История "о семи стенах"
Одна из целей выставки — представить прямую связь между заботой крестьянской общины о благолепии своих храмов и задачами современного музея по сохранению и восстановлению подлинного интерьера церкви. Фактически сейчас мы продолжаем дело, начатое более 300 лет назад создателями храма.
1920
Кижский погост получил статус памятника истории и культуры
1951
Александр Ополовников начал первую научную реставрацию памятников Кижского погоста. На остров привезен первый дом
1955
Остров принимает первых посетителей как филиал Краеведческого музея Карелии
1966
Первого января создан музей-заповедник "Кижи"
1969
Значительно расширилась территория музея
1972
Первый генеральный план развития музея. Это – "Карелия в миниатюре". Складывается архитектурная экспозиция. К настоящему моменту – 82 памятника
1980
Эксперты фиксируют предаварийное состояние церкви Преображения Господня Кижского погоста. Объект закрывается для посетителей
2001
Разработан проект комплексной реставрации церкви. Работы начинаются в 2009 году
2019
После 40 лет хранения в музее-заповеднике в церковь возвращен уникальный резной иконостас
2021
Преображенская церковь открывается для посетителей после реставрации
Храмы на острове Кижи известны во всем мире. Сердце Кижского погоста – двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня (1714 г.). Ее высота – 40 метров, вес – около 600 тонн. Общая длина трех тысяч бревен, составляющих сруб, превышает 10 километров, а совокупное количество элементов церкви превышает 100 тысяч.
Уникальность технологии реставрации Преображенской церкви состояла в том, что она велась по методу, ранее не применявшемуся, – это поярусная переборка. Церковь разделили на семь поясов, каждый был по отдельности вывешен на металлический каркас.
Небывалый размах и гармония кижских храмов с окружающей природой – дело рук безымянных плотников и простых заонежских крестьян времен Петра Великого. Местные жители считают церкви на Кижах восьмым чудом света, а когда-то Кижский погост в народе благоговейно называли "Светломилостивый Иерусалим".
С рамой иконостаса реставраторы работали долго: состояние самой столярной конструкции было плохое, резьба имела множество утрат, трещин, отколотых фрагментов. Но самое главное, что золоченый слой имел очень плохую сохранность.
"Небом" называется потолок церкви, напоминающий внутренний шатер. Его конструктивной основой служит жесткий каркас из радиально направленных наклонных балок. Они собраны в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между балками заполняются иконами.
У нас есть черно-белые фотографии и есть цветовая палитра. Мы на компьютере переводим наше цветовое колористическое решение в черно-белую тональность и начинаем понимать, каким цветом была изображена та или иная одежда святого, то или иное облако.