От Романовых до Сталина. Почему пластуны стали живой легендой русской армии
Во время Великой Отечественной войны в Красной армии была сформирована единственная пластунская казачья дивизия, которая отличалась от других казаков и формой, и боевыми задачами. К тому времени о навыках пластунов уже ходили легенды, слава этих пеших казаков в русской армии началась еще с Русско-турецкой войны (1787–1791), с того времени им давали особые поручения и чаще прочих родов войск отмечали наградами. Чем пластуны заслужили уважение соратников и страх врагов, какую роль играли на поле боя и за что их наградил государь Николай II? Об этом – в материале РИА Новости.
Казак без коня – не казак?
Фраза "ползать по-пластунски" знакома многим, а произошла она от характерного навыка казаков-пластунов – они зачастую часами пробирались ползком к лагерю врага через леса, поля и горные склоны. А потом либо ликвидировали часовых, либо брали в плен ценного "языка", либо выводили из строя артиллерию противника.
По предположениям филологов, слово "пластун" произошло от древнеславянского "плазати" (ползать). Владимир Даль в Толковом словаре живого великорусского языка (1-е издание 1863-1866 гг.) возводил слово "пластун" к слову "пласт": "Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля, подползают к нему или скрытно подстерегают".
Родина этих казаков – курень Пластуновский в Запорожской Сечи. Там еще в XVI веке на юго-западной окраине Дикого поля, в зарослях камыша, пластуны следили за движением татар, турок и поляков, рассказала профессор кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Людмила Терновая.
© Фото : МАММОфицеры 16-го Кубанского пластунского батальона
© Public domain Карта Черноморской кордонной линии в 1847 году
2 / 2
Карта Черноморской кордонной линии в 1847 году
© Public domain
"История пластунов на государевой службе началась в 1787 году с Русско-турецкой войны. Немногим позже по указу Екатерины II от 30 июня 1792 года вместе с другими запорожцами они переселились на Кавказ. Через два года курень из Запорожской Сечи был перенесен на Кубань, так появилась станица Пластуновская", – рассказала Терновая.
Из переселенцев сформировали Черноморское казачье войско, и личный состав защищал Кордонную линию – 260 верст от Черного до Каспийского моря вдоль Кубани и Терека, продолжила исследователь.
К тому времени о казаках сложился стереотип – казак воюет в седле. Пластуны же были пешими. Из-за этого в 1818 году начальник Кавказского корпуса генерал Алексей Ермолов отнесся к пластунским командам с недоверием, но, когда увидел их боевые навыки на практике, переменил мнение настолько, что сам начал организовывать новые мобильные пластунские команды.
© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкПамятник генералу Алексею Ермолову в одноименном сквере в городе Орел.
© РИА Новости / Алексей Варфоломеев | Перейти в медиабанкРепродукция портрета военачальника, генерала от инфантерии (1818 г.; с 1837 г. - генерал от артиллерии), в Отечественную войну 1812 - начальника штаба 1-й армии Алексея Петровича Ермолова работы художника Джорджа Доу из собрания Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
1 / 2
Памятник генералу Алексею Ермолову в одноименном сквере в городе Орел.
2 / 2
Репродукция портрета военачальника, генерала от инфантерии (1818 г.; с 1837 г. - генерал от артиллерии), в Отечественную войну 1812 - начальника штаба 1-й армии Алексея Петровича Ермолова работы художника Джорджа Доу из собрания Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
Уже в 1842 году каждый из 12 конных полков и девяти пеших батальонов Черноморского казачьего войска включал команду пластунов из 60 человек, следует из научной статьи доцента кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Пятигорского государственного университета Николая Николаенко.
Братство лучших
Но какие именно качества пластунов делали их особо ценным формированием в русской армии? В первую очередь в рядах пластунов существовало особенно крепкое товарищество, они никогда не бросали сослуживцев, а спасенный менялся со спасшим крестами, тогда они становились названными братьями и во всем помогали друг другу.
Изначально пластунов отбирали только из заслуженных казачьих семей, в которых воинские навыки передавались от отца к сыну. Среди пластунского братства не было места неопытным или несмышленым людям, так как их служба требовала годы опыта и немалой сообразительности, подчеркнула Терновая.
"Особая тактика пластунов складывалась веками, она называлась "волчья пасть и лисий хвост". Это сочетание отточенных навыков ближнего боя со скрытностью и умением "читать следы" противника в любой местности. Они умели подражать голосам животных, чтобы незаметно предупреждать друг друга об опасности. Были непревзойденными снайперами и ориентировались ночью так же хорошо, как и днем", – уточнила Терновая.
Во время войны в команды набирали и опытных охотников, которых приобщали к традициям этой общности. Они одевались в самую простую горскую одежду, чаще черного цвета, чтобы не привлекать внимания, преимущественно пластуны ходили в черкесках (мужская верхняя одежда, которая была распространена среди всех кавказских народов).
У пластунов даже существовали "заповеди", которые отображали как их ключевые навыки ведения боя, так и стоящие в основе их традиции принципы товарищества: "Стань призраком в стане врагов. Призрак внушает врагу ужас" и "Никогда не ставь себя выше других в боевом деле, тогда удача не изменит тебе, не отвернется Господь", подчеркнула Терновая.
По их делам учили воевать всю армию
Если в Османской империи знали о высокой эффективности пластунских групп еще в XVI веке, то армии европейских стран-агрессоров столкнулись с работой пластунов во время Крымской войны (1853–1856) в Севастополе. Там они сражались на ключевых точках обороны – Малаховом кургане, реке Каче и под Балаклавой. Пешие казаки уничтожали живую силу противника, выводили из строя целые артиллерийские батареи, а потом без потерь возвращались к своим позициям.
По словам Терновой, за ратные подвиги каждый месяц участия в Крымской войне был зачтен пластунам за год. При этом особенно отличившихся награждали крестами, медалями и высокими званиями чаще, чем в остальных родах войск. А память об их доблести запечатлена на холсте – в Третьяковской галерее и сегодня хранится эскиз картины Василия Перова "Пластуны под Севастополем", написанной в 1874 году.
Василий Перов "Пластуны под Севастополем", 1874
© Public domain
"А в последующей Русско-турецкой войне (1877–1878) при форсировании Дуная в первом эшелоне Дунайской армии шла 2-я сотня 7-го пластунского батальона. Тогда пластуны отличились при Систовском сражении и обороне Шипкинского перевала. Лучше всего об их ратных делах говорит один факт: в 1902 году было издано пособие для частей русской армии под названием "Тактика пластунского боя. Конспект тактики массовых армий", – обратила внимание Терновая
После этого пластунские формирования стали одними из самых престижных, и к началу Первой мировой войны в пластуны стали готовить в том числе дворян, продолжила она.
Один из фрагментов панорамы панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг." Её автор Ф.Рубо (1856-1928) запечатлел один день из 11-месячной обороны города - 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия отразила штурм 173-тысячного англо-французского войска.
Лично от императора
Сражение при пограничном городе Сарыкамыше в декабре 1914 – январе 1915 года стало одним из определяющих для Российской империи в Первой мировой войне. Русская армия сдерживала наступление турецких войск на Кавказ.
Российская сторона имела недостаточно войск для удерживания позиций при ожесточенном натиске превосходящих по численности войск противника. Но ход приближающегося сражения изменило прибытие 2-й Кубанской пластунской бригады (КПБ) генерал-майора Ивана Гулыги, которая у Сарыкамыша соединилась с 1-й КПБ под руководством генерал-майора Михаила Пржевальского.
Еще до самого сражения в начале декабря Николай II приехал на Кавказ лично наградить бойцов генерал-майора Гулыги Георгиевскими крестами. Подвигом было уже то, что они добрались к Сарыкамышу.
Николай II среди офицеров-пластунов, 1915 год
© Public domain
Как писал в своих воспоминаниях ветеран Первой мировой войны, полковник Кубанского казачьего войска Федор Елисеев, дорога 2-й КПБ лежала через Клыч-Гядукский перевал и почти нехоженые тропы гор Кавказа. Это было в конце осени, и пластуны буквально чудом уцелели, преодолевая покрытые льдом ущелья. Благодаря навыкам следопытов войска находили путь в непроглядных туманах.
После перехода снаряжение большинства пластунов пришло в негодность, у некоторых вместо черкесок остались буквально лоскуты, а обувь пришла в негодность, но даже это не помешало им вместе с другими подразделениями одержать победу в Сарыкамышском сражении.
"Потом при 30-градусном морозе, в сугробах по пояс пластуны ночью атаковали и захватили штаб турецкой пехотной дивизии. У подножья горы началась новая схватка, и преимущество окончательно перешло к российским войскам. Так, 4 января Кавказская армия под Сарыкамышем одержала победу, предопределившую ход войны на Азиатском театре", – пояснила Терновая.
После этого план Османской империи по захвату Закавказья окончательно провалился, а дальнейшие боевые действия уже велись на турецкой территории, продолжила ученый.
В итоге победа стала достоянием всех пластунов: 3-й Кубанский пластунский батальон получил разрешение носить на погонах вензеля цесаревича Алексея, а 6-й – императора Николая.
Вернулись в самый трудный час
После Октябрьской революции многие пластуны вместе с белогвардейцами покинули страну, однако в 1930-х годах, когда возникли предпосылки агрессии от Германии, казачество снова начало собирать силы для защиты страны и примирилось с советской властью.
Так, в газете "Красная звезда" от 24 апреля 1936 года опубликовано письмо советскому правительству от донского казачества: "Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины <...> Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину". После этого были сняты количественные ограничения на службу казаков в Красной армии, подметила Терновая.
Ополченцы казачьей кавалерийской дивизии в составе 3-го Украинского фронта Парамон Самсонович Куркин и его сын Михаил. Март 1943 года.
Через семь лет из казаков-добровольцев по просьбе Краснодарского крайкома ВКП(б) была сформирована 9-я пластунская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Петра Метальникова.
"9-я пластунская стрелковая дивизия участвовала в Висло-Одерской, Моравско-Остравской, Пражской и других операциях, освобождала Краков, Рацибурж, Опаву и закончила войну под Прагой", – пишет Терновая в научной статье.
За высокий профессионализм в военном деле, в частности за освобождение польских и чешских городов, 26 апреля 1945 года дивизию наградили орденом Кутузова II степени. К завершению Второй мировой войны пластунская дивизия дошла до Праги, уточнила исследователь.
Прямым наследником 9-й дивизии на сегодняшний день является 7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база, дислоцирующаяся в Абхазии.
Также на Кубани потомственные казаки по сей день сохраняют знания об отдельных элементах стиля пластунского боя и стремятся возродить его традиции для патриотического воспитания молодежи, добавила исследователь.
Материал подготовлен порталом "Российское казачество".