Рейтинг@Mail.ru
"Вовлекут миллионы граждан". В России нашли новую перспективную отрасль - РИА Новости, 21.12.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ремонт федеральной автомобильной дороги А360 Лена Большой Невер - Якутск в Амурской области

"Вовлекут миллионы граждан".

В России нашли новую перспективную отрасль
Мария Рубникович
Прошлым летом как минимум 22 миллиона человек отправились в отпуск по стране на машине. Сейчас, скорее всего, будет больше. Потенциальных автопутешественников — больше 60 миллионов. Это, как подсчитали в правительстве, может приносить в казну 250 миллиардов рублей в год. Однако нужно решить несколько проблем, мешающих комфортному и безопасному туризму.
"Околонулевой сервис за немалые деньги"
Сергей Рыбинцев с женой Натальей путешествовали по России год. Решались долго.
"Значительного опыта у нас не было, только раз выезжали на Черноморское побережье на пять дней. Но часто думали, что как-то скучно живем, год за годом незаметно пролетают в работе и бытовых делах, а ярких воспоминаний мало", — рассказывает Сергей.
В итоге продали старую машину, купили ГАЗ "Соболь", превратили его в автодом, прошли базовый курс оказания медицинской помощи и двинулись в путь.
Трассы не выбирали, ехали через самые интересные места. Убедились, что не зря вложили средства в авто.

"Например, дорога от Валдая до Селигера ведет через природный заповедник и представляет собой сначала плохонький асфальт, потом бетонку, а последние несколько километров — и вовсе вытрясший душу грейдер", — говорит Рыбинцев.

По дороге на Магадан пришлось менять колесо, оно взорвалось на остром скальнике
По дороге на Магадан пришлось менять колесо, оно взорвалось на остром скальнике
Минимальный набор необходимого в машине — кухня, душ и туалет — спасли от неприятных неожиданностей вроде отсутствия объектов придорожного сервиса.
"Мы неделю могли находиться вне цивилизации без потери комфорта, но инфраструктуры действительно практически нигде нет. А там, где есть, все очень дорого и невозможно размещаться свободно, — объясняет автотурист. — На том же Черноморском побережье нигде от границы с Абхазией до Малого Утриша нельзя встать дикарем — всюду кемпинги, которые предоставляют околонулевой сервис за немалые деньги".
"Живут здесь и сейчас"
Пара проехала более 60 тысяч километров, побывала в каждом регионе. Сильно выручали местные жители. На том же Селигере на берегу не оказалось стоянки для автодомов, хотя на картах она значилась. Но проезжающий мимо мужчина проводил на ближайшую базу и угостил ужином. С каждой сотней километров таких знакомств все больше.
В новых местах путешественники предпочитали останавливаться в частных заведениях.

"Меня давно интересовало, почему в Европе так развит семейный бизнес — все эти маленькие уютные кафешки, магазинчики, сыроварни, винодельни, — говорит Сергей. — Выяснилось, и у нас есть удачные примеры. Мы познакомились со многими семьями, которые уехали из больших городов поближе к природе. У кого-то свой кемпинг, у кого-то — музей или кафе. Миллионов не заработаешь, зато они здесь и сейчас живут с удовольствием, отлично выглядят и излучают жизненную энергию".

Зачастую сервис в семейных кафе и отелях лучше, а цена — ниже. Правда, встречаются они пока не так часто, как хотелось бы. Если для владельцев автодома это некритично, то для путешествующих на легковушке — уже проблема.
"Ночевали на заправке"
Полина Ху вместе с мужем отправилась из Санкт-Петербурга во Владивосток на пикапе. Ночевать планировали в гостиницах, но на всякий случай взяли палатку — и не зря.

"Пару раз пришлось устраиваться дикарями в поле или у реки, потому что оборудованных кемпингов не нашли. Было страшновато", — вспоминает девушка.

Автопутешествие Полины
Автопутешествие Полины
За Уралом ощутили нехватку заправок. "А в Бурятии, например, на одной из колонок бензин оказался с водой, машина стала глохнуть. Благо были рядом с городом, там же и чинили".
Порой возникали проблемы с навигацией: указатели попадались не везде.
В путешествии приходилось переправляться на внедорожнике через реки
В путешествии приходилось переправляться на внедорожнике через реки
В южных регионах, куда отправляется больше всего туристов, свои сложности. "Практически все гостиницы расположены в городах — и в Ростове-на-Дону, и в Воронеже, и в Краснодаре можно разместиться на любой вкус и кошелек. С ресторанами тоже в целом все неплохо, но на въезде в город стоишь в пробках", — объясняет Николай Филатов, партнер Zont Hotel Group.
Это на своем опыте ощутила Ксения Климова во время поездки с детьми на Черное море. "Возле Ростова все стояло на 50-80 километров, пришлось ночевать в машине на заправке, — рассказывает она, — Но на одной не было мест, доехали до следующей. Кто-то просто стоял на съезде. Рассосалось только к четырем утра".
Пункт досмотра транспортных средств у въезда на Крымский мост
Пункт досмотра транспортных средств у въезда на Крымский мост. В начале июля у въезда на Крымский мост со стороны Краснодарского края образовалась многокилометровая очередь в связи с увеличением количества транспорта. Были запущены в работу дополнительные пункты досмотра багажа, в настоящее время пробок нет.
Километровые очереди из автомобилей образовались в июле и на подъезде к Крымскому мосту. Из-за наплыва отдыхающих и введения процедуры досмотра ожидание в пробке растянулось до шести часов.
"Очередь из ста человек"
Сейчас на бесплатных дорогах федерального значения — около 11 тысяч объектов: кемпинги, аптеки, магазины, отели, заправки и сервисные центры.
Инфраструктура на дорогах общего пользования федерального значенияИнфраструктура на дорогах общего пользования федерального значения
Как говорят в Росавтодоре, который отвечает за автомобильные пути, за последние три года их стало меньше. Сказался ковид. Зато многие оставшиеся точки модернизировали. Сейчас больше всего объектов на М-10, М-7, М-5 и Р-215.
Расстояние между ними — от десятка метров до сотен километров. В федеральном агентстве объяснили, что место и вид строения определяют сами инвесторы. Более того, чаще всего оно располагается не на полосе отвода, а на территории, за которую отвечает отдельный субъект. Поэтому согласовывать работу нужно сразу нескольким учреждениям.
Бесплатные дороги с наибольшим количеством автосервисов и площадок для отдыха
Бесплатные дороги с наибольшим количеством автосервисов и площадок для отдыха
Особенно ощутима проблема на популярных направлениях. "Путешественники едут по пустынной дороге, а затем устраивают привал на первой же переполненной заправочной станции, — отмечает представитель компании "БизнесБас" Максим Картошин. — Если на обед или отдых остановятся пассажиры двух автобусов, то в кафе будет очередь из ста человек. Это тормозит и группу, и других автотуристов".
Под вопросом и качество этих редких зон отдыха. На сайте Росавтодора описание и рейтинги пока не появились. Проверять приходится на личном опыте.
"Один раз мы остановились в придорожном отеле — грязно, воды горячей нет, еды никакой предложить не смогли, — рассказывает Ксения. — Теперь, отправляясь в отпуск, заранее планируем ночевки и бронируем номер в одних и тех же проверенных отелях".
Похожая ситуация и на платных трассах.
"Дополнительные 250 миллиардов"
Уже несколько лет на разных уровнях обсуждают вопрос развития отрасли. В мае вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил: нужно разработать федеральную концепцию автотуризма.

"Около 60 миллионов в России — автолюбители. И даже если половина из них станет автотуристами, это принесет отрасли дополнительно примерно 250 миллиардов рублей в год", — подсчитал зампред правительства.

Отношение россиян к автотуризмуОтношение россиян к автотуризму
Главное, что предлагают сделать чиновники, — ремонтировать дороги и строить новые придорожные объекты. В частности многофункциональные зоны (МФЗ) отдыха. Это заправка, техмастерская, кафе, гостиница и детские площадки, собранные в одном месте.
Пилотным проектом должен стать путь от Санкт-Петербурга до Владивостока. Предполагается, что туристы будут ездить и в длинный тур, и по коротким маршрутам, например, из Москвы в Нижний Новгород или из Санкт-Петербурга в Тверь.
В рамках проекта на дорогах планируют построить 276 многофункциональных центров. Где именно — еще неизвестно.
На какие расстояния ездят российские автотуристыНа какие расстояния ездят российские автотуристы
"Изначально обсуждалась туристическая трасса М-10, а теперь мы видим крен в сторону платной М-11", — говорит президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев.
Опасения вызывает и сама идея МФЗ. Инвестировать в такой проект смогут лишь компании-гиганты. Малому бизнесу просто не хватит ресурсов.
"Еще десять-пятнадцать миллионов"
Даже сейчас, чтобы открыть свою точку, предприниматель сталкивается с бюрократическими проволочками.

"Местные жители должны преодолеть около 15 инстанций, чтобы создать, например, кемпинг, — объясняет Сергей Лобарев. — Сложно узнать принадлежность дороги, трафик, как вести газ, свет, воду, перспективы ремонта трассы. Ведь если человек строит объект придорожного сервиса, ему нужно еще десять-пятнадцать миллионов вложить в полосу разгона. А если через пару лет будет реконструкция, то еще несколько миллионов в ее переделку".

Придорожное кафе Grillcafe на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург
Придорожное кафе Grillcafe на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург
Все эти проблемы Минтранс озвучил еще в 2013-м — в Концепции развития объектов дорожного сервиса. В документе отмечалось, что в стране нужно запустить систему сертификации и "службу одного окна", куда предприниматели могли бы обратиться за консультацией.
За десять лет идею в жизнь так и не воплотили. Специалисты надеются, что в новом проекте это реализуют, причем с учетом мнения бизнеса, власти и рядовых граждан.

"Автотуристы, как никто другой, знают, где "намоленные" места, где нужно развивать инфраструктуру, откуда удобно пойти в пешую прогулку, поехать на велосипеде, где есть музей, — перечисляет Сергей Лобарев. — Турист едет, чтобы отдохнуть с семьей, восстановить здоровье, познакомиться с интересными местами, народным промыслом".

Совместная работа, полагают специалисты, позволит избежать ошибок и неразумных трат.
Автодом и мотоцикл на берегу Черного моря в Коктебеле
Автодом и мотоцикл на берегу Черного моря в Коктебеле
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала