резюме. Каждый день проверяла почту, и примерно спустя неделю во "Входящих" появился заветный синий кружочек с крыльями.
ПМЭФ-2023. Модель самолета Airbus A320 на стенде авиакомпании "Аэрофлот"
© Фотохост-агентство РИА Новости
На собеседовании нас было человек 130 — конкуренция достаточно сильная. Конечно, волновалась. Вопросы и задания были несложные: о себе рассказать, в том числе на английском, что-то перевести. Бортпроводники — это настроение. Умение создавать позитив крайне важно.
Про рост и вес
Каролина Громова: Знаю даму, которая начала летать в 50 лет. У нее уже был свой бизнес — рестораны, но она с детства хотела стать стюардессой. Сын ей сказал: осуществи мечту. Главное ограничение — здоровье. Можешь летать, пока проходишь ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия. — Прим. ред.).
Анастасия Дмитриева: Требования к сотрудникам регламентированы документами: внушать доверие, презентабельный внешний вид — опрятно выглядеть, быть подтянутым. Каждый год — аварийно-спасательная подготовка: спускаемся с трапов, отрабатываем эвакуацию на воду, сдаем зачеты.
Кстати, про рост: бортпроводник должен закрывать багажную полку, не вставая на кресло. Попробовать себя в этой профессии можно с 18 лет.
Бортпроводница помогает уложить багаж на полках в самолете
Про роды и акул
Каролина Громова: Во время моего первого рейса из Кавминвод инструктор не давала мне работать. Говорила: "Просто смотри, что я делаю. Сядь в пассажирское кресло, потом я все объясню, и ты присоединишься".
Каролина Громова рядом с Ту-154Б. 1990
© Фото из личного архива Каролины Громовой
Стюардессы знают несколько портфелей разной технической литературы наизусть. Например, на сколько сантиметров трап подгоняется к самолету, на какой высоте.
Аэропорт Томск
Анастасия Дмитриева: Обучение — чуть больше трех месяцев, очень интересное. У нас есть Авиационная школа "Аэрофлота" — недалеко от Шереметьево. Огромный современный учебный комплекс, где тренажеры всех типов самолетов, на которых мы выполняем рейсы.
Мы много знаем: как выпустить трап, привести в действие трап-плот, спасаться от акул, подавать сигналы в открытом океане. Умеем тушить пожары, эвакуировать не только пассажиров, но и пилотов из кабины, оказывать первую доврачебную помощь. Даже принимать роды.
И мы обязаны подтверждать эти знания каждый год. Информации огромное количество, но мы понимаем: от нашей работы зависит безопасность пассажиров.
Подготовка бортпроводников
© Фото : пресс-служба "Аэрофлота"
Были и курсы сомелье. Высокий уровень сервиса — тоже приоритет. Бизнес-класс требует дополнительных навыков.
Про экстренные случаи на борту
Каролина Громова: В небе многие болезни обостряются. Эпилептические приступы, инфаркты… Командир может принять решение сесть в ближайшем аэропорту.
Как-то летела мама с девочкой. И ребенок случайно очень сильно прищемил пальчик дверью. Как мы быстро снижались! На земле уже ждала скорая помощь.
Машины скорой помощи у самолета "ИЛ-62М" во время учений по отработке действий при аварийной ситуации в аэропорту "Домодедово"
Бывают и дебоширы. Поэтому стараются, чтобы среди бортпроводников был мужчина. Но это не всегда возможно. В Магадане, да и в Москве я возила с собой в сумке скотч. Если хулиган затевал драку — связывали ему руки. И оставляли записку с указанием времени, как врачи делают, когда накладывают жгут.
Сотрудники управления по вопросам миграции МВД России в международном терминале аэропорта Толмачево
Приятных историй гораздо больше! У нас в Магадане частым пассажиром был артист местного театра оперетты, он нам прекрасно пел.
Анастасия Дмитриева: На борту есть средства сдерживания. Мы надеемся, что никогда не придется их использовать, хотя умеем это делать.
Стюардесса
© Depositphotos.com / nelyninell
В моей практике не было вынужденных посадок из-за ухудшения здоровья пассажира, но оказывать медицинскую помощь приходилось. Из-за внутренней тревоги и предубеждений люди порой испытывают страх перед полетом. Детям помогали, если их укачивало, закладывало уши.
1 / 2
Девочка в салоне самолета
© Depositphotos.com / maximkabb
Мы можем объявить, что нужна медицинская помощь. Среди пассажиров почти всегда есть врачи.
Я, как старший бортпроводник, встречаю пассажиров на борту самолета. Обращаю внимание, например, на тех, кто боится летать: они в тревоге, нервничают. Но это не значит, что человек дебошир. Нас обучают общаться с людьми, быть немного психологом.
Бортпроводница авиакомпании "Аэрофлот"
© Фото : пресс-служба авиакомпании "Аэрофлот"
Про самые безопасные места в самолете
Каролина Громова: Хвостовая часть — наиболее безопасная. На фото после катастроф обычно видно, что она уцелела.
Анастасия Дмитриева: Самолет – один из самых безопасных видов транспорта. Это подтверждается статистикой. Я знаю, как внимательно инженерно-технический персонал обслуживает самолеты. Могу с полной уверенностью сказать, что какое-бы место в салоне самолета вы не знали, бортпроводники и наши коллеги из других служб, кто обеспечивает выполнение рейса, сделают все, чтобы ваш полет пришел безопасно и комфортно.
Салон самолета Boeing 777 авиакомпании "Аэрофлот" на территории Международного аэропорта Шереметьево имени А. С. Пушкина
Про рутину
Каролина Громова: Перед рейсом надо отдохнуть. Иначе к полету не допустят. За полтора часа до вылета — проверка документов и предполетный брифинг. Между собой отрабатываем действия, чтобы все было на автомате. Если что-то случится, есть всего 90 секунд на эвакуацию.
Потом принимаем самолет — по специальным чек-листам. Например, ремни безопасности. Если хоть один не в порядке, вылетать нельзя. Приходит авиатехник, чинит. Смотрим аварийное оборудование, кислород, огнетушители. Все расписано: кто отвечает за бортпитание, кто — за загрузку чемоданов.
Дальше — в зависимости от рейса. Скажем, в Мексику летали большими бригадами, по 16-18 человек. В самолете у нас была комната отдыха на шестерых. Работали посменно.
Анастасия Дмитриева: Выспаться — самое главное. У бортпроводников непостоянный график, для меня это нормально. Когда я на днях была в резерве, понимала: даже если никуда не улечу, лучше поспать. Допустим, мне позвонили, сообщили, что лечу в Хабаровск. Сразу понимаю, что нужно делать. Прихожу в диспетчерскую, собираю документы — у меня есть как минимум десять минут для самоподготовки. Затем встречаю коллег и — по плану.
Бортпроводники авиакомпании "Аэрофлот" Анастасия Белоусова, Никита Дука и старший бортпроводник авиакомпании "Аэрофлот" Мария Трофимова (слева направо) в терминале аэропорта Шереметьево
Если вылет по графику, то, как старший бортпроводник, я приезжаю заранее, за два часа, готовлюсь к рейсу, провожу брифинг с экипажем. Мы всей командой поднимаемся в самолет, работаем по чек-листам, выполняем контрольные проверки. Приходят пассажиры. Так начинается рейс.
После — зависит от длительности полета. В Хабаровск, например, добираться восемь часов, такой рейс предполагает потом отдых в гостинице.
Новый Международный аэропорт Хабаровск имени Г. И. Невельского.
Наверное, я никогда в жизни не побывала бы сама на Дальнем Востоке. А на меня произвел огромное впечатление Петропавловск-Камчатский. Это невероятная мощь, океан, пляжи с вулканическим черным песком. Может быть, часть своего большого отпуска — 70 дней — провела бы в Хабаровске или Владивостоке.
Про плюсы и минусы работы
Каролина Громова: Плюсов очень много. Я всегда собранная, подтянутая, в хорошем настроении. Общение — столько историй, интересных людей. Возможность побывать в разных местах. Минусы: очень ускоряется жизнь: кажется, так и пролетает. Я редко бывала дома, скучала. Да и на здоровье влияет. Наша профессия — из самых опасных и тяжелых.
Стюардесса за работой
© Depositphotos.com / Rafael Ben-Ari/Chameleons Eye
Анастасия Дмитриева: Возможность посмотреть мир, не чувствуя, что это работа. Большой отпуск: около 70 дней в году. Нестандартный график вместо хождения в офис пять дней в неделю. Корпоративные билеты для сотрудников, постоянное постижение чего-то нового. Минусы?.. Как посмотреть… Любой минус может стать плюсом. Нужно уметь брать на себя ответственность, преодолевать трудности. Будут рейсы в субботу, воскресенье, праздничные дни. Не считайте это минусом — всего лишь специфика профессии.
Бортпроводницы ретрорейса Москва — Санкт-Петербург. 15 июня 2023
© Фото : пресс-служба "Аэрофлота"
08:00 12.07.2023
(обновлено: 12:01 12.07.2023)