Рейтинг@Mail.ru
Ирина Апексимова: я не боюсь признаваться себе, если не получается - РИА Новости, 11.05.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ирина Апексимова: я не боюсь признаваться себе, если не получается

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкАктриса театра и кино Ирина Апексимова
Актриса театра и кино Ирина Апексимова - РИА Новости, 1920, 11.05.2023
Читать ria.ru в
Театр на Таганке, который возглавляет известная актриса театра и кино Ирина Апексимова, в этом году впервые принимает участие в Международном театральном фестивале имени Чехова и представляет спектакль "Муму", созданный по повести Ивана Тургенева. Накануне премьеры, которая состоится 25 мая, Ирина Викторовна дала интервью РИА Новости, в котором рассказала об этой необычной постановке, которую создавали артисты Театра на Таганке, режиссер, художник, хореограф из Армении и композитор из Узбекистана. Беседовала Наталия Курова.
— Вы впервые участвуете в знаменитом Чеховском театральном фестивале. Это предложение сделал вам легендарный основатель и руководитель форума Валерий Шадрин.
— Да, и это предложение — стать участником всемирно известного театрального фестиваля — большая честь для нас. Показать свой спектакль на форуме, где представляли свои постановки выдающиеся мировые режиссеры, — очень важное и ответственное событие. Чеховский фестиваль, куда съезжались театральные мэтры со всего мира, — это было что-то невероятное. Я до сих пор помню, что когда я увидела "Донку" Даниэле Финци Паски, я чуть не задохнулась от того, что такое может быть. Впечатления от самых разных по жанрам и формам работ, которые привозили на этот фестиваль в Россию, были удивительные.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой - РИА Новости, 1920, 26.12.2022
Швыдкой станет президентом Чеховского театрального фестиваля
Чеховский фестиваль — единственная серьезная институция, которая дает возможность увидеть то, что происходит в театральном мире. Надеюсь, так будет и дальше, после ухода Валерия Ивановича, которого знал и уважал весь театральный мир.
Сейчас, конечно, стало все сложнее, но, думаю, со временем образуется. И повторю, что представлять свой спектакль на таком форуме, где показывали свои постановки такие мастера, как Петер Штайн, — ответственность невероятная.
— Тем более что и спектакль, над которым вы сейчас работаете, необычный — это совместная работа, над которой трудится международная компания: Театр на Таганке, композитор Артем Ким из Узбекистана и постановочная группа из Армении. Это был новый, интересный, трудный опыт для вашего театра?
— Это было непросто для нас и, думаю, для режиссера Наринэ Григорян. Для нее это не меньшая ответственность — поставить спектакль в Москве в Театре на Таганке по русской классике в рамках Чеховского фестиваля.
Понятно, что какое-то время мы притирались, это был такой естественный период притирки, не конфликтный, а творческий. Мы вначале должны были договориться о терминах, что мы имеем в виду. Сложности перевода никто не отменял. Наринэ прекрасно говорит по-русски, но все равно есть какой-то наш театральный птичий язык...
Мы достигли договоренности, нашли общий язык, мы понимаем друг друга с полуслова. Но сейчас прогнозировать, что в результате получится, трудно. Спектакль только рождается, а все оценки — и свои, и зрителей — уже после премьеры. Сейчас мы только перешли на сцену, где и начинаем по-настоящему делать спектакль.
— Ирина Викторовна, вы участвуете в этой истории не только как руководитель театра, но и как актриса — играете в этом спектакле главную женскую роль Барыни.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкХудожественный руководитель Театра на Таганке Ирина Апексимова на открытии нового пространства Театра на Таганке "Сцена на Факельном" в Москве
Художественный руководитель театра на Таганке Ирина Апексимова на открытии нового пространства театра на Таганке Сцена на Факельном в Москве - РИА Новости, 1920, 11.05.2023
Художественный руководитель Театра на Таганке Ирина Апексимова на открытии нового пространства Театра на Таганке "Сцена на Факельном" в Москве
— Сразу хочу сказать, что я эту роль так не рассматриваю. У нас в спектакле три главных героя: Герасим, дворовая Татьяна, которую он любит, и девочка-собачка. А я и артисты, исполняющие другие роли, мы как бы составляем фон, мы помогаем рассказывать историю. Так что у нас Барыня — не главная героиня, как это было в фильме, где эту роль играла Людмила Максакова. У нас все по-другому.
— Вы предполагаете включить этот спектакль в репертуар Театра на Таганке?
— Будем смотреть, решать, но все, повторяю, только после того, как пройдут премьера и показы на Чеховском фестивале.
— А гастролировать с этим спектаклем вы собираетесь? Показать эту работу, например, в Армении?
— Пока запланировано наше выступление во Владивостоке на Дальневосточном фестивале, а дальше гастрольные маршруты мы еще не рассматривали.
— А теперь давайте перейдем к Театру на Таганке, который вы возглавляете уже восемь лет и совсем скоро будете отмечать первый директорский юбилей. Но почему успешная актриса Ирина Апексимова, которая играла на сцене Художественного театра десять лет, снималась в кино, певица, телеведущая, абсолютно творческий человек, решила стать директором? Занять пост, который предполагает знание финансирования, планирования и много чего еще совсем не творческого, скучного и сложного?
Актриса Виктория Толстоганова в спектакле Это всё она на новой сцене Московского театра на Таганке - РИА Новости, 1920, 19.04.2023
Как любовь матери убила сына: про что новый спектакль с Толстогановой
— Во-первых, я ничего не решала, мне департамент культуры предложил эту должность, вначале был пост директора в Театре Романа Виктюка, где я проработала три года, занимаясь реконструкцией, торжественно открыла новый театр, но потом так случилось, что вынуждена была уйти. И тут мне предложили директорство в Театре на Таганке.
— Но как вы считаете, почему департамент предложил этот пост вам, актрисе?
— Я думаю, что здесь сыграло свою роль то, что у меня к этому времени уже было свое агентство, и довольно многонаселенное, так что с вопросами планирования и финансирования я была уже хорошо знакома. Это не было для меня новостью.
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова - РИА Новости, 1920, 27.03.2023
Московские театры подготовили специальную программу в честь праздника
— Надо сказать, что решиться прийти в Театр на Таганке в тот период — врагу не пожелаешь. Театр был в полном раздрае — брошен, раздираем конфликтами, громкими выяснениями отношений... и полной разрухой.
— Да, это был совсем не простой период для Таганки. Театр был в упадке — и творческом, и моральном, и физическом.
— И вы не испугались, рискнули?
— Я не боюсь, не боюсь признаться себе, если не получится. Надо начать. Начинаешь делать, собирать потихоньку труппу, восстанавливать по кусочкам здание, весь театральный механизм... Я, конечно, должна и занимаюсь всем: и финансами, и канализацией, и ремонтом, но всегда самое главное для меня было и есть — это творчество.
— Но было и еще одно сложное препятствие для человека, который пришел возглавить легендарную Таганку с таким великим прошлым.
— Чем больше кричать о великом прошлом, о том, что только так и больше никак, тем сложнее пробиться новому. А я пришла, чтобы строить Театр на Таганке сегодня, сейчас. Поэтому я считаю, что надо думать прежде всего об этом, не забывая, конечно, прошлого. Самое главное — найти интересный материал и создать качественный спектакль.
— Надо сказать, что вам уже многое удалось. Театр на Таганке обрел свое собственное творческое лицо, свою собственную популярность, его спектакли удостаиваются высшей в России театральной награды "Золотая маска". На вашей сцене создают спектакли такие успешные режиссеры, как Алексей Франдетти, Денис Азаров, Юрий Муравицкий... В репертуаре постановки самых разных жанров и направлений, классика и современность. Как вы этого достигли, с чего начали?
Здание Театра на Таганке - РИА Новости, 1920, 11.05.2023
— С самого главного для жизни театра — поиска настоящей драматургии, талантливой режиссуры и артистов, способных выполнять самые разные профессиональные задачи. И для этого я открыла творческий проект — режиссерскую лабораторию "Репетиции", из которой вышли все те режиссеры, о которых вы сказали, и еще много других, которые сегодня успешно трудятся в разных театрах. Мы продолжаем творческий поиск дальнейшего пути "Таганки". И сейчас открыли лабораторию по драматургии советского периода "Ликбез", для того, чтобы понять, как молодой режиссер может справиться с крепкой советской драматургией, которую я люблю и считаю отличной. У нас уже вышла первая премьера "Утиная охота" по пьесе Александра Вампилова. В новом сезоне еще премьеры: "Причал" Геннадия Шпаликова, "Шестеро любимых" и "Мой бедный Марат" по пьесам Алексея Арбузова и еще несколько замечательных названий.
Но мы не забываем о великом прошлом — в театре открыт мемориальный музей основателя театра и выдающегося режиссера Юрия Любимова, идут сегодня и два его спектакля: легендарный "Человек из Сезуана" и "Мастер и Маргарита".
Зрительный зал основной сцены Государственного академического Большого театра России - РИА Новости, 1920, 22.02.2023
Театр: особенности вида искусства, история, основные понятия
— При вас произошло поистине историческое событие — объединение двух театров: "Содружество актеров Таганки" и Театра на Таганке, на что уже перестали надеяться. Как вы сегодня ощущаете, труппа на самом деле стала единой, артисты работают вместе с удовольствием?
— Да, могу сказать, что это не формальное объединение, а союз по душе — работают вместе "старики" и новое поколение Театра на Таганке. И наш первый опыт — спектакль "Земляничная поляна", где рядом друг с другом играют Юрий Смирнов, Татьяна Сидоренко и Виктория Радунская, — успешно состоялся.
— Ирина Викторовна, как бы вы сформулировали кредо сегодняшнего Театра на Таганке?
— Я не умею формулировать, но у меня есть ощущение, что сегодня Театр на Таганке на правильном пути.
— У вас сегодня огромное хозяйство: четыре сцены — основная, новая, малая и недавно открытая для экспериментальных работ сцена на Факельном. Как вы справляетесь со всем этим? Что сегодня особенно беспокоит директора?
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкЗрительный зал в Театре на Таганке
Зрительный зал в Театре на Таганке  - РИА Новости, 1920, 11.05.2023
Зрительный зал в Театре на Таганке
— Прежде всего состояние "новой сцены" бывшего "Содружества актеров Таганки". Не только сцены и всего сценического оборудования, но и зрительного зала, фойе и так далее. Здесь предстоит серьезная работа.
— Вы занимаетесь хозяйством, направляете творческий процесс и при этом много играете сами, вы заняты во многих спектаклях театра. Правда, давно мы не видели вас в кино.
— Да, я давно не снималась, но недавно это произошло, снялась в фильме "Балет", премьеру которого ждем на днях.
— Ирина Викторовна, что для вас актерская профессия?
— Актерская — это не просто профессия, способ жизни. Если хотите — группа крови.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала