Рейтинг@Mail.ru
Музыкальный театр на Большой Дмитровке завершает сезон балетной премьерой - РИА Новости, 19.06.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эскиз декорация к спектаклю Ворга, художник-постановщик Мария Утробина
Ксения Тернавская репетирует балет Ворга с артистами Георгием Смилевски-младшим, Иннокентием Юлдашевым, Юрием Выборновым
Эскиз декораций к постановке Последний сеанс, художник-постановщик Анастасия Рязанова

От современности к классике

Музыкальный театр на Большой Дмитровке завершает сезон балетной премьерой
Под занавес сезона Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показывает три новых постановки современных российских хореографов: "Ворга", "Последний сеанс" и "Класс-концерт". Премьера состоится 21, 22 и 23 июня.
Идея нового балетного вечера принадлежит художественному руководителю балета театра Максиму Севагину. Три спектакля выстроены по контрасту – от камерного к массовому, от современного танца к классическому балету, от электронной музыки к симфонической. Для работы с труппой Севагин пригласил Ксению Тернавскую и Павла Глухова. Третий балет – масштабный финал – он поставил сам.

У меня было очень конкретное видение этого вечера. Я знал, как работают Ксения Тернавская и Павел Глухов, понимал их стили и музыкальные предпочтения. Они уже переносили на нашу сцену свои миниатюры – тогда я как раз знакомился с ними поближе и присматривался.

Максим Севагин
Хореограф, худрук балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
"Постановка Ксении – это групповое произведение, в нем участвует ансамбль. Павлу я предложил сделать камерную постановку, в итоге получился квартет. У меня же балет очень массовый – участвует женский кордебалет, солисты, ведущие пары, то есть задействована большая часть труппы", – рассказал в интервью РИА Новости Максим Севагин.
Репетиция балета Класс-концерт Максима Севагина
Репетиция балета "Класс-концерт" Максима Севагина
Для двух из трех балетов специально была написана и музыка. Ксения Тернавская работала с композитором-электронщиком Константином Чистяковым, Павел Глухов – с Настасьей Хрущевой, которая написала музыку для инструментального квартета. Максим Севагин поставил свой балет на симфоническую музыку французских композиторов Даниэля Обера и Жака Оффенбаха.
Баба Яга или Красна-девица?
Открывает вечер постановка Ксении Тернавской "Ворга". В названии спектакля хореограф использует архаичное понятие – как один из синонимов слова дорога. Хореограф сочиняла танец, будучи под впечатлением от книг выдающегося филолога, исследователя русского фольклора Владимира Проппа.

Я беру русскую сказку как основу, но стараюсь не передавать конкретный сюжет, а размышляю абстрактно на тему того, что "вшито" в русскую сказку. Почитав книги Проппа, удивляешься, насколько глубинные понятия и смыслы "вшиты" в русскую сказку, насколько это сильно распространяется на нашу современную жизнь, и как эти вечные константы проистекают в нашей взрослой жизни.

Ксения Тернавская, хореограф

Хореограф, как и ее коллеги по этому вечеру, ставила балет специально под артистов театра и для этой сцены, поэтому учитывала все нюансы: от физической формы и навыков танцовщиков до размеров площадки.
"Я не могу сказать, что хотела сделать совсем удобно для танцовщиков. Например, у меня есть квартет, где танцуют четверо мужчин, двое из них находятся в воздухе – в академической хореографии это принято считать чисто женской историей. Я понимаю, что это для ребят это было сложно, но у них был азарт, так что постепенно все стало получаться в таком виде, как я этого хотела", – объясняет Ксения.
Хореограф Ксения Тернавская

Ксения Тернавская - приглашенный хореограф театра и основатель студии современной хореографии The Stage. Ксения была ассистентом хореографа на ледовых шоу и хореографом коммерческих мероприятий. Автор спектаклей "Nigredo. I act", "Четыре четверти", "OSOB’", "Меч(т)еносцы", "МОНО МАХИ". Участница международных фестивалей современной хореографии.

В спектакле "Ворга" есть несколько условных частей: женские и мужские. По словам хореографа, в одной из частей буквально за пять минут молодая девушка превращается в Бабу Ягу, меняя костюм прямо на сцене. Так подчеркивается мысль о том, что время быстротечно.

Внутри каждого человека можно найти многообразие архетипов. В какой-то момент я могу быть, условно говоря, Красна-девицей, а в какой-то – Бабой Ягой. Я могу быть даже и Добрым молодцом. И мой Добрый молодец может в определенных условиях преобразиться в Змея Горыныча. С этими теневыми сторонами я и заигрываю в каждой части постановки

Ксения Тернавская
Хореограф
Фольклорную тему развивают и претворяют соавторы Ксении по балету. Композитор Константин Чистяков, который активно пишет музыку для современных хореографов, привнес некие славянские мотивы в электронную фонограмму.
Эскиз декорация к спектаклю Ворга, художник-постановщик Мария Утробина
Эскиз декорация к спектаклю "Ворга", художник-постановщик Мария Утробина
Связь прошлого и настоящего
Вторая часть этого балетного ­вечера – камерная – была отдана хореографу Павлу Глухову. В "Последнем сеансе" на сцене зрители видят две пары танцоров, становятся свидетелями двух историй. Одна – о любви, а вторая – о нелюбви.

На самом деле, это история про одну пару. Вторая пара – это они же, но в прошлом, когда, возможно, между ними все было хорошо, все начиналось позитивно и по любви. Это связь во времени прошлого и настоящего

Павел Глухов
Хореограф
Эту постановку Павел также создавал специально для артистов театра. По его словам, у труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко – хороший опыт и навыки в современном танце.
Хореограф Павел Глухов

Павел Глухов окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа у Михаила Лавровского. Работал в труппах современного танца "Балет Москва" и "Новый балет". Участник лабораторий и фестивалей "Context. Diana Vishneva", "Open Look", Мастерской молодых хореографов Васильева, Третьей "Dance-платформы". Лауреат премии "Золотая маска"-2022 за постановку "Плот Медузы".

"В театре очень интересный репертуар. Помимо классических спектаклей, есть много постановок современных хореографов, в этом смысле они "прокачаны" очень хорошо. Для меня это было важно: если я использую все же пальцевую технику, то это не должно быть чисто классическим танцем. Мне нужно, чтобы все равно присутствовало свободное тело, пластичность, мягкость. Все принципы, которые существуют в современном танце я постарался привнести в классическую технику. И конечно то, что они всем этим владеют, это мне, можно сказать, развязало руки. Я получил удовольствие от работы, от того, как ребята воспринимают материал, как они все немного по-своему его интерпретируют. Ведь одно и тоже движение у каждого артиста звучит по-разному", – говорит Павел Глухов.

В этой постановке хореограф дал возможность танцовщикам проявить себя в драматической игре. По его словам, балетные исполнители любят смотреть драматические спектакли, их "постоянно тянет на эту сторону".

"Сказать, что в танце они исполняют просто лексику, конечно, нельзя. Но погружение в психологизм тоже происходит нечасто. Так что здесь у них был такой материал, который позволил раскрыться не только как универсальным танцовщикам, обладающим высокой техникой, но и как драматическим артистам, которые могут все это проживать и через танец транслировать. Мой арсенал движенческий здесь тоже меняется, я развиваюсь как хореограф. Можно сказать, что для меня это хороший экзамен, проверка себя на новый формат работы", - отмечает он.
Музыку к этому спектаклю написала композитор Настасья Хрущева. По словам Павла Глухова, в ее партитуре есть необходимые надрыв и психологизм, что связано с хореографией. Музыка создавалась в тесном сотрудничестве хореографа и композитора: проговаривались все сцены, эмоциональный настрой. Дальше из набросков отбирались подходящие музыкальные темы, из которых вырастали большие эпизоды.
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Репетиция балета "Последний сеанс". Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
Репетиция балета Последний сеанс. Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
Репетиция балета "Последний сеанс". Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ

Репетиция балета "Последний сеанс". Ксения Рыжкова, Валерия Муханова и хореограф Павел Глухов (справа)

Репетиция балета Последний сеанс. Ксения Рыжкова, Валерия Муханова и Павел Глухов

Репетиция балета "Последний сеанс". Ксения Рыжкова, Валерия Муханова и хореограф Павел Глухов (справа)

© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ Репетиция балета "Последний сеанс". Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
Репетиция балета Последний сеанс. Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
Репетиция балета "Последний сеанс". Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
1.
Репетиция балета "Последний сеанс". Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
2.

Репетиция балета "Последний сеанс". Ксения Рыжкова, Валерия Муханова и хореограф Павел Глухов (справа)

3.
Репетиция балета "Последний сеанс". Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов
Классика в современном прочтении
Завершит вечер "Класс-концерт" художественного руководителя балетной труппы театра Максима Севагина. Эта постановка на музыку французских композиторов XIX века вдохновлена эстетикой классического балета. По замыслу хореографа, музыка Обера отведена для условно современных танцовщиков — Балерины, Премьера, корифеев и танцовщиц кордебалета. Она должны будут продемонстрировать мастерство владения академической школой. Сюита Оффенбаха вдохновила хореографа на обращение к образам Анны Павловой и ее учителя Энрико Чекетти – им поручено вставное па-де-де, в котором, по словам Севагина, нашлось место юмору и иронии.
Максим Севагин репетирует с артистами балет Класс-концерт
Репетиция балета "Класс-концерт" в постановке Максима Севагина

Я брал все возможные опорные точки балетного классического искусства. Классический балет – это зеркала, станок, большое пространство условного зала, белые пачки и трико.

Максим Севагин
Хореограф, худрук балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
"Если говорить о танце, то я тоже использовал здесь весь язык классического балета. Всегда есть ведущая пара, существуют корифейские партии, дальше танцовщики кордебалета. Вставной номер – па-де-де – это тоже традиционная балетная форма. Эта постановка, конечно, игра – это моя интерпретация всего того, что я люблю. Я ставил этот спектакль, отталкиваясь от возможностей танцовщиков. Хочется, чтобы "Класс-концерт" стал настоящей визитной карточной нашей труппы", – говорит хореограф.
Руководитель балетной труппы МАМТ Максим Севагин

Максим Севагин окончил Академию Русского балета имени Вагановой. В 2016 году был принят в балетную труппу МАМТ, которую возглавил в 2022 году, став одним из самых молодых руководителей труппы в истории балета. Автор постановок "Bloom", "Просвещение", "Безупречная ошибка", "Ромео и Джульетта", "Нет никого справедливей смерти", "В темных образах", "Три гноссиенны". В 2023 году Севагин был номинирован на премию "Золотая маска" как балетмейстер за постановку "Безупречная ошибка" в рамках триптиха L.A.D. на сцене театра Урал Опера Балет в Екатеринбурге.

По словам Максима Севагина, у труппы театра прекрасная подготовка в области современной хореографии – выдающийся французский танцовщик Лоран Илер, возглавлявший балет до марта 2022 года, прекрасно подготовил артистов в этом плане.
"Благодаря Лорану Илеру артисты освоили огромное количество разных языков танца, подходов к хореографии. Этот опыт расширил сознание и умение тела танцовщиков. Мне повезло, что я стал руководителем в тот момент, когда труппа была готова к тому, чтобы ставили именно для нее. Перенос готовых спектаклей важен, когда ты осваиваешь что-то новое, но ты ничего не придумываешь. А сейчас настал момент, когда нужно ставить что-то специально для наших танцовщиков. Создание чего-то нового с нуля – самый сложный и важный процесс", – уверен Севагин.
Максим Севагин на репетиции балета Класс-концерт
Максим Севагин на репетиции балета "Класс-концерт"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала