Рейтинг@Mail.ru
Как в Кижах реставрировали уникальную церковь и воссоздают "небеса" - РИА Новости, 21.12.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кижский погост

История "о семи стенах"

Как в Кижах реставрировали уникальную церковь и воссоздают "небеса"
Для тех, кто хотя бы один раз побывал на Русском Севере, эти края становятся настоящим "местом силы". Для тех, кто видел фотографии или съемки, – мечтой, которая когда-нибудь станет реальностью. Русский Север привлекает своими невероятными пейзажами, совсем другим, бескрайним небом и, конечно же, удивительным наследием. Северная деревянная архитектура погружает в особый мир. Деревянные храмы и часовни, осиновый лемех на куполах, который с годами начинает серебриться на солнце, иконостасы и "небеса" – внутренние купольные потолки из икон особой формы. Иногда кажется, что стоит руку протянуть – и ты дотронешься до небес.
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Часовня Архангела Михаила
Часовня Архангела Михаила
Часовня Архангела Михаила
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" "Небеса" в часовне Архангела Михаила
Небеса в часовне Архангела Михаила
"Небеса" в часовне Архангела Михаила
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Купола Преображенской церкви Кижского погоста, покрытые лемехом
Купола Преображенской церкви Кижского погоста, покрытые лемехом
Купола Преображенской церкви Кижского погоста, покрытые лемехом
1.
Часовня Архангела Михаила
2.
"Небеса" в часовне Архангела Михаила
3.
Купола Преображенской церкви Кижского погоста, покрытые лемехом
Музей-заповедник "Кижи" – одно из самых известных мест Русского Севера. Расположенный на одноименном острове, он был основан в 1966 году. Основа музея – знаменитый Кижский погост, который состоит из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окруженных оградой. Этот архитектурный ансамбль входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и, пожалуй, именно этот вид на погост вспоминается, когда говорят об острове. В середине ХХ века сюда стали привозить деревянные постройки из разных деревень и областей Русского Севера. Сегодня "Кижи" состоит из десяти экспозиционных секторов, соответствующих областям региона.
Кижский погост
Кижский погост
Музей-заповедник открывает 7 июля большую выставку в трапезной Преображенской церкви Кижского погоста. Она посвящена истории и реставрации этого места. Сама церковь – масштабное деревянное сооружение. По словам сотрудников музея, ее иконостас уникален и по своему строению, и по сохранности. Потолочные иконы церкви, так называемые "небеса", остаются единственным пока не восполненным ее элементом.
На выставке можно будет увидеть подлинные конструкции "небес" из других храмов Карелии, хранящиеся в коллекции музея. Здесь же выставлены рабочие принадлежности иконописца, исторические элементы церковного убранства. Отдельная часть выставки – рассказ о реставрации четырехрядного иконостаса церкви Преображения Господня Кижского погоста, одного из самых больших и великолепных на Русском Севере. Его длина составляет свыше 24 метров, а высота – более 7 метров.
Выставка "Город золотой" – часть творческого проекта "Чудо Преображения", который реализуется при поддержке министерства культуры в рамках национального проекта "Культура".
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Капитель на выставке "Город золотой"
Капитель на выставке Город золотой
Капитель на выставке "Город золотой"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Ящичек для кистей художника-иконописца
Ящичек для кистей художника-иконописца
Ящичек для кистей художника-иконописца
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Лампада на выставке "Город золотой"
Лампада на выставке Город золотой
Лампада на выставке "Город золотой"
1.
Капитель на выставке "Город золотой"
2.
Ящичек для кистей художника-иконописца
3.
Лампада на выставке "Город золотой"
Выставка рассказывает о том, кто жертвовал в храм лики и утварь, как иконы покинули остров и вновь вернулись на исконное место, что случилось с иконами "неба", как сохраняли иконостас в советское время и в наши дни. Экспозиция делится на несколько разделов: "Мастерская художника-иконописца", "Небо" церкви Преображения", "Священники кижских храмов", "Реставрация церковных облачений", "Благоукрашение", "Реставрация предметов церковной утвари".

Одна из целей выставки — представить прямую связь между заботой крестьянской общины о благолепии своих храмов и задачами современного музея по сохранению и восстановлению подлинного интерьера церкви. Фактически сейчас мы продолжаем дело, начатое более 300 лет назад создателями храма.

Ольга Титова
Куратор выставки "Город золотой"
"Речь идет о непрерывной преемственности культурной традиции, к которой принадлежат Кижские церкви, включенные в список Всемирного наследия в числе трех первых объектов ЮНЕСКО в России, одновременно с Московским Кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга", — отмечает куратор выставки Ольга Титова.

1920

Кижский погост получил статус памятника истории и культуры

1951

Александр Ополовников начал первую научную реставрацию памятников Кижского погоста. На остров привезен первый дом

1955

Остров принимает первых посетителей как филиал Краеведческого музея Карелии

1966

Первого января создан музей-заповедник "Кижи"

1969

Значительно расширилась территория музея

1972

Первый генеральный план развития музея. Это – "Карелия в миниатюре". Складывается архитектурная экспозиция. К настоящему моменту – 82 памятника

1980

Эксперты фиксируют предаварийное состояние церкви Преображения Господня Кижского погоста. Объект закрывается для посетителей

2001

Разработан проект комплексной реставрации церкви. Работы начинаются в 2009 году

2019

После 40 лет хранения в музее-заповеднике в церковь возвращен уникальный резной иконостас

2021

Преображенская церковь открывается для посетителей после реставрации

Кижский погост
Кижский погост
Реставрация длиною в двадцать лет
Два года назад знаменитая Преображенская церковь открылась после реставрации – впервые за 40 лет сюда пришли посетители. Датой возведения церкви считается 1714 год – нынешняя постройка появилась на месте одноименной и сгоревшей за несколько лет до этого. Новый храм отличался огромными размерами. Его высота от основания до креста центральной главы составляет 40 метров. Церковь увенчана двадцатью двумя главами.
Преображенская церковь имеет сложную конструкцию, и одной из важнейших задач реставраторов было сохранение исторического материала, поэтому заменялись элементы только в том случае, если они уже не могли нести нагрузку. В итоге заменили всего лишь 36 % материала.
Посетители около Преображенской церкви Кижского погоста

Храмы на острове Кижи известны во всем мире. Сердце Кижского погоста – двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня (1714 г.). Ее высота – 40 метров, вес – около 600 тонн. Общая длина трех тысяч бревен, составляющих сруб, превышает 10 километров, а совокупное количество элементов церкви превышает 100 тысяч.

Помимо замены бревен, реставраторы должны были исправить деформации конструкции. По мнению экспертов, уже во время строительства церковь из-за огромного веса стала крениться и проседать. Так что при реставрации нужно было устранить все эти недочеты и придать ей первоначальный вид.

Уникальность технологии реставрации Преображенской церкви состояла в том, что она велась по методу, ранее не применявшемуся, – это поярусная переборка. Церковь разделили на семь поясов, каждый был по отдельности вывешен на металлический каркас.

Александр Любимцев
Специалист Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова
"Работы шли снизу вверх: начали работы на фундаменте и нижнем ярусе, а верхняя часть церкви покоилась на металлическом каркасе, тем самым защищая саму себя от осадков. В это же время музей функционировал, принимал туристов. Мы могли видеть церковь, наблюдать ее, и одновременно с этим шла полноценная реставрация", – говорит Александр Любимцев.
О процессе реставрации Преображенской церкви рассказывает Александр Любимцев, специалист Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества им. В.С.Рахманова
История реставрации Преображенской церкви почти так же уникальна, как и сам памятник. Специально для этого проекта были разработаны принципиально новые технологии, включая последовательную переборку сруба без полной раскатки, "лечение" исторических бревен при помощи "вставок" и "вычинок", системы внутреннего усиления огромного сруба и методы консервации, продлевающие жизнь конструкции.

Небывалый размах и гармония кижских храмов с окружающей природой – дело рук безымянных плотников и простых заонежских крестьян времен Петра Великого. Местные жители считают церкви на Кижах восьмым чудом света, а когда-то Кижский погост в народе благоговейно называли "Светломилостивый Иерусалим".

Необычный иконостас и утраченные "небеса"
Преображенская церковь ценна и внутренним убранством. Храм украшает огромный иконостас, который сохранился практически в первоначальном виде. Его общая длина составляет 25 метров, а высота – около семи.
"Особенность иконостаса в том, что он расположен в необычном помещении. Раньше такие помещения называли "о двадцати стенах". Если в большинстве церквей иконостас расположен по прямой линии, то у нас он стоит "о семи стенах", – объясняет начальник отдела реставрации фондовых коллекций музея Игорь Гашков.
Иконостас многие годы хранился в домах Пудожского сектора музея-заповедника "Кижи", и только в 2019 году был возвращен на первоначальное место в церкви. Во время Великой Отечественной войны он был вывезен: власти Финляндии оккупировали территорию, вывезли иконы и уже после войны вернули их в целости и сохранности.
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
1.
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
2.
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста
3.
Иконостас Преображенской церкви Кижского погоста

С рамой иконостаса реставраторы работали долго: состояние самой столярной конструкции было плохое, резьба имела множество утрат, трещин, отколотых фрагментов. Но самое главное, что золоченый слой имел очень плохую сохранность.

Игорь Гашков
Начальник отдела реставрации фондовых коллекций музея
"Проще было бы удалить весь слой и сделать все заново, это было бы быстрее. Но как в основу реставрации церкви был заложен принцип максимального сохранения старого материала, так и при реставрации иконостаса было решено максимально сохранить старую позолоту, укрепить ее, а места утрат восстановить по старой технологии", – рассказывает Игорь Гашков.
Об иконостасе Преображенской церкви Кижского погоста рассказывает Игорь Гашков, начальник отдела реставрации фондовых коллекций
Особые потолки, "небеса" в северных церквях и часовнях делали обязательно – это помогало сохранить тепло и закрыть купольные конструкции, рассказывает Игорь Гашков. В церкви Преображения Господня тоже были небеса, и, судя по сохранившимся элементам и описаниям, – внушительные.
"Замковое кольцо Преображенской церкви имеет огромные размеры, туда была вставлена большая икона диаметром два метра шестьдесят сантиметров с Новозаветной Троицей. На иконах "неба" изображения шли в три ряда: ближе к замку – херувимы, ниже – крупные изображения архангелов, а еще ниже – праотцев, попарно на каждой иконе, всего их было 32", – рассказывает реставратор.
Небеса церкви Архангела Михаила музея-заповедника Кижи

"Небом" называется потолок церкви, напоминающий внутренний шатер. Его конструктивной основой служит жесткий каркас из радиально направленных наклон­ных балок. Они собраны в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между балками заполняются иконами.

Во время Великой Отечественной войны иконы "небес" Преображенской церкви были утрачены. Их финские военные сняли вместе с иконами иконостаса, но, в отличие от иконостаса, вывезти в Финляндию не смогли и оставили в Петрозаводске. "В архивах сохранилась служебная записка начальника Управления по делам архитектуры при совете Министров Карело-Финской ССР Масленникова секретарю партии Карело-Финской ССР Андропову о том, что сторож дома культуры зимой 1945 года истопил на дрова росписи купола Преображенской церкви", – продолжает Игорь Гашков.
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Икона "неба" "Ангел Господень"
Икона неба Ангел Господень
Икона "неба" "Ангел Господень"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Кижи" Икона "неба" "Ангел Господень"
Икона неба Ангел Господень
Икона "неба" "Ангел Господень"
1.
Икона "неба" "Ангел Господень"
2.
Икона "неба" "Ангел Господень"
Сегодня реставраторы кропотливо восстанавливают утраченные "небеса". Главный источник информации – работы финского историка архитектуры Ларса Петтерссона. Будучи на службе в финской армии, он смог убедить свое начальство в том, что архитектуру Заонежья нужно тщательно фиксировать. Начиная с октября 1942 года Петтерссон вместе с художником и скульптором Хелениусом провел детальную инвентаризацию 242 деревянных церквей и часовен, в основном Заонежского полуострова. Они сделали более двух с половиной тысяч фотографий и почти 240 чертежей, составили краткий каталог и описания памятников. Сегодня искусствоведы называют его работу настоящим подвигом.
О восстановлении "небес" Преображенской церкви рассказывает Дмитрий Селиванов, член-корреспондент Российской академии художеств
На первом этапе работ реставраторы составили колористическую шкалу, потом – восстановили рисунки. И третий этап – это совмещение рисунка и цвета. Уже сделан предварительный эскиз одной из икон, а дальше, как говорят специалисты, начинается задача-головоломка.

У нас есть черно-белые фотографии и есть цветовая палитра. Мы на компьютере переводим наше цветовое колористическое решение в черно-белую тональность и начинаем понимать, каким цветом была изображена та или иная одежда святого, то или иное облако.

Дмитрий Селиванов
Член-корреспондент Российской академии художеств
"Ларс Петтерссон описывает, например, цвет облаков, их чередование. У нас есть три варианта синего, и мы начинаем подбирать. Смотрим на фотографию, сравниваем с нашими цветами, отталкиваемся от того, как изображены были херувимы или серафимы, сравниваем с аналогами на иконах иконостаса Преображенской церкви", – рассказывает член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Селиванов.
Впервые о восстановлении "небес" специалисты заговорили в середине 1950-х годов. Сегодня эти сложные работы ведутся с помощью современных технологий. И, возможно, в ближайшем будущем мы увидим Преображенский храм Кижского погоста во всем его великолепии – не только отреставрированное здание и иконостас, но и восстановленные "небеса".
Интерьер Преображенской церкви
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала