08:00 23.04.2023
(обновлено: 08:13 23.04.2023)
"Забыли главную традицию". Почему Красную горку отмечают неправильно
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкМолодожены во время гуляний накануне церковного праздника Красная горка на Поклонной горе
![Молодожены во время гуляний накануне церковного праздника Красная горка на Поклонной горе Молодожены во время гуляний накануне церковного праздника Красная горка на Поклонной горе - РИА Новости, 1920, 23.04.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/18/1570541144_0:0:2937:1652_1920x0_80_0_0_9b1f5386a0948675eca15e0cbb4913d9.jpg)
МОСКВА, 23 апр — РИА Новости, Никита Бизин. У православных верующих — Антипасха, или Фомина неделя. На Руси еще говорили: Красная горка. В этом празднике причудливо соединились церковные каноны и народные обычаи. О переплетении традиций — в материале РИА Новости.
"Нечто противоположное"
Спаситель воскрес, значит, жизнь обновилась. Так рассуждали крестьяне. И спустя неделю после Пасхи выходили в поля делать первую борозду. Поскольку от урожая зависело буквально все, начинали с особых ритуалов.
Например, кидали в землю скорлупу освященных яиц. Или устраивали импровизированный крестный ход с иконами и сельскохозяйственными орудиями. На первый взгляд, общего с христианством тут мало.
Да и в церковном календаре этот день называется странно — Антипасха. Среди невоцерковленных распространено мнение, что это отрицание воскресения Христа. Как ни парадоксально, предубеждение основано на евангельской истории.
Согласно Священному Писанию, воскресший Господь явился ученикам в Сионскую горницу. Те, опечаленные Его казнью, подумали, что перед ними призрак. Но Христос "показал им руки и ноги и ребра Свои" — и ученики "обрадовались, увидев Господа".
Правда, среди них по каким-то причинам не было Фомы. Когда ему рассказали, что Иисус восстал из мертвых, "неверующий апостол" счел это выдумкой. И поставил условие: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
© Public domain"Уверение Фомы". Караваджо, XVII век.
![Уверение Фомы. Караваджо, XVII век. Уверение Фомы. Караваджо, XVII век.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1b/1785721870_0:0:2768:2048_600x0_80_0_0_3d825948e4f9a6d3a24e7f4be22d4c3d.jpg)
© Public domain
"Уверение Фомы". Караваджо, XVII век.
"После восьми дней, — свидетельствует евангелист Иоанн, — опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!"
На самом деле Антипасха, как и вспоминаемое в этот день евангельское событие, не противопоставляется Пасхе.
"Греческая приставка "анти" совсем не обязательно означает нечто противоположное. В данном случае имеется в виду, что этот праздник стоит в паре с Пасхой — то есть соположный ей", — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Детская забава или чудо для императора
Фомина неделя — в честь главного героя, апостола Фомы. "Неделя" по-старославянски — "воскресенье". А вот почему Антипасху еще называют Красной горкой, сказать сложнее.
По одной из версий, из-за народной традиции: ставили небольшой деревянный помост — "горку", сверху клали крашеное яйцо, которое скатывалось вниз. Это символизировало камень, отваленный ангелом от гроба Спасителя.
© Public domain Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев
![Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/18/1570540507_0:0:1134:992_600x0_80_0_0_0cbe4e7019636c379944d6eb53c59593.jpg)
Дети, катающие пасхальные яйца. Художник Николай Кошелев
Яйца еще полтора века назад красили исключительно в красный цвет. Связано это с древним преданием.
Ближайшая ученица Иисуса Мария Магдалина, проповедуя в Риме, попала на аудиенцию к императору Тиберию. Святая протянула ему белое куриное яйцо и сообщила о воскресении Христа. Правитель воскликнул: воскресения не может быть, как не может это яйцо вдруг стать красным! И оно тотчас побагровело.
Впрочем, есть и другая гипотеза: название происходит не из христианства, а из язычества. Дело в том, что примерно в середине апреля, когда окончательно сходил снег, древние славяне отмечали Ярилу Вешнего.
Люди собирались на холмах, чьи вершины оттаивали первыми, и встречали весну. Такие горки называли красными. Означать это могло как "красивые", так и "нагретые солнцем".
"А еще возвышенности всегда воспринимались как точки притяжения потусторонней силы. Места общения людей со своими предками", – добавляет фольклорист Екатерина Дорохова.
CC BY-SA 2.0 / Maxim Massalitin / Катание яицКатание пасхальных яиц у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
![Катание пасхальных яиц у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском Катание пасхальных яиц у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском - РИА Новости, 1920, 21.04.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/04/15/1866894984_0:0:2950:1955_1920x0_80_0_0_f2bac81d3d5bc3281c57fc230fe6dae3.jpg)
Катание пасхальных яиц у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
Там же ставили большие качели. Но не для забавы, а, как говорили в старину, "на долгий лен". То есть, чтобы урожай был богатым. Это, по словам ученого, свидетельствует об изначальной связи со сменой времен года и сельским хозяйством.
До сих пор "качельные песни" можно услышать на западе Смоленской и Брянской областей.
Пора семейного счастья
Кроме того, праздник считался важным для незамужних девушек. Вместе с природой как бы пробуждались и силы внутри человека. Поэтому следовало задуматься о создании семьи.
Для этого совершали "вешние смотрины". Девицы выбирали приглянувшегося молодого человека, а потом "выкликивали" для себя семейное счастье с ним.
Произносимые слова причудливо сочетали народные заговоры с православными молитвами: "Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!"
На Красную горку обычно венчались. В наши дни эта традиция сугубо народная, но возникла она из-за особенностей церковного устава.
"Таинство венчания не совершается в сплошные (непостные) недели и в дни поста. В храмах перестают венчать с Мясопустной седмицы. Фомино воскресенье — первый за девять недель день, когда это дозволяется", — говорит церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).
Излишняя инициатива
Сейчас Красную горку отмечают не так широко, как раньше. Со временем возникли и новые обычаи.
Многие ходят в этот день на кладбище. А ведь по церковным канонам поминать усопших в Фомину неделю нельзя. Для этого есть Радоница.
"Только она выпадает на рабочий день. А у нас в стране к умершим особое отношение. Люди соблюдают поминальные традиции, несмотря ни на что. Поэтому и переносят обряды на Красную горку", — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.
© РИА Новости / Алексей Мальгавко | Перейти в медиабанкЖенщины покупают искусственные цветы на рынке в городе Тара Омской области в День поминовения (Радоница)
![Женщины покупают искусственные цветы на рынке в городе Тара Омской области в День поминовения (Радоница) Женщины покупают искусственные цветы на рынке в городе Тара Омской области в День поминовения (Радоница) - РИА Новости, 1920, 21.04.2023](https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/03/0b/1777712786_0:0:3076:2047_1920x0_80_0_0_f4b03a6518617f6c35fcdd5385b2e26d.jpg)
Женщины покупают искусственные цветы на рынке в городе Тара Омской области в День поминовения (Радоница)
Таким образом, дата приобретает совершенно иной смысл. Вполне возможно, через несколько десятилетий люди и вовсе забудут, что Красная горка была связана со свадьбами и встречей весны.
И это не единственный пример. Так, о популярных ныне "золовкиных посиделках" на Масленицу до революции вообще не знали.
Духовенство далеко не всегда поддерживает новые веяния. И на Красную горку рекомендует воздержаться от посещения кладбища.